Методическая разработка на тему:Организация гражданско-патриотического воспитания на примере подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
МОУ «Георгиевская гимназия»
Методическая разработка на тему
«Организация гражданско-патриотического
воспитания учащихся
на примере подготовки
к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне».
Автор разработки
Макарова Виктория Викторовна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Георгиевская гимназия»,
г.Егорьевск, Московская область
2015 год
Оглавление
1. Аннотациястр. - 3
2. Введение стр. 4-5
3. Цели методической разработки стр. 6
4.Основная частьстр.
4.1 Устный журнал «Патриотами
не рождаются, патриотами становятся»стр. 7-12
4.2 Урок Памяти, посвященный 70-летию
освобождения Освенцима»стр. – 14-19
4.3 Патриотическая акция «Знамя Победы»стр. 20-25
5.Заключениестр. – 26
6. Список использованной литературыстр. - 27
Аннотация
Данная методическая разработка посвящается некоторым формам и методам организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Одним из приоритетных направлений учебно - воспитательной работы МОУ «Георгиевская гимназия» является гражданско-патриотическое воспитание. В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне наш педагогический коллектив хотел избежать шаблонов, заорганизованности, создать особый эмоциональный настрой в ученическом коллективе, вовлечь как можно больше учащихся в поисковую работу под девизом «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой».
Координирующим и направляющим центром этой работы стал гимназический историко-краеведческий музей.
Разработка содержит материалы по подготовке и проведению общешкольных мероприятий (Урок Памяти, устный журнал «Патриотами не рождаются, патриотами становятся», патриотическая акция «Знамя Победы»), а также рекомендации по организации и проведению в школе патриотической акции Бессмертный полк.
Методическая разработка может быть полезна классным руководителям, учителям истории, организаторам работы школьных музеев.
Введение
ФГОСы второго поколения ставят особые задачи перед учителями истории. Среди личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и освоения содержания курса «История России» я выделила бы следующие:
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе;
Метапредметные результаты:
использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах( сообщение. эссе, презентации, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
Предметные результаты:
формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, культурной, этнической, социальной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей идеалов на основе изучения исторического опыта России.
В связи с этим и внеклассная работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне кажется мне особенно важной и актуальной.
Данная методическая разработка представляет систему работы учителя и руководителя школьного музея по организации гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Цели методической разработки
Раскрытие опыта подготовки и проведения общешкольных мероприятий гражданско-патриотической направленности.
Описание видов совместной творческой деятельности педагога и учащихся.
Раскрытие опыта организации гражданско-патриотических акций в школьном коллективе.
Оказание учителю помощи в выборе наиболее эффективных форм работы по воспитанию российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству.
Раскрытие роли гимназического историко-краеведческого музея как координирующего и направляющего центра работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается
Устный журнал
«Патриотами не рождаются, патриотами становятся»
12 декабря 2014 года
70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается
Устный журнал «Патриотами не рождаются, патриотами становятся»
Этап подготовки
1. Анкетирование учащихся 11-8 классов
1. Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?а) знаю;б) слышал;в) слышу сейчас впервые;г) затрудняюсь ответить.
2. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?а) с первой;б) со второй;в) затрудняюсь ответить.
3. Патриотизм – это…а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;б) позитивное чувство к Родине;в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;г) готовность к самопожертвованию; д) затрудняюсь
4. Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну?
1) Да, приходилось (приведите, пожалуйста, примеры)
2) Нет, не приходилось
3) Затрудняюсь ответить
5. Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В чём это проявляется?
6. Что, на Ваш взгляд, еще необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодёжи
7. В чем проявляется истинный патриотизм? 1) в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы; 2) в голосовании на выборах за патриотические партии; 3) в участии в деятельности патриотических организаций; 4) в праздновании исторических событий и юбилеев; 5) в конструктивной критике недостатков в стране; 6) в работе с полной отдачей сил по своей специальности; 7) в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма ;
8. Считаете ли Вы себя патриотом? 1) Да 2) Нет
Итоги анкеты анализируют юные социологи (учащиеся 10-11 класса)
2. Задания для учащихся:
1. Стихотворение «Товарищи участники войны»
слова М.Городецкого
Уже цветы им были вручены,
Когда фотограф
Зарядив кассету,
Сказал: «Позвольте
Снять вас для газеты,
Товарищи участники войны».
