Выступление-доклад районной конференции по духовно-нравственному воспитанию Обращение к семье и педагогу

ОБРАЩЕНИЕ К СЕМЬЕ И ПЕДАГОГУ

Корягина Л.В.
к.п.н.
директор МОУ Дмитровской средней общеобразовательной школы №2

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
На первый план выдвигается проблема возрождения духовно-нравственных семейных ценностей, традиций славянского православного воспитания. В настоящее время необходимо объединение усилий всех институтов общества для решения этой общенациональной задачи.
Святой апостол Павел пишет: Если же кто о своих и особенно домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим 5, 8). Вот так жестко. Не пишет, например: "Кто плохо молится и не радеет о своем деле», а кто о своих домашних не печется.
В современном мире, где осталось так мало любви, семья тихая пристань, спасительный оазис, куда человек должен стремиться ото всех бурь и забот. Заповедь о любви к Богу и ближним воплощается в первую очередь в семье.
Всё больше и больше людей, и родителей, и учителей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь». А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
Воспитание - питание души и сердца ребенка возвышенным, благородным, прекрасным. Образование - ваяние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный процесс заключается в создании образа жизни путем питания души красотой.
Подлинным источником красоты является национальная культура.
К сожалению, истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. Нам нужны праздники, события, позволяющие понять самих себя, найти и вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом.
Главная задача родителей не в том, чтобы дать ребенку лучшую одежду, еду и игрушки, а чтобы образовать его. То есть взрастить в нем образ Божий, спасти его душу, а остальное приложится.
Сейчас многие родители задумываются о духовно-нравственном воспитании детей, кто-то пытается делать самостоятельные шаги в этом направлении, кто-то обращается за помощью в школу, в церковь. Такие ответственные шаги и решения можно только приветствовать. Но зачастую эти обращения поступают, когда в семье уже происходят проблемы, когда подростки уже приобрели относительную независимость от родительской семьи и стали зависимыми от тех или иных пороков.
Необходимо признать, в первую очередь, что духовно-нравственное воспитание и образование – это процесс неделимый между семьей и школой. Воспитывающая среда должна быть единой - ценностные ориентиры и установки не должны противоречить друг другу. Поэтому так важно встать на путь диалога, на путь достижения взаимопонимания и поддержки. Уже сейчас, только в начале такого сработничества можно сказать, что в школах Дмитровского района есть положительные примеры такого взаимодействия: родительские клубы, встречи с родителями, беседы со священниками. Особо хочется отметить открытую позицию Российской Православной Церкви, в частности Благочиния церквей Дмитровского округа, поскольку такое взаимодействие уже является трехсторонним.
Несмотря на очевидность выбора, некоторые родители пока сомневаются, стоит ли ребенку изучать Основы православной культуры. Однако, большинству сомневающихся родителей нечего противопоставить информационной агрессии, беспринципности, невоспитанности, которые просто обрушиваются лавиной на нашу молодежь. Невозможно отгородить ребенка от мира, да этого и не нужно. Необходимо дать ему четкие ценностные установки и ориентиры, благодаря которым ребенок сам сможет совершать свой выбор в различных жизненных ситуациях.
Если ребенок узнает, "что такое хорошо и что такое плохо» не по Маяковскому, а по Закону Божьему, если получит в своей жизни стержень веры в Бога, если узнает, что за все наши дела мы дадим ответ не только за гробом, но и в этой жизни, он сможет противостать миру и его злу. У Высоцкого есть слова: "Если путь прорубая отцовским мечом, ты соленые слезы на ус намотал, если в жарком бою испытал, что почем, значит, нужные книги ты в детстве читал». И наша задача дать детям эти книги, то есть воспитание.
