Доклад к областной научно-практической конференции по теме Преемственность в системе экологического образования и воспитания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 3 пгт. Тымовское"
694400, Россия, Сахалинская область, Тымовский район, пгт. Тымовское, ул. Криворучко, 27, тел./факс: 8 (42447) 2-17-19, 2-10-40 tymovsk_school3@mail.ruФормирование и развитие личностных универсальных учебных действий
через экологическое образование во внеурочной деятельности
Манько Инна Александровна
Адрес электронной почты: inna15.03.76@mail.ru«Единственным критерием истины является опыт»
Леонардо да Винчи
Актуальность темы: Экологическая культура как часть общечеловеческой культуры определяет уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценки своего положения в нём, а также собственное отношение человека к миру природы. Актуальность экологического образования диктуется временем, так как ни для кого не секрет, что современная эпоха переживает глубокий экологический кризис. Общество вошло в антагонистическое противоречие с природной средой и от нас, жителей планеты Земля, напрямую зависит поиск выхода из этого тупика. В законе «Об Охране окружающей среды» отмечается, что в целях повышения экологической культуры общества устанавливается система всеобщего комплексного и непрерывного экологического образования. Но многие виды учебной деятельности, начинаясь на уроке, требуют затем дальнейшего продолжения, ведь для детей очень важно завершить начатый на уроке разговор, или дело, для них также необходимо общаться с учителем и одноклассниками на волнующие их темы и вне рамок урока. Поэтому процесс формирования экологического сознания просто необходимо продолжать во внеурочной деятельности, которая, объединяя все виды и формы деятельности обучающихся, направлена, прежде всего, на воспитание и социализацию личности, а также на развитие и совершенствование личностных качеств.
Степень изученности темы: Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой. Проблемы экологического воспитания рассматриваются такими авторами, как А.Н. Захлебный, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, Л.П. Суравегина. В них авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания. Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова. В настоящее время, благодаря реализации ФГОС НОО и теперь уже стандартов основного общего образования в современных школах на занятиях по внеурочной деятельности появилась возможность реализовывать разнообразные образовательные программы по формированию экологической культуры, соблюдая преемственность.
Гипотеза: Используя принципы непрерывного экологического образования, можно сформировать и развивать у школьников личностные универсальные учебные действия, которые и смогут обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся по отношению к природе, а именно: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими экологическими принципами, усвоить знание моральных норм поведения в природе, воспитывать понимание в необходимости личной активной деятельности по защите окружающей среды.Целевая установка темы: создание условий для формирования личностных УУД школьников на занятиях внеурочной деятельности экологической направленности.
Предмет рассмотрения: применение разнообразных способов и путей в образовательном процессе для создания условий по формированию личностных УУД школьников на занятиях внеурочной деятельности экологической направленности.
Но как выбрать образовательную программу, которая будет «работать» в конкретных условиях и принесёт ощутимый результат для современных школьников? Какими методами и приёмами нужно пользоваться учителю, чтобы сформировать у детей личностные действия, позволяющие взять на себя ответственность за сохранение природной среды?
Для ответов на эти вопросы мною была начата работа на занятиях по внеурочной деятельности по предмету: «Моя первая экология» для ребят начальной школы в 2013 году. На сегодняшний день эта работа продолжается, и уже шестиклассники продолжают посещать занятия по внеурочной деятельности по данному предмету уже четвёртый год. По моему мнению, результаты работы можно оценить и проанализировать.
Особенности предмета рассмотрения: На основе авторской программы В.А. Самковой «Моя первая экология», мною была составлена рабочая программа для обучающихся 3, 4, 5 и 6 классов, целью которой является организация внеурочной деятельности, направленная на формирование осознанного отношения к объектам природы, на развитие взглядов о необходимости и возможности решения экологических проблем, на воспитании уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды. На занятиях, которые проходят один раз в неделю, использую разнообразные формы, методы, приёмы обучения, которые помогают развивать у ребят личностные учебные действия. Используемые виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентированная. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, самостоятельная работа, лекция, игра, практическое занятие в аудитории, экскурсия, лабораторная работа. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский. Систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экологических знаков, театрализованные представления, съёмка видеороликов, проведение экологических акций, гербаризация, составление памяток по природоохранному поведению. Предполагаются также различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в проведении общешкольного месячника экологии, участие в организации экологических праздников.
Представляю результаты своей работы:
Степень вовлечённости ребят в посещении занятий по предмету внеурочной деятельности «Моя первая экология» составлял в 3-ем классе 2013 году 50%, в 2016 году – в этом же классе - 95% (в этом году практически все ребята 6 « А» класса посещают внеурочные занятия по предмету «Экология», к ним также присоединились ребята из 6 «Б» класса – ещё 32%).У ребят развивается любознательность и сформирован интерес к изучению природы методами искусств. К примеру, ребята с удовольствием мастерят на занятиях экологические рубашки из бумаги, изготавливают объёмные модели цветов лотоса и улиток при изучении экосистем, разучивают и распевают песни о природе на теме «Прогулка на луг», рисуют рисунки в защиту природы, создают открытки по теме: «Охраняемые растения и животные», создают композиции из природных материалов, снимаются в экологических видеороликах и т.д.