Они по-детски были смущены,
Но по-солдатски
Сбросили усталость.
А я подумал:
Сколько ж вас осталось,
Товарищи участники войны? …И никогда
Мы много лет победной той весны
Спокойно смотрим сны, Забыть не сможет мир,
А вас – и Большой и светлый.
Рядовых, А это значит, что и вы -
И полководцев – бессмертны,
Несправедливо мало остаётся, Товарищи участники войны!
Товарищи участники войны.
2.Сообщение о плакате «Родина-мать зовет»
Автором плаката «Родина-мать зовет» стал художник Ираклий Тоидзе. По его словам, первоначальная идея будущего шедевра родилась, когда он увидел лицо своей жены Тамары, вбежавшей с сообщением о начавшейся войне. Образ был собирательным, но первые наброски плаката художник сделал с замершей по его просьбе супруги. Плакат «Родина-мать» был создан в конце июля 1941 г..
Ираклий Моисеевич Тоидзе через много лет после окончания Великой Отечественной войны рассказывал историю, услышанную от знакомого ему фронтовика.
Наши войска обороняли город от превосходящих сил противника. И, как это довольно часто бывало в первые месяцы войны, город отстоять не удалось. Когда бойцы покидали его, один солдат, увидев на стене полуразрушенного дома плакат, воскликнул: «А как же мама моя?!». Он отстал от товарищей, снял плакат со стены, аккуратно сложил его и, сунув под гимнастерку, бросился догонять свое подразделение. И тут вражеская пуля достала его.
Случай этот весьма символический: он говорит об огромном эмоциональном воздействии, которое плакат оказывал на фронтовиков. Представляется, что влияние на людей этого произведения и песни «Священная война» были ни чуть не меньше, а может и намного сильнее, чем беседы на тему, зачем и почему надо защищать Родину…
Созданный в первые дни войны плакат «Родина-мать зовет!» был размножен миллионными тиражами и в разных форматах. Репродукцию с него размером меньше даже почтовой открытки фронтовики хранили на груди рядом с партийным или комсомольским билетом, с фотографиями матерей, невест, детей…
3. Сообщение о мемориале «Солдатское поле»
В Волгоградской области находится мемориальный комплекс, который называется «Солдатское поле»
Одним из элементов Солдатского поля является скульптура тоненькой девочки с цветком в руке, устремляющейся к братской могиле, как олицетворение спасенного поколения. Рядом с девочкой - треугольник письма майора Дмитрия Петракова с подлинным текстом на нем (в годы войны, за неимением бумаги, русские солдаты отправляли письма родным без конвертов, свернув их треугольниками). Строки этого письма до сих пор обжигают душу болью и мужеством тех, кто приходит к мемориалу "Солдатское поле".
Вот строки из этого письма: « Моя черноглазая Мила. Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой, кругом воронки, и здесь же растет цветок. И вдруг очередной взрыв, василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки… Мила, папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком"
4. Патриотическая акция «Письмо с фронта» (принимают участие учащиеся 5-7 классов). Лучшие письма, написанные учащимися, будут зачитаны на одной из страничек журнала.
5. Патриотическая акция «Плакаты Великой Отечественной» (принимают участие учащиеся 8-11 классов»). Плакаты используются для оформления зала, где проходит устный журнал.
6. Подготовка презентации - «страницы устного журнала»
7. Приглашение ветеранов войны, тружеников тыла, родителей.
8. Подготовка памятных буклетов для гостей.