Кстати, о книгах и других важных средствах воспитания. Сегодня мы вновь и вновь заостряем внимание на том, как важно, привить ребенку с детства любовь к чтению, вкус к хорошей литературе. Делать это нужно как можно раньше, не ленясь читать детям вслух. Если малыш привыкнет к хорошим, настоящим книгам, у него не будет желания читать плохие. Сейчас время компьютеров, DVD и мобильных телефонов, и молодежь читает очень мало. Но научиться пользоваться компьютером можно очень быстро, а вот научиться читать книги, не имея с детства такой привычки, очень сложно. То же можно сказать и про качественные, хорошие фильмы и мультфильмы. Воспитав вкус ребенка в этой области, мы убережем его глаза и уши (а главное, душу) от похабных, бездарных поделок. Он, скорее всего, сам не сможет их смотреть. Покупая для детей диски, убедитесь, какое у нас огромное количество замечательных отечественных фильмов и мультфильмов для детей. И конечно, они не идут ни в какое сравнение с западной продукцией.
Часто в школу за психологической помощью обращаются одинокие матери, воспитывающие сыновей-подростков. В беседе выясняется, что у ребенка просто не было положительного мужского примера перед глазами. Хочется пожелать мамам не причитать о трудностях, а постараться организовать встречу ребенка с духовным наставником, чтобы был у него такой постоянный пример. Если такое общение станет привычным для ребенка, то мама может быть спокойна, что даже если подросток постесняется о чем-то рассказать, посоветоваться с ней, то у священника он получит правильный ответ и наставление. В школах района есть опыт организации бесед священнослужителей с проблемными подростками и планируется такой позитивный опыт развивать.
Очень важна позиция как родителя, так и учителя в деле духовно-нравственного воспитания молодежи. Под лежачий камень и вода не течет. Родителям и педагогам пора признать, что время раздумий прошло. Пришло время ответственно осознать, что христианское, православное воспитание дает ребенку прививку, духовный иммунитет против всего того зла, которое усиливается с каждым днем.
В заключение хочется сказать, что усилия семьи, педагогов, духовников, направленные на духовно-нравственное воспитание молодежи не пройдут даром и не станут тщетными, а воздадутся многократно. Хочется привести простой пример из жизни. В октябре месяце этого года по приглашению владыки Ювеналия довелось мне, как и многим моим коллегам – директорам школ Московской области, присутствовать на конференции по духовно-нравственному воспитанию молодежи в г.Коломна. После плодотворной совместной работы подарил Владыка Ювеналий каждому участнику эксклюзивное издание «Монастыри и храмы Московской епархии» в двух томах. Везла я этот дар весом в пять килограмм из Коломны в Дмитров, не зная, что самый главный подарок будет впереди. Распечатав по приезду новые книги, начинаю листать и на первых же страницах вижу: Благочиние церквей Дмитровского округа, Борисо-Глебский мужской монастырь. На фотографии подле стен монастыря перед памятником святым Борису и Глебу – Владыка Ювеналий, Благочинный церквей Дмитровского округа протоиерей Афанасий, а рядом с ними ученики нашей второй Дмитровской школы держат памятную гирлянду. Вспомнилось, как ребята плели эту красивую гирлянду, как торжественно мальчишки понесли ее к памятнику, как пришлось им проявить все свое терпение и сдержанность, гирлянда тяжелая была. Вот казалось бы, и дело это доброе было – малое, а как оказалось отмечено! Так и все наши шаги, даже малые, на верном пути к добру, красоте видит Господь, и добро это стократ к нам вернется.


РЕЗЮМЕ

На первый план выдвигается проблема возрождения духовно-нравственных семейных ценностей, традиций славянского православного воспитания. В настоящее время необходимо объединение усилий всех институтов общества для решения этой общенациональной задачи.
Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Воспитание - питание души и сердца ребенка возвышенным, благородным, прекрасным. Образование - ваяние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный процесс заключается в создании образа путем питания души красотой. Подлинным источником красоты является национальная культура.
Необходимо признать, в первую очередь, что духовно-нравственное воспитание и образование – это процесс неделимый между семьей и школой. Воспитывающая среда должна быть единой - ценностные ориентиры и установки не должны противоречить друг другу. Поэтому так важно встать на путь диалога, на путь достижения взаимопонимания и поддержки.
Родителям и педагогам пора признать, что время раздумий прошло, пришло время ответственно осознать, что христианское, православное воспитание дает ребенку прививку, духовный иммунитет против всего того зла, которое усиливается с каждым днем.









13PAGE 15


13PAGE 14115




15