Формирование антинаркотического мировоззрения у обучающихся профессиональных образовательных организаций

УДК
Татьяна Васильевна Смирнова,
мастер производственного обучения,
ГАПОУ «КанТЭТ» Минобразования Чувашии,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Аннотация. В статье рассмотрены возможности образовательной организации по созданию условий для формирования антинаркотической культуры личности, эффективной модели социально-педагогической профилактики и устойчивых установок у обучающихся СПО на неприятие наркотических веществ.
Ключевые слова: наркотическая зависимость, модель социально-педагогической профилактики наркотической зависимости, антинаркотическое мировоззрение.

Tatyana Smirnova,
master of industrial training,
GAPO "
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·pedagogical prevention of drug addiction, anti-drug worldview.

Актуальность проблемы антинаркотической профилактики обусловлена целым рядом социальных, экономических, психологических и биологических факторов. Сегодня специалисты не испытывают колебаний в оценке наркологической ситуации – распространение наркомании в России, которое приняло эпидемический характер, охватило всю территорию страны. Делает проблему еще более актуальной тот факт, что подавляющее большинство наркоманов – молодые люди социально активного возраста.
В последнее время, так называемые поведенческие болезни - алкоголизм, табакокурение, наркомания получили широкое распространение в молодежной среде. В одну из серьезных проблем молодежи превратилось употребление наркотических веществ.
Основными причинами, приводящими к наркозависимости, у подростков, являются:
- возрастные особенности. Именно в этот возрастной период подростки( «пробуют» разные стили поведения. Они постепенно отдаляются от родителей, стремятся к независимости, ищут себя, приобретая навыки самостоятельной жизни, хотят быстрее стать взрослыми, казаться старше.
- психологические качества личности. Употребление наркотических веществ часто связано с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, неудовлетворенностью собой, повышенной потребностью в социальном одобрении, тревожностью, неумением настаивать на своем, недостаточным самоконтролем, давлением сверстников. Наличие таких черт у подростка повышает риск того, что он будет решать свои проблемы с помощью наркотических веществ и алкоголизма.
- знания и установки. Недостаточные знания о последствиях употребления наркотических веществ, ложные представления о том, что употребление наркотиков, алкоголя, табакокурения «в небольших количествах» не вызывает привыкание и является нормой жизни способствуют приобщению к ним.
- семья. Поведение и установки членов семьи напрямую связаны с жизненными перспективами подростка. Если в семье есть люди, злоупотребляющие табакокурением, алкоголем или наркотиками, то риск приобщения к ним подростка резко возрастает. При этом родители не готовы разговаривать со своими детьми на эти темы и не дают информацию о безопасном поведении, так, как сами получали знания методом «проб и ошибок».
- средства массовой информации. Часто СМИ показывают, как известные люди проводят досуг, употребляя алкогольные напитки и наркотики, преподнося такое поведение, как норму жизни. Поэтому подростки считают, что такое времяпровождение поможет стать популярными или сексуально привлекательными.
- незанятость обучающихся. Проблема незанятости молодежи является второй причиной после любопытства, которая направляет интерес в сторону наркотиков. Поэтому разработка и внедрение эффективных моделей социально-педагогической профилактики наркомании способны предотвратить эту негативную тенденцию. Как правило, среди подростков, увлеченных любимым делом, мало злоупотребляющих наркотическими средствами. При этом формы здорового досуга, должны быть материально доступны для молодежи.
Образовательным учреждениям необходимо использовать все инструменты, направленные на воспитание у молодежи негативного отношения к вредным привычкам и выработке установки здорового образа жизни. Важно, чтобы работа была грамотно организованна, представляла целый комплекс мероприятий, направленный на формирование у обучающихся антинаркотического мировоззрения [4].
На сегодняшний день молодежь желает получать информацию о здоровом жизненном стиле, о вреде потребления наркотических веществ, алкоголизме и табакокурения в привлекательной интерактивной форме. Поэтому необходимо использовать любую возможность привить подрастающему поколению навыки здорового образа жизни [3].
Особая проблема в антинаркотической деятельности связана с низкой эффективностью запретительных мер, так как в основе индивидуального приобщения к наркотикам лежат самые разные факторы: социальные, психологические, биологические, культурные, духовные.