9.Подготовка экскурсий в музее гимназии (группа экскурсоводов, актив музея)
10. «А музы не молчали» - номер художественной самодеятельности (песня Ю.Антонова «Снегири»)
Страницы устного журнала
1 страница - стихотворение Л.Щипахиной.
Как пес голодный на помойке, почти на грани естества
Идет-бредет по перестройке Иван, не помнящий родства.
Слепой истории ошибка, чужой корысти тайный труд…,
Но, слышишь, Порт-Артур и Шипка тебя по имени зовут.
И шепчет придорожный тополь сквозь оседающий туман,
Что помнит град Константинополь твой острый меч и щит, Иван.
Ужель душа не прозревает, услышав отдаленный глас:
«Владей Кавказом» - призывает, твой побратим Владикавказ.
Твой след на суше и на море, и след в величии былом.
Не ветерок, а тень викторий витает над твоим челом…
Еще ты до сих пор не понят, хранящий гены торжества…
Тебя весь мир подлунный помнит, Иван, не помнящий родства.
2 страница – итоги анкетирования старшеклассников.
В анкетировании приняли участие более 40 учеников 11,10, 9-х классов. Мы познакомим вас с наиболее важными на наш взгляд вопросами и ответами на них.
Всем учащимся знакомо это слово – патриотизм. И вот какие определения патриотизма выбрали они из предлагаемого списка.
Патриотизм – это…преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;
Патриотизм – это…
позитивное чувство к Родине;
Патриотизм – это…
бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;
Четвертый вопрос анкеты показался нам одним из наиболее интересных:
4. Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну?
Предлагались следующие варианты ответа:
1) Да, приходилось (приведите, пожалуйста, примеры)
2) Нет, не приходилось
3) Затрудняюсь ответить
Все участники анкетирования выбрали первый вариант ответа.
Какие же события приводятся в качестве примеров?
Это наша Победа в Великой Отечественной войне
Это полет в космос Юрия Алексеевича Гагарина
Разве можно было не вспомнить блестящие победы нашей сборной в олимпийском Сочи
Ну а следующие примеры свидетельствуют о том, что гимназисты люди неравнодушные и занимают активную позицию по отношению к Родине. Чувство гордости за Родину вызывают у них возвращение Крыма в состав России и та позиция, которую наша страна занимает по отношению к Новороссии, оказание гуманитарной помощи Луганску и Донбассу.
А я обратила внимание на несколько анкет, в которых гимназисты пишут о том, что нельзя путать понятия патриотизма с проявлением крайних форм национализма. Цитирую анкету: «Сейчас можно услышать такие слова: «Россия для русских». Но ведь это не что иное, как разжигание вражды и ненависти. Вспомним, в годы войны против фашизма поднялся весь многонациональный народ Советского Союза. И нужно проводить разъяснительную работу, чтобы идеям, которые пропагандировали в свое время нацисты, в нашем обществе не было места » . Мне кажется, что в этих ответах как раз и проявилась активная позиция гражданина по отношению к своей родине.
Ну а на восьмой вопрос
Считаете ли Вы себя патриотом? Абсолютное большинство гимназистов ответило единодушным ДА
3 страница - рассказывает о работе школьного музея – Зала боевой славы и
патриотических акциях: «Письмо с фронта», «А музы не молчали», «Плакаты Великой Отечественной». Зачитываются письма-победители конкурса «Письмо с фронта».
Рассказ о памятнике солдатскому письму на мемориале «Солдатское поле».
4 страница – посвящается плакатам Великой Отечественной, наиболее известному – «Родина мать зовет».
5 страница –«Дети и война». Выступление В.И.Попова «Мое босоногое детство»
6 страница – «… А это значит, что и вы - бессмертны, товарищи участники войны!». Выступление ветеранов.
7 страница – «Бессмертный полк».
Уважаемые ветераны Великой Отечественной войны, воины-интернационалисты, дорогие земляки - егорьевцы!
