Выступление на заседании РМЦ Нравственный аспект в произведениях русских писателей 19 века


"Нравственный аспект в произведениях русских писателей XIX века"
Доклад на заседании ресурсного методического центра по предметным областям «Русский язык», «Литература», «Иностранные языки»
Ларичева Наталья Владимировна
Г. Нижневартовск, 21.04.2016
“Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах”. Аристотель
Сегодня высокая нравственность - важная и необходимая для человека и общества в целом.
«Литература, созданная русским народом, — это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью». Д. С. Лихачев [3, с. 62]
Воспитательная роль литературы — вопрос достаточно сложный. То, что литература формирует систему нравственных ценностей читателя, ни у кого не вызывает сомнений. Однако мера, с которой нужно подчеркивать воспитательные особенности литературы при изучении того или иного произведения, — по-прежнему остается актуальной.
Русская литература по своей внутренней устремленности всегда была нравственной. В произведениях одних авторов мы встречаем православные образы; тексты других писателей вроде бы не касаются церковных тем, «но их произведения пронизаны духом нравственности, их мировоззрение, их понимание добра и зла совпадают с христианской картиной мира. Это объединяло и воспитывало юношество, удерживало жизнь в традиции православной культуры» [5, 192]. Д. С. Лихачев говорит об огромном влиянии литературы на духовность и нравственность русского человека.
Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. “В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом”, - писал он.
Если умение воспитывать своим предметом было достоинством еще в XIX веке, то сегодня, в веке XXI, во времена дефицита человеческих ценностей, оно приобрело ещё большую значимость и необходимость.
Очень важно снабдить ученика объемом нравственных представлений, ведь смысл труда преподавателя литературы - в воспитании высокогуманной личности, настоящего Человека.
Часто мы, учителя, видим, что основная масса учеников просто отсиживает положенное время на уроке, но хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся проживали жизнь героев, сопереживали им, учились разрешать свои проблемы средствами литературы.
«Ничто, кроме литературы, -говорил П.М. Неменский, — не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Именно такое воздействие формирует душу, обогащает устный личный опыт гигантским опытом человечества».
Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.
Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь.
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.
На мой взгляд, технология критического мышления – это попытка преодоления формального  подхода к обучению, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика  к творчеству, попытка гуманизации обучения.
ТРКМ - это совершенная педагогическая технология, она имеет все ее признаки: научность, оптимальность, воспроизводимость, эффективность, программирование деятельности учителя и ученика.
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Современной школе предлагается достаточно большое количество различных методов, приёмов и способов активизации мыслительной деятельности учащихся.
Дискуссия – одна из сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии и с речевыми шаблонами, помогающими ребятам выражать свои мысли.
    Основные задачи дискуссии:
-обмен первичной информацией;
-выявление противоречий;
-переосмысление полученных сведений;
-сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения.
«Кластер»
 Кластер - это способ графической организации материала.
Цель: позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему; понятия группируются, систематизируются и между ними устанавливаются логические связи.
Синквейн Хотелось бы более подробно остановиться на  самом популярном приеме, применяемом мною.
Как правило проводится эта работа после изучения темы.
Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие и отношение.
Например :
Раскольников
Соня
Мармеладов
Дебаты
1. Классические дебаты (по формату игры – с правилами, судьей, таймкипером, регламентом). Однако, задействовать всех учащихся трудно: играют всего шесть человек, остальные – зрители. Чаще всего эти дебаты – итоговые уроки, уроки контроля знаний, обобщения.2. Эспресс-дебаты.Подготовка сведена к минимуму, главное здесь – хорошее знание материала. Дебаты возникают непосредственно на уроке по учебнику, по рассказу учителя или по главе произведения; их можно эффективно использовать либо при закреплении учебного материала, либо как форму активизации познавательной деятельности учащихся.
3. Модифицированные дебаты (по типу ролевой игры). Здесь допускаются некоторые изменения правил: - сокращается время, увеличивается число игроков,- организуются группы поддержки, - допускаются вопросы из аудитории.
Примеры тем для дебатов.
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Для себя или для других людей идет на преступление Раскольников?
Есть ли разница между преступлением Раскольникова и преступлениями других героев?
О чем заставляет задуматься роман?
Какие нравственные проблемы обсуждаются в романе?
Современник Ф.М.Достоевского Н.К.Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?
В трагедии Раскольникова виноват сам герой
Применение лекции на уроках, посвященных знакомству с биографией писателя, общепринято. Слово учителя знакомит слушателей с неповторимой личностью писателя, с историей его духовных исканий. Перед учащимися раскрывается таким образом живая картинка истории литературы - история духовной жизни ее творцов. Лекция о биографии служит введением в изучение произведений, поэтому рассказ о жизни писателя должен быть повернут к последующим урокам темы. Школьная программа предусматривает следующие виды биографического очерка:
жизненный подвиг писателя;
биография и творческий путь;
очерк жизни и творчества;
краткий очерк жизни и творчества;
знакомство с писателем в обзорной теме
Семинар тоже обладает громадными возможностями пробуждения творческого мышления, развития нравственных качеств личности. Здесь чрезвычайно высока степень самостоятельности, максимально развиваются индивидуальные способности ребят.
Главной задачей семинара должно стать обогащение нравственно-эстетического сознания учащихся теми художественными открытиями, которые сделали писатели в поисках ответов на извечные и не разрешимые вопросы. Уроки - семинары имеют специфическое содержание: их целесообразно проводить по таким темам, где ученик должен не просто усвоить определенные сведения, даже в системе, но найти решение проблемы. Также считаю важным в плане нравственного воспитания умение полноценно воспринимать художественное произведение.  Работа с книгой - это прежде всего работа с учебником: различные виды пересказа статей. Главное здесь - выделение основной мысли прочитанного.Наряду с такой работой надо формировать критический взгляд на прочитанное, умение доказать справедливость или опровергнуть положение. Для этого хорошо использовать приводимые в учебнике статьи и суждения критиков, общественных деятелей, литературоведов, писателей об изучаемом произведении. Учить критически осмысливать чужое суждение важно не только для развития мышления, но и в нравственном отношении: это учит ставить истину выше авторитета. Выбранные высказывания должны содержать мысли глубокие, ценные для осмысления изучаемого и для развития учащихся, но важно, что они не принимаются на веру, а доказываются.Выразить свою мысль, свое отношение к проблеме учащиеся могут как в устном, так и в письменном сочинениях. 
«Преступление и наказание»
Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?
Вы можете согласиться с тем, что Раскольников – «заблудшая душа»?
О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»?
О каком наказании идет речь в романе?
Заканчивая, хочется обратиться к словам замечательного человека, писателя, ученого С.Л. Соловейчика, который в своей книге «Педагогика для всех» говорит: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, т.е. обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счет - пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счет?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна... Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания».