Статья на тему Взаимодействие районной методической службы и дошкольных образовательных организаций в условиях введения и реализации ФГОС ДО


Взаимодействие районной методической службы и дошкольных образовательных организаций в условиях введения и реализации ФГОС ДО
В настоящее время все мы: органы управления образованием, методические службы, педагогические коллективы ведем активную работу по введению и реализации ФГОС ДО.
Я считаю, что успех введения и реализации ФГОС ДО во многом зависит
- от понимания всеми нами его значимости и актуальности;
- от умения и желания консолидировать усилия всех: воспитателей, руководителей, всех специалистов дошкольных образовательных организаций, а также родителей.
Я хочу поделиться опытом работы нашего района по организации взаимодействия методической службы района с дошкольными организациями по вопросам введения ФГОС.
Работу по введению ФГОС ДО, я начала с того, что создала творческую рабочую группу из числа заведующих, старших воспитателей, наиболее опытных педагогов ДОУ.
Работу творческой группы возглавила сама. В течение 2-х месяцев мы изучали нормативно – правовые документы, готовность дошкольных учреждений к введению ФГОС. В результате чего мы обозначили конкретные проблемы и пути постепенного их решения.
Они и легли в основу «дорожной карты» по введению стандарта, т.к. мы в результате проведенной работы имели представление о том, что и на каком этапе нам нужно будет сделать.
Имея опыт работы в составе районной рабочей группы, руководители и старшие воспитатели ДОУ организовали аналогичную работу у себя на местах.
Дальнейшая работа районной рабочей группы была направлена на внесение изменений в локальные нормативные акты, в Уставы ДОО.
Приказом МОиН РТ в районе создана базовая площадка по введению ФГОС –детский сад №3 . Творческая группа совместно с педагогами базовой площадки разработали основную общеобразовательную программу детского сада №3
Опыт работы базовой площадки по вопросам введения ФГОС, в т.ч. по разработке основной общеобразовательной программы изучается педагогами других ДОУ.
Одновременно велась работа с педагогами, главной целью которой является повышение их профессиональной компетентности.
Данная работа проводится в следующих формах:
- через курсы повышения квалификации;
- организацию постоянно действующих методических семинаров;
- заседаний районных методических объединений педагогов;
- работу творческих групп воспитателей;
- с помощью тьюторских площадок;
- наставничество молодых специалистов и т.д.
На мой взгляд, очень эффективным является работа постоянно действующего методического семинара, где педагоги имеют возможность получить и теоретические основы введения и реализации ФГОС ДО.
Подготовкой и организацией семинаров занимаюсь сама. Семинары стараюсь проводить интересно, по-современному, в форме «круглого стола», тренингов, используем также и дистанционную форму (через возможности сети «Интернет») и индивидуальную форму обучения педагогов. На таких семинарах мы подробно рассматриваем вопросы, которые больше всего интересуют воспитателей, и вызывают у них затруднения в образовательной деятельности, например:
- как организовать эффективное взаимодействие с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС?
-как организовать совместную образовательную деятельность с детьми в соответствии с ФГОС ДО?
В районе организована работа 5 методических объединений, которые дают возможность педагогам подойти к вопросам реализации ФГОС с практической стороны, т.к. одной из основных форм работы методических объединений являются семинары-практикумы. Просмотр и анализ мастер-классов во время таких семинаров позволяет выявить затруднения педагогов на практике, обсудить с коллегами причины возникших затруднений, наметить перспективы дальнейшей работы по их устранению.
Подготовкой семинаров занимаются руководители методобъединений, я в обязательном порядке принимаю участие в работе каждого из них.
Большую роль в процессе подготовки педагогов к реализации ФГОС ДО играет тьюторская площадка.
В районе тьютоские обучение прошли 8 педагогов.
Разработан план работы тьюторов. В настоящее время работа тьюторской площадки направлена на методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений района в переходный период.
Формы и методы работы тьюторов с педагогами очень разнообразны, это:
- методы организации групповых проблемных дискуссий
- метод проектов
- метод анализа конкретных ситуаций
- проблемно-поисковые методы
- метод обучения через анализ собственного опыта
- комплексный метод, при котором сначала происходит диагностирование проблемы, затем сбор информации о возможных путях решения проблемы, совместная выработка плана решения проблемы и оказание первичной помощи в ходе реализации плана.
Руководителем площадки является заведующая детского сада, методический контроль и сопровождение тьюторской деятельности остается за мной.

Проведена большая работа с родителями:
С помощью социологических срезов, опросов, имеющихся в ДОО «Почтовых ящиков», «Индивидуальных блокнотов» выявлены интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности.
Проведение семинаров-практикумов, мини - собраний, консультаций в форме «круглого стола», педагогических брифингов дает нам возможность проводить ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста
Совместная деятельность во время кружковой работы, совместные праздники, досуги, выставки детско-взрослых работ, помогают установить эмоциональный контакт между педагогами, родителями, детьми.
Ознакомление родителей с работой дошкольных учреждений в условиях введения ФГОС ДО, с особенностями воспитания детей в ДОО, проводится нами через возможности сети «Интернет», открытые просмотры образовательной деятельности с детьми, фотографии, которые родители могут получить, используя возможности мобильных телефонов и смартфонов, а также аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты.
Такое взаимодействие родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения способствует:
установлению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
объединению усилий для развития и воспитания детей;
созданию атмосферы взаимопонимания и общности интересов.
Совместная работа отдела образования и дошкольных образовательных организаций имеет свои результаты:

1. В соответствии с «Дорожной картой» района ведется работа по материально-техническому обеспечению дошкольных образовательных организаций, оборудованию помещений детских садов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2.Нормативно – правовая база дошкольных учреждений приведена в соответствии с ФГОС ДО.
3. Внесены изменения в Программы развития ДОУ.
4. Разработаны основные образовательные программы дошкольных образовательных организаций на переходный период. Цели, задачи, содержание образовательной деятельности приведены в соответствие с ФГОС ДО.
5. Скорректирован и реализуется план-график повышения квалификации педагогов. В настоящее время 98% педагогов прошли курсы повышения квалификации в ИРО РТ по проблеме введения ФГОС.
6. Ежегодно педагоги и педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений района добиваются хороших результатов в профессиональной деятельности:
Считаю, что только при согласованном взаимодействии отдела образования и дошкольных образовательных организаций, педагогов, специалистов и родителей можно добиться положительных результатов.