Открытое письмо педагогического коллектива МОУ «Георгиевская гимназия». 9 мая 2015 года наш народ будет отмечать 70-летие Великой Победы. В Егорьевске есть замечательные традиции, связанные с этим поистине всенародным праздником. Ветераны войны и труженики тыла приходят к Вечному огню и отдают дань уважения и мертвым, и живым, тем, кто не забыт, и тем, кто не забудет. С каждым годом все меньше ветеранов приходит к Вечному огню. Пройдет еще два-три года, и кого увидят у Вечного огня наши дети? С этого вопроса, произнесенного вслух, и началось то, что сегодня стало Бессмертным Полком. Дорогие земляки! Мы предлагаем присоединиться к патриотической акции Бессмертный полк, которая ежегодно проходит во многих городах России и превратить Бессмертный полк во всенародную традицию празднования Дня Победы 9 Мая. Полк открыт для всех. И нам очень важно быть сегодня ОДНИМ народом. Хотя бы раз в год. Наших дедов и прадедов соединил один окоп. Давайте и мы, благодаря им живые, встанем 9 Мая в ОДИН ПОЛК. Встанем вместе с теми, чьи светлые лица должны вернуться на наши улицы в этот день, с фотографиями солдат, нашей родни близкой и дальней. Встанем без флагов и напыщенных речей, без выгоды и амбиций. По настоящему, гордо. Во весь рост. Как ОНИ поднимались в атаку. Часто – последнюю. Они должны идти победным строем в любые времена. Мы приглашаем всех, кому дорога память о фронтовиках-победителях, сформировать наш Бессмертный полк. Возьмите фотографию своего солдата и приходите 9 мая на построение Бессмертного полка. На 07.09.2014 в Российской Федерации в полк записалось 72198 человек. Директор гимназии Жиденькова В.Ю
8 страница - «А музы не молчали». Номер художественной самодеятельности.
МОУ «ГЕОРГИЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
День науки 30 апреля 2015 года
Урок Памяти на тему «Освенцим»
Учитель истории
Макарова Виктория Викторовна
Цели и задачи Урока Памяти:
1. Урок посвящается 70-летию освобождения советскими войсками одного из самых страшный концлагерей – Освенцима-Биркенау (Аушвица).
2. В ходе урока еще раз обратить внимание учащихся на понятия холокост, нацизм, расовая теория.
3. Создать соответствующий теме эмоциональный фон (использовать стихи, музыкальные фрагменты).
4. Использовать воспитывающий потенциал документальных фотографий и документального фильма «Освенцим – дорога в ад».
5. Обратить внимание учащихся на угрозу возрождения нацизма, возникшую в результате попустительства и двойных стандартов в отношении России, используемых политиками США, Украины и некоторых других стран.
Примечание: урок проводится по оригинальному сценарию, в основу которого положены материалы Интернета, публикации газеты «Советская Россия» за январь-февраль 2015 года, материалы из хрестоматии по истории СССР (М.,1976г.) , книга А.Лебедева «Солдаты малой войны» (М.,1957 г.)
Сегодня мы проводим не совсем обычный урок. Я назвала его Уроком Памяти. Этот урок посвящается 70-летию освобождения советскими войсками одного из самых страшный концлагерей – Освенцима-Биркенау.
В этом концлагере, превращенном в фабрику смерти, гитлеровцы уничтожили около полутора миллиона человек – главным образом евреев, а также пленных красноармейцев, коммунистов и антифашистов из разных стран и разных национальностей. По решению генеральной ассамблеи ООН, 27 января отмечается как День памяти жертв холокоста.
В 70-ую годовщину освобождения Освенцима в мемориальный комплекс на месте бывшего концлагеря состоялись памятные мероприятия. В этот торжественный и скорбный день в Польшу приехали сотни узников Освенцима.
И каждый из них вспоминал тот далекий день 27 января 1945 года. Счастливый и страшный день для маленького польского городка Освенцим. Люди, заточённые за колючей проволокой в концентрационном лагере, готовились к смерти, а обрели надежду на жизнь. Заключённые в огромных, не по размеру, тюремных робах, женщины — в халатах, бежали в разные стороны: кто-то навстречу солдатам, кто-то, напротив, в испуге от них.