Особенно любимой формой работы для детей являются, конечно же, экскурсии в природу. Каждый раз ребята спрашивают: «А куда мы пойдем?», а я отвечаю им: «В школьный сквер!». Сначала вижу на лицах разочарование, ведь юные исследователи мечтают о покорении опасных сопок, непроходимых лесах и переправах по бурным рекам, однако, после каждой проведённой экскурсии вижу, как радостно блестят их глаза, сколько эмоций вызывают выполненные задания на свежем воздухе, вижу их удивление от разных маленьких открытий, сделанных в таком, вроде бы знакомом школьном сквере, чувствую их потребность в общении с живой природой. А этой осенью ребята предложили мне, чтобы все занятия проходили в сквере. Но, увы, сахалинская погода не позволяет нам проводить все занятия на улице.
Хочется поделиться игровыми приёмами, которые использую при проведении занятий: например, при изучении темы «Природные зоны», нужно выполнить упражнение с мячом «Пересеки Арктику» (по сигналу один из тройки, изображающий полярную лисицу, поддерживаемый под локти двумя другими играющими – тюленями, встает на мяч и, переступая, катит его). Это упражнение позволяет не только получить знания об экстремальных условиях арктических пустынь, но и напомнить ребятам об обитателях этой природной зоны и научить дружеской поддержке. Когда мы занимаемся по теме «Языки общения», ребята с помощью мимики и жестов учатся передавать друг другу важную информацию, что способствует формированию способов невербального общения, создаёт приятный микроклимат в коллективе. При изучении экологии тропических лесов дети по очереди изображают животных джунглей без слов. Очень нравится им игра «Ассоциации» при изучении темы «Наши общие проблемы», когда нужно объяснить такие понятия как свалка, пожар, Красная книга, загрязнение почвы, смог, не называя их.
Одной из важных форм работы по формированию личностных УУД считаю организацию разновозрастного взаимодействия для ребят. В нашей школе под моим руководством создана экологическая группа «Эко-Класс!», которая работает с 2011 года. Ребята средней и старшей школы занимаются проектной и природоохранной деятельностью. Эти ребята проводят на занятиях по внеурочной деятельности различные экологические праздники и турниры знатоков экологии: «Праздник работников леса», «Всемирный день воды!». «День наблюдения за птицами», «День Биоразнообразия», «Всемирный день здоровья» с флешмобами на переменах и т.д. Многие ребята, посещающие «внеурочку», надеются в будущем стать членами группы «Эко-Класс!» и организовывать подобные мероприятия.
Мои ученики с удовольствием участвуют в разнообразных конкурсах экологической направленности: конкурс рисунка и информационная страничка ко Дню Амурского тигра и дальневосточного леопарда, конкурс фотографий «Эти забавные животные!», имеют дипломы, грамоты, благодарственные письма дистанционных Всероссийских конкурсов.
В прошлом году ученица 5 класса Борознина Юлия с проектно- исследовательской работой «Шиншилла – моя давняя мечта!» участвовала в областной научно – практической конференции для школьников «Войдите в волшебные двери!», проводимой «Зооботаническим садом» г. Южно-Сахалинска, где заняла I место в номинации «Родентология».
Не обходим мы с ребятами и практические природоохранные мероприятия: участвовали в акции «Экологический десант» по уборке территории вокруг школы, также хочется отметить, что ребята добровольно присоединились к группе «Эко-Класс!», когда мы приняли решения убраться в парке им. А.Д. Грищенко перед летними каникулами.
Кроме того, в ноябре этого года ребята, посещающие занятия по внеурочной деятельности, после упорной двухмесячной подготовки приняли участие в региональном экологическом фестивале «Экология. Творчество. Дети», где заработали Диплом III степени за показ театрализованного представления, участие в конкурсах рисунка и фотографий, а также за создание экологического видеоролик «Берегись автомобиля!»
Подводя итоги, хочется отметить, что организация внеурочной деятельности экологической направленности существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности. Благодаря занятиям, сценарии которых предполагают использование игровых, тренинговых, исследовательских, творческих методов работы, ребята с удовольствием включаются в деятельность, которая развивает их личностные учебные действия: умение ставить цели и проектировать пути их достижения, контролировать и оценивать свои действия в природе. Кроме того на подобных занятиях развиваются чувства жалости, вины, совести, по отношению к животным, исчезающим растениям. Кроме того у детей формируется активная гражданская позиция, что выражается в участии их в экологических проектах и природоохранных мероприятиях, акциях, ребята реально ощущают смысл и видят результат своей работы, ведь изучая, познавая природу, становишься умнее, добрее, находишь и вовлекаешь в этот процесс друзей. Положительное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обращаться к деятельности лучших общественных экологических организаций, к произведениям литературы и искусства – ко всему тому, что создает и поддерживает благоприятный социально-психологический дух у молодёжи. Выступая с экологическими докладами перед аудиторией в классе, школе, районе, ребята чувствуют себя успешными, у них формируются лидерские качества, развивается умение инициировать «добрые» дела и вести за собой единомышленников. Читая и обсуждая произведения разных авторов на тему охраны природы, у ребят воспитывается не только любовь к окружающим нас чудесам природы, но и чувство ответственности за свои действия, понимание неотвратимости последствий для всего человечества за разрушение природы. Возвращаясь к эпиграфу своего выступления, хочется добавить, что опыт по формированию личностных универсальных учебных действий мною уже приобретён, остаётся только пополнять его копилкою интересных форм деятельности для развития экологического мировоззрения у ребят.