«Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей (учет индивидуальных особенностей в ходе урочной и внеурочной деятельности)»


Лекция с курсов по данной теме помогает мне в работе.

«Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей (учет индивидуальных особенностей в ходе урочной и внеурочной деятельности)»
Задание 1: изучите основные положения психологии и педагогики детской индивидуальности и ответить на вопросы теста.
1. Понятие индивидуальности
Индивидуальность в большинстве словарей и учебников по психологии определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности. 
Психолог В.С.Мерлин разработал теорию интегральной индивидуальности, согласно которой индивидуальность человека складывается из совокупности индивидуальных свойств и своеобразия взаимосвязей между ними. То есть, если два человека будут иметь два одинаковых набора свойств (что очень маловероятно), то они будут все равно непохожи по поведению, т.к. связи между этими свойствами будут разные.
2. Понятие индивидуального подхода и психолого-педагогического сопровождения
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы сгруппой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их индивидуальные особенности.
Индивидуализация образовательного процесса обеспечивается сегодня через разработку индивидуальных образовательных маршрутов, траекторий, индивидуальных образовательных программ, индивидуальных учебных планов.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой персональный путьдвижения личности в направлении реализации собственного потенциала на протяжениивсего периода развития, становления и жизнедеятельности в целом посредством включения всистему образования.
Индивидуальный образовательный маршрут отражает временную последовательностьреализации образовательной деятельности ребенка на определеннойступени обучения, вконкретном возрастном периоде.
Индивидуальная образовательная программа – документ, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов, разработанный с учетом индивидуальных возможностей обучающегося.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
«Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, – это значит «следовать вместе с кем–то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то». Понятие «сопровождение» введено в науку петербургскими учеными Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой и трактуется ими как помощь ребенку в принятии решений в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых несет он сам.
Е.И. Казакова дает следующее определение сопровождению – это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
По мнению М.Р. Битяновой, сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Е.А. Козырева считает, что сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, обеспечение развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
По мнению М.И. Рожкова, сопровождение в психолого-педагогическом смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение – это специально созданная система помощи и поддержки ребенка, обеспечивающая успешность его обучения, воспитания и социализации.
Особое внимание сегодня уделяется реализации принципа индивидуального подхода к одаренным детям и детям с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети требуют особого психолого-педагогического сопровождения.
Основным направлением деятельности образовательных учреждений в аспекте психолого-педагогического сопровождения одаренных детей является выявление одаренности и поддержка развития способностей ребенка.
Основным направлением деятельности школы васпекте психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является создание условий для их успешной социальной адаптации иинтеграции в общество. Для детей-инвалидов, детей с ограниченнымивозможностями здоровья, особенно для детей со сложными нарушениямиразвития такая социальная адаптация возможна при обучении их бытовым исоциальным навыкам и умениям, навыкам самообслуживания и коммуникации.
К задачам, которые необходимо решать в сопровождении одарённых детей и детей с ОВЗ, необходимо отнести:
- разработку адаптированных программ, индивидуальных образовательных программ;
- охрану и укрепление физического и психического здоровья; профилактику неврозов;
- предупреждение изоляции детей в группе сверстников; формирование навыков общения, взаимопонимания, умения жить в обществе, сотрудничать;
- формирование адекватной самооценки, чувства уверенности в себе;
- обучение решению жизненных проблем; формирование самостоятельности, ответственности, навыков самоорганизации;
- помощь в самоопределении;
- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
3. Одаренность как индивидуальная особенность ребенка
Одаренность рассматривается как потенциал человека к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения. Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.
4. Ограниченные возможности здоровья как индивидуальная особенность ребенка
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
К обучающимся с ОВЗ относятся и дети, имеющие статус ребенок-инвалид.
Инвалид -лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Статус инвалида устанавливает Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.
5. Педагогическая классификация лиц с ограниченными возможностями здоровья
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Диапазон различий в развитии поступающих в школу детей с ОВЗ чрезвычайно велик. Это касается не только группы детей с ОВЗ в целом, но и каждой входящей в неё категории:
I -ребёнок достиг к моменту поступления в школу уровня развития,близкого возрастной норме,и есть возможность благополучного развития в условиях полной образовательной интеграции (инклюзии)
II -развитие не приближается к возрастной норме, но есть возможность дальнейшего сближения с ней в условиях специального обучения
III -развитие ребёнка явно не соответствует возрастной норме и возможность сближения с ней маловероятна даже в условиях специального обучения
IV-развитие ребёнка не сопоставимо с возрастной нормой и дальнейшее развитие возможно только в условиях специального индивидуализированного обучения
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации существуют следующие организационные модели обучения детей с ОВЗ:

Задание 2: изучите основные нормативные документы, определяющие особенности обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей в ходе урочной и внеурочной деятельности
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
 Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.