Выступление на районном методическом объединении воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Выступление на районном методическом объединении воспитателей дошкольных образовательных учреждений Сокольского района на базе филиала МКОУ Заболотновской ООШ «Георгиевская начальная общеобразовательная школа»
Тема:
«Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Очень приятно видеть всех вас у нас в гостях. Наша профессия очень трудная. Она требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Поэтому, наверное, она и самая интересная.
Сегодня мы пригласили Вас в нашу школу, чтобы поделиться опытом. Мы делаем с вами одно дело – растим будущее нашей страны. И то, каким оно будет, зависит от нас с вами тоже. Ни Вам, ни нам в одиночку не добиться успеха. Поэтому нам необходимо работать сообща!
Современная школа – большой и сложный организм, здоровая работа которого обеспечивается множеством служб и участие в них педагогических работников. С 2009-2010 учебного года ОУ осуществляло функции дошкольного, начального и основного общего образования. В ОУ произошло слияние коллектива школы и коллектива детского сада. В 2012 году произошла реорганизация МКОУ Георгиевская основная школы и мы стали Филиалом МКОУ Заболотновской ООШ.
Система работы в школе ориентирована на развитие преемственности между дошкольным и школьным образованием и воспитанием.
        Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с нарушением преемственных связей между детским садом и начальной школой в целях, содержании, методах обучения и воспитания и изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
        Таким образом, преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
        Сегодня понятие преемственности практикуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
        Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.
        Школа и детский сад как два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка к новому социальному статусу влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.
        Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
        Стоит заметить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителям необходимо познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
        Как в дошкольном обучении, так и в школе, образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности (коммуникативной, физической), самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.
        Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:
а)  координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
б) обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.
        При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной социальной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
Задачи, которые являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена:
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
Обеспечение эмоционального самоощущения, развитие условий для разнообразной художественной деятельности.
Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.
Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе.
Включение детей в различные форсы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).
Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативности, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.
Таким образом, организация работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием заключается в следующем:
создание системы непрерывного обучения.
Создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка.
Формирование психологической готовности к школе.
Формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования.
Создание новых творческих мастерских и проектов.
Поступление ребёнка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребёнка. Он привыкает к новым социальным условиям, ему трудно осмыслить своё новое положение.
        В настоящее время часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. Не научив детей в детском саду важнейшим приёмам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Успешное развитие личности ребёнка во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовки детей к школьному обучению. В понятие «готовность к школьному обучению» или «школьная зрелость», входят следующие параметры: развитие эффективно – потребностной, произвольной, интеллектуальной сферы и речевое развитие ребёнка. Нормально развивающийся в дошкольном детстве ребёнок приходит в школу с определённым уровнем развития этих психических сфер.
        В структуре психологической готовности, педагоги выделяют следующие наиболее значимые компоненты:
Личностная готовность – формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Ребёнок готов к школе, если школьное обучение привлекает его не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность предполагает и развитие эмоциональной устойчивости у ребёнка, на фоне которой возможно развитие учебной деятельности.
Интеллектуальная готовность. Предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса знаний, дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интереса к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способности применения символов, развитие зрительно-двигательных координаций.
Социально-психологическая готовность – наличие у детей коммуникативных качеств, развитие потребности в общении, умения подчиняться интересам детской группы.
А также среди готовности к школьному обучению большое значение имеют:
Когнитивная готовность – сформированность познавательных процессов и навыков, необходимых для учебной деятельности;
Речевая готовность – умение выражать свои мысли с помощью речи.
Мотивационная и социальная готовность.
Достичь позитивных результатов можно только при условии тесного сотрудничества, взаимопонимании и взаимодействия по основным компонентам образовательной системы: цели, содержанию, формам, методам и приёмам обучения и воспитания.
Заведующая фиалом: Гусева Елена Мих. 24.03.2015года
15