В наркобизнес вовлекаются люди независимо от социальных, национальных и других отличий. Основной причиной их ухода от нормальной жизни являются духовная незрелость, размытость нравственных ориентиров, потеря смысла жизни. Проблема наркотизации общества гораздо шире собственно зависимости от психоактивных веществ. Ее корень в страхе перед жизнью, бегстве от проблем, которые кажутся неразрешимыми социально незрелому сознанию, в желании познать «иную реальность», «иные миры» ценой собственного и близких людей здоровья и благополучия. Сюда следует отнести различные патологические пристрастия как к химическим веществам (алкоголь, никотин), так и к образу жизни (азартные игры, неумеренное интернет-общение и прочие зависимости).
Понятие антинаркотической культуры включает:
- мировоззрение, основанное на принятии ценностей человеческого существования, базирующихся на культурно-исторических и духовных традициях общества;
- творческое отношение к окружающему миру, собственной судьбе и самому себе;
- ответственное отношение к бесценному дару жизни своей и близких;
- умение принимать и преодолевать встречающиеся на жизненном пути трудности, помогающие формированию жизнестойкости и оптимистической установки;
- психологические умения и навыки преодолевать соблазны и самостоятельно строить свой жизненный путь.
Обобщая существующий опыт антинаркотической деятельности, необходимо пойти по пути обеспечения условий формирования всех компонентов антинаркотической культуры.
В основу мировоззрения антинаркотической культуры личности должна быть положена система жизненных ценностей, гарантирующих духовное и душевное здоровье и общепризнанных различными слоями общества. Эти ценности, вписанные в существующую нравственно-устойчивую систему координат мировоззрения личности, способны формировать у молодого человека активное неприятие как наркотической псевдокультуры, так и неприятие образа жизни в различного вида зависимостях. Только чувство собственного достоинства способно помочь молодому человеку противостоять предложению, поступившему со стороны друзей: «быть как все», «поймать кайф», «уйти от проблем».
Собственное достоинство проявляется у молодого человека, который уважает себя и стремится реализовать свои потенциальные способности в любой сфере деятельности. Такой человек способен вызвать чувство уважения со стороны окружающих его людей своими поступками, достижениями, нравственными устоями, которые помогают ему жить в гармонии с собой и окружающим его миром.
Желание противостоять предложению попробовать наркотик – способно сформировать чувство ответственности молодого человека за поступки свои и своих близких. Оно способно как удержать его от искушения приобщиться к миру иллюзий, так и изменить отношение к наркотику у наркозависимого человека.
Формирование антинаркотической культуры у молодежи предполагает целенаправленную работу по следующим уровням:
- на первом уровне – формирование антинаркотической установки,
- на втором уровне – активное неприятие наркотических веществ,
- на третьем уровне – достижение антинаркотической устойчивости.
Все три уровня являются взаимообусловленными, предполагают определенную последовательность в формировании антинаркотической культуры. При этом освоение каждого из них различными категориями молодых людей (не употребляющих наркотики, склонных к употреблению, больных наркоманией) обязательно, но предполагает разные методы и формы работы, разную приоритетность.
Так, для молодых людей, не употребляющих наркотики, коррекция мировоззрения осуществляется в основном на первом уровне: формирование антинаркотической установки, что предполагает изменение потребительского отношения молодого человека к своей жизни и здоровью. Это и есть достойный образ жизни. Достойный образ жизни – это не «гламурное» ее прожигание, а делание жизни в условиях свободного осознанного выбора.
Для молодых людей, склонных к употреблению наркотиков, коррекция мировоззрения, в первую очередь, связана с привитием чувства ответственности. Данная ценность способствует формированию второго уровня антинаркотической культуры: активному неприятию наркотических веществ. Ответственный человек – это человек с активной общественной позицией в отношении мифов о дозволенности, приемлемости, модности, безвредности или малой опасности наркотических средств. Он, будучи ответственным перед своей семьей, близкими ему людьми, осознает последствия потребления наркотиков, безальтернативность в отношении их потребления. Активное неприятие наркотических веществ – это ответственная позиция современного молодого человека. Отказ от потребления наркотических веществ – это ответственность за себя, которую ты не перекладываешь на плечи своих близких, всего общества.
Для молодых людей, больных наркоманией, путь к выздоровлению – это выработка антинаркотической устойчивости – третий уровень формирования антинаркотической культуры. По мнению специалистов, успешное лечение наркозависимых людей возможно лишь при наличии желания самого больного. Формирование этого желания связано с целенаправленной психокоррекцией личности, педагогикой сотрудничества. На уровне обыденного мировоззрения: это свободный выбор личности иного образа жизни, где переосмыслению подлежат сами жизненные основы: что есть благополучное существование человека? Для наркозависимого человека этот вопрос имеет особый смысл, поскольку связан не только с физическим, но и духовным исцелением.
