Программа работы кружка по физике «Методы решения физических задач»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Феодосийский политехнический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
ГБ ПОУ РК
____________ О.Г. Сердюкова
(подпись)
«____» ______________2015 г.
Программа
Кружок по физике
«Методы решения физических задач»
(1 час в неделю, 34 часа)
Преподаватель дисциплины «Физика»
Дельнов Александр Николаевич
Феодосия
2015
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Феодосийский политехнический техникум»
Разработчик: Дельнов Александр Николаевич, преподаватель дисциплины «Физика» ГБ ПОУ РК «Феодосийский политехнический техникум»
Программа работы кружка по физике «Методы решения физических задач» рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии естественно-математических дисциплин.
Протокол № ____ от «____» __________ 2015 года
Председатель цикловой комиссии ____________ И.П. Сергеева
Пояснительная записка
Внеклассные занятия по физике предназначены для студентов I курса средних специальных общеобразовательных учреждений (учебник 10-11 классов по физике для общеобразовательных организаций / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2014 г.), изучающих физику на базовом уровне, проявляющих интерес к физическим явлениям природы, желающих принимать участие в олимпиадах по физике различного уровня.
Программа занятий учитывает цели обучения студентов I курса средних специальных общеобразовательных учреждений по физике и соответствует Федеральному Государственному Стандарту физического образования.
Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы классической механики, молекулярной физики, электродинамики, оптики и квантовой физики. Занятия рассчитаны на 34 часа (1 час в неделю). Программа разработана с таким расчетом, чтобы студенты получили достаточно глубокие знания по физике и смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности.
Поскольку физика, как наука о наиболее общих законах природы, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, способствует формированию современного научного мировоззрения, то для решения задач, формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов студентов в процессе изучения физики, основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от студентов самостоятельной деятельности по их разрешению.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.
Цели занятий:
- применение знаний по физике для решения физических задач с подробным анализом и глубоким осмыслением, т.к. в условии задачи нет явной ссылки на конкретный физический закон;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитания духа сотрудничества в процессе совместного выполнения физических задач.
Задачи занятий:
- развитие физической интуиции;
- приобретение определенной техники решения задач по физике в соответствии с
возрастающими требованиями современного уровня процессов во всех областях жизнедеятельности человека.
Виды деятельности:
- решение разных типов задач;
- занимательные опыты по разным разделам физики;
- применение ИКТ;
- занимательные экскурсии в область истории физики;
- применение физики в практической жизни;
Формы проведения занятий:
- беседа;
- практикум;
- выпуск стенгазет;
- студенческая олимпиада;
Студенты в ходе занятий приобретают:
- навыки самостоятельной работы;
- умения анализировать условие поставленной задачи, составлять план решения, проверять предлагаемые для решения задачи гипотезы (т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи).
Алгоритм решения задач по физике
- внимательно прочитайте и продумайте условие задачи;
- запишите условие в буквенном виде;
- выразите все значения в СИ;
- выполните рисунок, чертёж, схему;
- проанализируйте, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выявите те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления;
- запишите формулы законов и решите полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде;
- подставьте числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычислите искомую величину;
- проверьте решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу;
- проанализируйте реальность полученного результата.
Программа занятий
(34 часа, 1 час в неделю)
1. Введение (1 ч)
Инструктаж по технике безопасности.
2. Кинематика (4 ч)
Кинематика материальной точки. Графическое представление неравномерного движения. Вращательное движение твердого тела.
3. Основы динамики (4 ч)
Стандартные ситуации динамики (наклонная плоскость, связанные тела).
Движение под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном направлении. Движение под действием нескольких сил: вращательное движение. Динамика в поле сил.
4. Законы сохранения (3 ч)
Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Закон сохранения энергии. Правила преобразования сил. Условия равновесия и виды равновесия тел.
5. Основы МКТ и термодинамики (4 ч)
Температура. Энергия теплового движения молекул. Уравнение газа. Изопроцессы в идеальном газе. Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи.
6. Электродинамика (4 ч)
Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. Закон электролиза.
Правило буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца. Применение правила Ленца.
Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность.
7. Механические колебания (2 ч)
Законы гармонических колебаний материальной точки. Модели колебательных механических систем: математический маятник; пружинный маятник; физический маятник.
8. Электромагнитные колебания (4 ч)
Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока.
9. Световые волны (2 ч)
Законы геометрической оптики. Формула тонкой линзы.
Увеличение линзы. Интерференция волн. Дифракция волн.
Поперечность световых волн. Поляризация света.
10. Элементы теории относительности (2 ч)
Инварианты и изменяющиеся величины.
Относительность длины, массы, времени, скорости.
11. Излучение и спектры (2 ч)
Виды излучений.
Спектры и и
·х виды.
Спектральный анализ.
12. Квантовая физика (2 ч)
Фотоэффект и законы фотоэффекта. Модели атомов. Квантовые постулаты Бора. Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер.
Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема занятия
Содержание
Дата
план
факт
Введение.
Инструктаж по технике безопасности.
Кинематика. Решение задач
Кинематика материальной точки (произвольное движение; равномерное прямолинейное; равнопеременное прямолинейное; равномерное движение по окружности.)
Кинематика. Решение задач
Кинематика материальной точки (произвольное движение; равномерное прямолинейное; равнопеременное прямолинейное; равномерное движение по окружности.)
Кинематика. Решение задач
Графическое представление неравномерного движения.
Кинематика. Решение задач. Семинар
Вращательное движение твердого тела.
