Статья(из опыта работы) Компетентностный подход в экологическом образовании и воспитании обучающихся 
Компетентностный подход в экологическом образовании и воспитании обучающихся.
(из опыта работы учителя биологии и экологии МОБУ «Кузнецовская СОШ» Носковой Людмилы Алексеевны)
  Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры. 
В условиях современного экологического кризиса решение экологических проблем   рассматривается  с позиции двух стратегий: 
 1 - технологическая, предусматривает разработку и  внедрение ресурсосберегающих технологий   
 2 - гуманитарная, призвана способствовать изменению самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни. 
Предоставить возможность решать проблемы, ещё не значит решить их. Для этого нужно быть компетентным в области рационального природопользования, а этому нужно учиться и учить. 
На сегодняшний день преодоление экологического кризиса возможно не столько при помощи инновационных технологий, сколько  путем формирования нового типа  мышления.  Это невозможно без мотивации  к  личному  участию  в  решении  экологических  проблем  с  целью  улучшения  качества  окружающей среды.  В  связи  с  этим  разработка  и  совершенствование  учебно-методического  обеспечения  непрерывного  экологического  образования школьников  является  одной  из  первоочередных  задач.
В условиях модернизации российского образования в отечественной педагогике и школьной практике утверждается компетентностный  подход  как  результативно-целевая  основа  образования. Под компетентностным подходом в образовании понимается формирование  результатов  как  признаков готовности выпускника продемонстрировать соответствующие компетенции (по Д.С. Ермакову). 
В нашей школе с целью формирования экологической грамотности обучающихся, как и во многих других учебных учреждениях применяется метод исследовательских проектов.
Метод проектов  всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они  выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Обучающиеся школы с удовольствием занимаются исследовательской деятельность и делятся результатами работы на школьных и районных научно-практических конференциях.
За последний год подготовлена серия проектов обучающимися        начальной школы:
«Лекарственные растения села»;«Лечебные свойства меда»;
«Осторожно, муравейник!» и др.
средней школы:
         «Изучение химического состава семян растений»;
         «Учет численности скворцов в с.Кузнецово и д.Шоя-Кузнецово»;
         «Уровень озеленения школьной территории» и др.
старшей школы:
          «Эликсир жизни» (изучение уровня загрязнения вод прудов, расположенных на территории села); «Влияние шума на организм человека»;
           «Влияние электромагнитного излучения на состояние человека» и дрОбучающиеся школы с удовольствием занимаются исследовательской деятельность и делятся результатами работы на школьных и районных научно-практических конференциях.
  В рамках  экологического   воспитания и образования обучающихся в  нашей школе разработана программа дополнительного образования «Мы одна семья на планете Земля», целью которой является  воспитание бережного отношения и любви к  окружающему миру, а также ответственности за сохранение планеты для наших потомков, воспитание детей, любящих и знающих флору и фауну родной республики.
Программа экологического воспитания «Мы одна семья на планете Земля»   опирается на следующие принципы:
Гуманистического воспитания (доброе отношение к окружающей флоре и фауне);
Деятельного подхода (организация интересной деятельности: игровой, творческой, досуговой);
Природосообразность (особенности возрастной психики и физиологии ребенка);
Творчества и успеха  (ребенок, благодаря творчеству, выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; успех стимулирует дальнейшее творчество);
Выбора (ребенок выбирает цель работы, содержание и формы);
Системности (личность ребенка должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе)
Главной идеей компетентностного подхода в экологическом образовании и воспитании обучающихся является всестороннее развитие личности школьника, выявление его интересов и способностей, подготовка к творческому подходу  в различных сферах научной и практической деятельности.  Приоритетным  аспектом воспитательной работы, по нашему мнению,   является природосообразность,  т. е. сближение обучающихся с природой, развитие духовного потенциала ученика.
  Нашей первостепенной задачей  является воспитание следующих черт личности человека – милосердия, доброты, взаимопонимания, желания творить добро.