Благополучный человек – это человек, для которого реальный мир не потерял смысл и значение; у которого нет враждебного отношения к его окружению. Это человек, способный к анализу ситуации и к самоанализу, что позволяет ему избежать самообмана. Ему доступна самооценка собственного поведения. Он определяет свое место в жизни, руководствуясь желанием не находиться рядом, а действовать вместе. Нельзя бежать от реальности, замыкаясь в своем внутреннем мире! Благополучный человек предпочитает не избегать проблем, а преодолевать их.
Все три уровня формирования антинаркотической культуры личности предусматривают утверждение среди молодежи моды на духовное и физическое благополучие, нового стиля жизни: «К благополучию – через достоинство и ответственность!».
Действительно, навсегда запретить или уничтожить наркотики невозможно, но развитие в каждом человеке системы личного противостояния им реальная и практически вполне выполнимая задача. Поэтому чтобы такого желания не возникло нужно успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений, найти себе занятие «по душе».
В нашем техникуме ведется систематическая работа по формированию навыков ЗОЖ и профилактике табакокурения, наркотической, алкогольной и иных видов зависимостей, инфекционных заболеваний, в том числе и ВИЧ, и приобщение к спорту, просветительская работа по личной гигиене. Студенты техникума принимают участие в акциях «Молодежь за здоровый образ жизни», «Я выбираю жизнь», подборе разнообразной тематической информации: «Курить или не курить», «Пивной алкоголизм», «Исповедь наркомана» и др.
Бесспорно, что подростков необходимо учить умению противостоять негативному воздействию окружающего мира. Задача всех заинтересованных специалистов помочь молодежи сформировать антинаркотическое мировоззрение и положительное отношение к здоровому стилю жизни. Своевременно представленная информация о вреде наркотиков, алкоголизме и табакокурении, о пользе ведения здорового образа жизни, поможет сформировать навыки и установки грамотных действий в определенных жизненных ситуациях, направленных на отказ от вредных привычек и на формирование ответственного отношения к себе, окружающим, к своим близким людям.
На основании этих выводов можно сформулировать следующие рекомендации по работе с молодежью для педагогов образовательных организаций:
Вовлекать молодежь во внеурочные занятия.
Проводить профилактические беседы, встречи, классные часы с представителями полиции, госнаркоконтроля, наркологии.
Проводить профилактические беседы с подростками и родителями о необходимости соблюдать ЗОЖ.
Показывать обучающимся позитивно сформированное отношение к здоровому образу жизни и антинаркотическому мировоззрению на личном примере (педагогам – ходить вместе с обучающимися в поход, в лес, участвовать вместе в спартакиадах и т.д.)
Рекомендации родителям для профилактики и формирования позитивного отношения к ЗОЖ:
Всегда сидите за совместной трапезой всей семьей.
Организуйте семейные поездки (еженедельно, ежемесячно или ежегодно), которых дети ждали бы с нетерпением, как семейной встречи.
Говорите с детьми, слушая их.
Не наказывайте детей в присутствии других и всегда хвалите их, чтобы подкрепить их хорошее поведение.
Всегда помогайте решать проблемы вашим детям.
Всегда помогайте ребенку выпутываться из сложных ситуаций и способствуйте тому, чтобы он принимал ответственность на себя.
Поощряйте детей к выражению своих чувств (высказыванию своих эмоций).
Дайте детям почувствовать, что их ошибки это поправимо.
Всегда доверяйте своим детям.
На основании всего вышесказанного мы понимаем, что только вместе мы сможем дать качественный ответ на предложение попробовать наркотики и честно ответить: «МЫ ГОВОРИМ НАРКОТИКАМ – НЕТ!».

Список литературы:
Аменд А. Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / А. Ф. Аменд, М. В. Жукова, Е. В. Фролова // Педагогика. – 2006. – 356 с.
Березин С. В. Опыт построения модели системы профилактики молодёжной наркомании /С. В. Березин, К. С. Лисецкий, Е. А. Головкина и др. – М.: Академия, 2006. – 433 с.
Дай себе шанс: социально-образовательная программа и учебно-методическое пособие / Под редакцией И. О. Таенковой. – 3-е изд., перер. и доп. – Хабаровск: Краевой молодежный социальный методико-педагогический центр, 2009. – 100 с., ил.
Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л. А. Журавлёва // Социологические исследования. – М.: Новая школа, 2010. – №7.
Личко А. Е. Подростковая наркология: Руководство для врачей / А. Е. Личко. – Л., 2011. – 230 с.
Милютин С.Г., Тютяев Д.В. Влияние модели социально-педагогической профилактики наркотической зависимости на формирование у обучающихся профессиональных образовательных учреждений антинаркотического мировоззрения // Молодой ученый. 2016. №15.1. с. 30-33.
Наркомания и общество [Электронный ресурс] / Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом возрасте / По. Ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 337 с.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков [Электронный ресурс] /Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

15