«Никогда не забуду вкус русского хлеба» - говорит Лидия Максимович, одна из тех семи тысяч узников, которых семь десятилетий назад спасли красноармейцы. Она была тогда пятилетней малышкой, но два года ужаса и страданий и правда об освободителях навсегда остались в памяти
Перед глазами освободителей — войск 1-го Украинского фронта, занявших лагерь, — предстала страшная картина брошенной впопыхах «фабрики смерти». Многие поляки, русские, цыгане, французы, венгры и, конечно, евреи, всех возрастов — мужчины, женщины, дети — тогда ехали со всей оккупированной Европы в этот пункт назначения без обратного билета. Многие ехали добровольно, с тюками, набитыми вещами, ведь их уверяли, что это простое переселение. По прибытии «переселенцам» тут же приказывали бросить всё имущество и выстроиться в шеренги. Начиналась «селекция». Детей, слабых женщин, стариков тут же увозили на грузовиках. В течение ближайшего часа их уничтожали как ненужный материал. Кого-то с помощью газовой камеры, кому-то кололи фенол, когда были отстроены крематории, часто в них людей жгли живьём.
Тем, кого не убивали сразу, на руке выбивали порядковый номер, а затем отправляли в бараки. «Уродцев», близнецов и лилипутов ждал в своём кабинете «ангел смерти» доктор Менгеле. Он проводил в концлагере эксперименты, которые, по его словам, были направлены на увеличение рождаемости и уменьшение числа генетических отклонений у арийской расы. Об этих экспериментах до сих пор слагают легенды и по их мотивам снимают фильмы ужасов.
Всех отобранных для жизни брили наголо и переодевали в полосатые робы. Женские волосы после передавали на производство — ими набивали матрасы для моряков.
Стихи читает Анастасия Терегерина
В конце 1944 года, когда советские войска были недалеко от Освенцима, лагерное начальство объявило эвакуацию заключённых на территорию Германии. Эту эвакуацию сами заключённые прозвали «маршем смерти» — тех, кто не мог идти, отставал, падал, фашисты расстреливали и забивали. Колонна оставляла за собой сотни трупов. Всего немцам удалось вывезти около 60 тысяч заключённых.
24 января советская армия была уже на подходе. Тогда немцы начали уничтожать лагерь. Они разрушали крематории, поджигали склады с отобранными у узников вещами, минировали подходы к Освенциму.
27 января 1945 года советские солдаты смогли взломать ворота лагеря. Немцы оставили в Освенциме около 7,5 тысяч человек — самых слабых, не способных преодолеть длинную дорогу. Их планировалось уничтожить в ближайшие дни...
У меня в руках тонкая книжка. Называется она «Солдаты малой войны». Ее автор - Александр Федорович Лебедев. У книги есть подзаголовок: «Записки освенцимского узника». Александр Федорович рассказывает о том, что и в страшных условиях концлагеря советские военнопленные не потеряли способность к сопротивлению. В марте 1942 г. ими была создана подпольная организация. Связь с другими подпольными организациями поддерживали в том числе советские офицеры Александр Лебедев (узник № 88349), Федор Скиба (номер неизвестен), Петр Махура. Помочь, поддержать больных и истощенных голодом узников, получить и дать информацию, найти способ спасти людей от уничтожения — главный смысл движения Сопротивления в лагере. Дух сопротивления наиболее зримо проявился в организации побегов.
6 ноября 1942 г. советскими военнопленными был осуществлен массовый побег. В нем приняли участие несколько десятков человек. Лишь единицам узников удалось уйти от преследования. После войны они оставили свои воспоминания. В архиве Государственного музея Аушвиц-Биркенау также сохранилось 12 телеграмм лагеря об индивидуальных побегах 27 советских военнопленных (26 — за 1944 год, 1 — за 1943). Но бежавших было гораздо больше. В некоторых сохранившихся карточках военнопленных также есть отметки о побегах.