Основы динамики. Решение задач
Стандартные ситуации динамики (наклонная плоскость, связанные тела)
Основы динамики. Решение задач
Движение под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном направлении.
Основы динамики. Решение задач. Семинар
Движение под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном направлении.
Движение тела под действием нескольких сил. Решение задач
Движение под действием нескольких сил: вращательное движение.
Закон сохранения импульса. Решение задач
Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Закон сохранения энергии. Решение задач
Закон сохранения энергии.
Закон сохранения импульса и энергии. Решение задач. Семинар
Закон сохранения импульса и энергии.
Основы МКТ и термодинамики. Решение задач
Температура. Энергия теплового движения молекул.
Уравнение газа. Решение задач
Основное уравнение МКТ. Уравнение Менделеева - Клайперона.
Изопроцессы. Решение задач
Изопроцессы в идеальном газе. Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи.
Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи, решение задач. Семинар
Изопроцессы в идеальном газе. Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи.
Закон Кулона. Решение задач
Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.
Закон Ома. Решение задач. Семинар
Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Закон Ома для полной цепи. Закон электролиза.
Силы Ампера, Лоренца. Решение задач
Правило буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца. Применение правила Ленца.
Закон электромагнитной индукции. Решение задач. Семинар
Явление самоиндукции. Индуктивность.
Механические колебания. Решение задач.
Законы гармонических колебаний материальной точки. Модели колебательных механических систем: математический маятник; пружинный маятник; физический маятник.
Механические колебания, Решение задач. Семинар
Законы гармонических колебаний материальной точки. Модели колебательных механических систем: математический маятник; пружинный маятник; физический маятник.
Электромагнитные колебания. Решение задач
Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.
Электромагнитные колебания. Решение задач
Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.
Электромагнитные колебания. Решение задач
Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.
Электромагнитные колебания, Решение задач. Семинар
Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.
Световые волны. Решение задач.
Законы геометрической оптики. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.
Интерференция, дифракция волн. Решение задач. Семинар
Интерференция волн. Дифракция волн.
Элементы теории относительности. Решение задач
Инварианты и изменяющиеся величины. Относительность длины, массы, времени, скорости.
Элементы теории относительности. Решение задач. Семинар
Инварианты и изменяющиеся величины. Относительность длины, массы, времени, скорости.
Излучение и спектры.
Решение задач.
Виды излучений.
Спектры и их виды.
Спектральный анализ
Излучение и спектры. Решение задач.
Виды излучений.
Фотоэффект. Решение задач.
Фотоэффект и законы фотоэффекта. Модели атомов. Квантовые постулаты Бора. Закон радиоактивного распада.
Ядерные реакции. Решение задач. Семинар
Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.
Ожидаемый результат образовательного курса
Расширение и углубление предметных знаний.
Развитие приемов интеллектуальной и практической деятельности.
Развитие познавательной активности и самостоятельности, опыта самореализации личности студентов.
Литература
1. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский: М.: Просвещение, 2014, - 416 с.
2. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский: М.: Просвещение, 2014, - 416 с.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Федеральный институт педагогических измерений РФ: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Государственный выпускной экзамен 11-х классов в 2015 году. Федеральный институт педагогических измерений РФ: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Список
учащихся, посещающих внеклассные занятия кружка «Методы решения физических задач» на 2014-2015 учебный год.
Руководитель: Дельнов Александр Николаевич
№
п/п
Ф.И.О. студента
Курс, группа
Примечание
1.
Варенникова Наталья Игоревна
1 курс, группа ПКС-14 1/9
2.
Грищенко Анастасия Александровна
1 курс, группа ПКС-14 1/9
3.
Гридинский Роман Алексеевич
1 курс, группа ПКС-14 1/9
4.
Грищенко Анастасия Александровна
1 курс, группа ПКС-14 1/9
5.
Зыкин Петр Алексеевич
1 курс, группа ПКС-14 1/9
6.
Костенко Карина Викторовна
1 курс, группа ПКС-14 1/9
7.
Назаров Максим Сергеевич
1 курс, группа ПКС-14 1/9
8.
Рыжиков Виктор Владимирович
1 курс, группа ПКС-14 1/9
9.
Сизоненко Анастасия Александровна
1 курс, группа ПКС-14 1/9
10.
Тараканов Николай Владимирович
1 курс, группа ТПП-14 1/9
11.
Аблязова Саиде Акиповна
1 курс, группа ТПП-14 1/9
12.
Брюзгин Александр Владимирович
1 курс, группа ТПП-14 1/9
13.
Васильева Елена Олеговна
1 курс, группа ТПП-14 1/9
14.
Горб Анна Владимировна
1 курс, группа ТПП-14 1/9
15.
Зражевская Анна Валентиновна
1 курс, группа ТПП-14 1/9
16.
Колодяжная Анна Николаевна
1 курс, группа ТПП-14 1/9
17.
Кондратенко Вероника Юрьевна
1 курс, группа ТПП-14 1/9
18.
Мельничук Анастасия Сергеевна
1 курс, группа ТПП-14 1/9
19.
Балов Дмитрий Иванович
1 курс, группа МЭПЗ-14 1/9
20.
Гунько Иван Витальевич
1 курс, группа МЭПЗ-14 1/9
Расписание работы кружка «Методы решения физических задач» на 2014-2015 учебный год
Вторник: 16.00 – 17.00. Кабинет физики, ауд. № 304.
13PAGE 15
13PAGE 14315
·ђЗаголовок 1ђЗаголовок 2ђЗаголовок 3ђЗаголовок 4ђЗаголовок 5ђЗаголовок 6ђЗаголовок 7ђЗаголовок 8ђЗаголовок 915