Подсчитано, что с конца 1943 г. по лето 1944 г. бежали 42 военнопленных, из них 29 успешно.
А сейчас прозвучит песня. Она имеет самое непосредственное отношение к теме нашего сегодняшнего урока.
Э.Колмановский, Л.Ошанин. «Я вернусь к тебе ,Россия»
Написали ее Эдуард Колмановский и Лев Ошанин. Написали, узнав о находке, которая была сделана в 1956 году при расчистке территории бывшего нацистского лагеря Заксенхаузен. В развалинах нашли тетрадь, в которой было 50 стихотворений, написанных одним из заключенных. Имя его не установлено.
Стихи неизвестного узника концлагеря прочитает Андрей Валявков.
Прежде, чем мы посмотрим фрагмент документального фильма «Освенцим – дорога в ад», я хотела бы сказать несколько слов в заключении.
К огромному сожалению, великий и трагический юбилей стал разменной картой в руках нечистоплотных современных политиков. Пытаясь свести счеты с Россией, они оскорбляют память жертв нацизма и его победителей, кощунствуют, растаптывают чувства выживших, глумятся над историей.Освенцим освободили войска 1-го Украинского фронта под командованием маршала И.С. Конева. Среди солдат и офицеров, рвавшихся на помощь еще живым, были русские и украинцы, белорусы и казахи, евреи и татары – сыны многих народов Советского Союза. Разве мог кто-то из них даже в страшном сне предположить, что через семь десятилетий с виду респектабельные государственные деятели на голубом глазу запишут в освободители лагеря только украинцев – по названию фронта? Разве могли об этом подумать поляки – создатели и хранители музея в Освенциме? И разве такой истории учили будущих европейских дипломатов и чиновников в ведущих университетах, преподавателям которых, по-человечески, должно быть стыдно за уровень знаний своих выпускников.
Видимо, есть и сегодня единомышленники Геббельса, считавшего, что повторенная тысячу раз ложь становится правдой.Мы не согласны с этим. Правде тяжело. Правду вымарывают из украинских учебников истории вместе с Днем Победы и понятием «освобождение от фашистских захватчиков». Правду не пускают в ЮНЕСКО, блокируя под влиянием постпредства Латвии выставку «Угнанное детство» о жертвах Холокоста.Но для России – Великая Победа над нацизмом – это не вопрос политических оценок или идеологических взглядов. Это факт национальной памяти. Памяти каждой семьи, каждого наследника Победы.Правда пробьет себе дорогу и вернется к людям. Так было всегда. Об этом говорит история.Мы, потомки Поколения Победителей – должны быть смелыми и не бояться делиться личной и семейной памятью о Великой Отечественной и Второй Мировой войне. Памятью, которую сохранили для нас предыдущие поколения и которую мы сохраним для наших потомков.Только общими силами мы сможем противостоять наглым попыткам подменить исторические факты фальшивыми трактовками, направленными на разрушение общей памяти и разобщение братских народов.
Просмотр документального фильма «Освенцим – дорога в ад».
Сценарий проведения патриотической акции «Знамя Победы»
Инициатором акции «Знамя Победы» является Совет ветеранов и Комитет по образованию администрации Егорьевского муниципального района. Впервые проведенная пять лет назад, она призвана отдать дань уважения величайшему подвигу миллионов соотечественников, отстоявших свободу и независимость нашей страны в годы Великой Отечественной войны.
Дата: 20 апреля 2015 г.
Почетный караул: ( учащиеся 11 класса).
* Добрый день, дорогие ветераны и уважаемые гости. В преддверии 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне в гимназии проходит патриотическая акция «Знамя Победы». Инициатором акции «Знамя Победы» является Совет ветеранов и комитет по образованию администрации Егорьевского муниципального района.
* Акция призвана отдать дань уважения величайшему подвигу миллионов соотечественников, отстоявших свободу и независимость нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Принимая Знамя Победы в нашей гимназии, мы соприкасаемся с историей тех военных лет и преклоняем головы перед подвигом солдат нашей Родины.
Торжественное мероприятие, посвященное акции «Знамя Победы», объявляется открытым!
Звучит гимн РФ.
* Взвейся, Знамя Победы! Государственный флаг!
Слышу голос из бездны: «Здесь победный наш стяг!
Мы под знаменем красным шли бесстрашно вперед
За любимую Родину, за советский народ!»
* Пусть же Знамя Победы в этом зале стоит,
С вами, прадеды, деды, пусть оно единит!
Это важно сегодня для тебя, для меня.
Вспоминаем героев мы, скорбя и любя.
* Внимание! Прошу всех встать. Право внести Знамя Победы предоставляется
(пауза.) Принимает Знамя будущий офицер, учащийся 11 класса, Горгоцкий Александр.
* Знамя Победы - это государственная реликвия РФ. В соответствии с федеральным законом Знаменем Победы является штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водруженный 1 мая 1945 года на здании рейхстага в городе Берлине Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария.
* Сегодня будет день воспоминаний И в сердце тесно от высоких слов.Сегодня будет день напоминаний О подвиге и доблести отцов.
* «Баллада о войне». Поет победитель фестиваля «Юные таланты Московии» Шумова Оксана.
* Зажглась на небе яркая звездаВ тот майский день, когда пришла Победа.И пусть бегут безжалостно года,Им не затмить тот яркий лучик света,
* Победа в сердце каждого живет.Она во мне, как праздник самый светлый.Он никогда – я верю – не умрет,Ведь он бессмертной памятью согретый.
* Уважаемые гости, для вас выступают учащиеся 5 класса. «Казаки в Берлине».
* Наш родной город Егорьевск не остался безучастным к событиям ВОВ. В годы войны на фронт ушли 25 тыс. егорьевцев, 10523 из них не вернулись обратно, в том числе 45 учителей. В военное время в нашем городе было открыто 12 госпиталей. 12 тыс. егорьевцев участвовали в строительстве оборонных сооружений в Воскресенском районе.
* На торжественном мероприятии, которое проходило в гимназии 9 апреля, присутствовали ветераны войны. Им были вручены медали «70 лет Победы в ВОВ».
(Смена почетного караула у Знамени Победы)
(Слово предоставляется директору гимназии).
* С благодарственным словом к ветеранам обращается учащаяся 11 класса Сафронова Алена, внучка ветерана Великой Отечественной войны Сафронова Николая Ивановича.
Алена:
Спасибо вам, ветераны-
Солдаты минувшей войны,
За ваши тяжелые раны,
За ваши тревожные сны.
Мы помним, чтим поклоном низким
Всех, кто войну не пережил,-
И тех, ушедших в обелиски,
И тех, кто вовсе без могил.
Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война.
Мы в сердце вечными словами
Погибших будем вспоминать.
У нас, до этих дней доживших,
О прошлом память не умрет:
Пока мы чтим за Русь погибших,
Доколь бессмертен наш народ!
(Алена дарит благодарственное письмо ветеранам)
* Мы предоставляем слово ветерану….
(ответное слово ветерана)
* Если хочешь узнать о войнеИ о майской победной весне,Попроси солдатскую матьПисьма на фронт почитать.На страницах застыли года.Жива память о них всегда.
* Мы приглашаем на сцену лауреата школьного конкурса чтецов « Салют, Победа!» Королеву Марину. «Баллада о матери».
* Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты подарили всей планете
Великий май, победный май!
* Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой
Судьбу решая будущих столетий,
Солдаты бой вели, священный бой!
* Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победою домой пришли.
Солдаты мая, слава вам навеки
От всей страны, от всей земли.
* «Три танкиста». На сцене победители фестиваля «Юные таланты Московии»: Тузов Павел, Базанов Иван, Лисицын Егор.
* В маленькой ручке Цветы у мальчишки. Он этот букетик На мрамор положит. Не может войну Помнить этот малышка, Однако забыть ее Тоже не может. * Как позабыть, Если мир подарили Те, для кого он принес Свой букет. Цветы возложил мальчик К братской могиле, Людям, планету спасшим от бед. За то, чтоб резвились, За то, чтоб играли, Спокойные сны Чтобы видеть могли, За то, чтобы дети Войны не видали, Бороться обязаны люди земли!
* «Освенцим». Читает победитель фестиваля «Юные таланты Московии» Терегерина Анастасия.
* Есть в каждом нашем доме клад,
В историю страны он вписан,
В шкатулке воинских наград
Хранятся пачки старых писем.
В них боль страны, сражений дым,
Бомбежек гул, огонь пожарищ,
Дань и погибшим, и живым,
И скорбное: «Прощай, товарищ!»
* Тем письмам семь десятков лет,
Война видна там с первых строчек.
Их с фронта посылал мой дед –
Я помню с детства этот почерк.
* Мы приглашаем на сцену Акатьеву Наталью. «Мы вернемся назад». Письма читают Лещев Егор и Федоров Павел.
* И будет день с улыбками, слезами.
Утихнет боль. Поймем мы: смерти нет.
Они всегда в строю, навеки вместе с нами
В одном святом строю идут и внук, и дед.
(Слово предоставляется В.В.Макаровой. Проводится первое построение Бессмертного полка Георгиевской гимназии).
* Вспомним всех поимённо,Сердцем вспомним своим,Это нужно не мёртвым – Это надо живым!
* Минутой молчания почтим память тех, кто погиб в борьбе за мир и счастье на Земле, за нашу жизнь.
(минута молчания)
«Бухенвальдский набат» (номер идет сразу после минуты молчания без объявления)
* Внимание! Прошу всех встать. Право вынести Знамя Победы предоставляется будущему офицеру, учащемуся 11 класса, Горгоцкому Александру. Знамя Победы займет почетное место в школьном Зале боевой славы.
.
Торжественный вынос знамени
Заключительное слово директора гимназии.
Примечание: *этим значком в сценарии отмечены слова ведущих. Во время проведения акции вели церемонию учащиеся 11 класса и учитель.
Заключение
В ходе подготовки и проведения мероприятий, посвященных 70-летию Победы, достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты:
Проведенная в гимназии работа в рамках подготовки к 70-летию Победы способствовала осмыслению учащимися социально-нравственного опыта предшествующих поколений, воспитанию российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, к представителям старших поколений, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
Метапредметные результаты:
Участвуя в подготовке мероприятий, учащиеся решали творческие задачи, представляли результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, презентации, публичные выступления и др.);
использовали современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях и интернет-ресурсы; работали с электронными архивами
В ходе подготовки и проведения различных мероприятий в полной мере проявили себя преимущества методики коллективных творческих дел и педагогики сотрудничества: готовность к сотрудничеству с соучениками, с учителями, коллективная работа, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
Предметные результаты:
Продолжилось формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
патриотическая акция «Знамя победы», устный журнал «Патриотами не рождаются, патриотами становятся» и другие мероприятия стали важными культурно-историческими ориентирами для гражданской, культурной, этнической, социальной самоидентификации личности наших учащихся. Именно эти ориентиры помогут им в познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, в усвоении базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России.
Список использованной литературы
Использованная литература и Интернет – ресурсы.
Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2013 г. N 417 «О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Распоряжения Правительства РФ от 2 января 2014 г. N 1-р «О плане основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г».
Распоряжение Правительства РФ от 07 февраля 2011г. №163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015годы».
Газеты «Литературная газета» и «Советская Россия» (рубрика «Знамя Победы») за март-апрель 2015 года.
Материалы из хрестоматии по истории СССР (М.,1976г.)
А.Ф. Лебедев, «Солдаты малой войны» (Записки освенцимского узника) (М.,1957 г.)
Официальный сайт Бессмертного полка – moipolk.ru
Pomnivoinu.ru – каталог сайтов о войне