Открытый урок на тему:Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле


Открытый урок
 на тему:
"Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле"
Подготовила преподаватель
МБУ ДО «Весьегонская ДШИ»
Веселова Наталья Витальевна
15 декабря 2015 года
Тверская область г.Весьегонск
Учебное заведение: МБУ ДО «Весьегонская ДШИ»
Предмет: музыкальный инструмент (аккордеон).
Преподаватель: Веселова Наталья Витальевна
Ученики: Петров Никита 4\7.Петросян Артём 4\7,Чубарова Полина 4\5,Круглов Артём 5\5,Смирнова Надя 6\7,Клюшина Юлия 6\7,Меркулов Олег 5\5,Веселова Виктория8\8
Продолжительность урока: 45 минут
Общая тема: "Работа над ансамблем, как одна их форм общего музыкального развития ребенка".
Тема урока: "Формирование и поддерживание  интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
Тип урока: Урок повторения и закрепления пройденного материала.
Компетенция: Совершенствование исполнительского мастерства учащихся, через привлечение их к совместному  музицированию.
                            Дидактические технологии:
а) Виды деятельности учащихся:
Исполнение на музыкальных инструментах;
Применение музыкальных знаний и знаний о музыке;
Анализ и характеристика музыкальных произведений.
б) Методы обучения:
словесный – рассказ, объяснение, беседа;
метод показа на инструменте;
метод показа презентации;
метод тренировки;
в) Оборудование: ноутбук, аккордеоны, детские музыкальные инструменты, раздаточный материал.
г ) Музыкальное содержание: Колесов «Народные наигрыши»,Е.Дербенко «Баянист играет джаз»,А.Шалаев «Вейся капустка».
 Цели урока :Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
Формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
Решение коммуникативных задач;
Развитие чувства ансамбля;
Обучение навыкам чтения с листа в ансамбле.
Библиография:
ГажимИ. Dimensiuneapsihologicâ a muzicii- Timpul, Iaşi, 2003
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 288 с.
Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: Кн. для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с: ноты.
Ход урока:
Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок -  у нас присутствуют гости,  и на уроке сразу несколько учеников. В нашем ансамбле всего 9 учащихся .6-аккордеонистов ,1-баянист ,1-синтезатор,1-бас гитара.
Тема нашего сегодняшнего урока: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе  аккордеона, через привлечение учащихся  к игре в ансамбле".
Восстановление полученных ранее знаний
Давайте, для начала, вспомним,  что такое ансамбль? Кто может дать определение этому термину? (Учащиеся дают свои ответы).
А теперь посмотрите презентацию.  (В презентации даю развернутую характеристику ансамблю, его видам; Определяем названия ансамблей,  в зависимости от деятельности и количества его участников;  Уточняем преимущества и сложности игры в ансамбле.)
Игре в ансамбле можно и нужно учиться. И сейчас,  мы покажем как вы учились  играть в ансамбле с самых первых занятий в музыкальной школе.  
Раскрытие темы урока, через повторение пройденного материала
Артём Петросян и Никита Петров играют свою партию пьесы «Народные наигрыши» Вся пьеса состоит из нескольких частей они контрастны по динамике ,настроению,характеру, Спрашиваю учеников как они понимают эту пьесу, Ответы детей.Прошу выполнять все нюансы и штрихи.Чубарова Полина и Круглов Артём исполняют свою партию – контролируем их исполнение .Веселова Вика и Смирнова Надя – исполняют партию проверяем точное её звучание.Затем играет весь ансамбль.Очень важно правильно выбрать темп, сначала можно играть в спокойном темпе ,а затем постепенно прибавлять и довести до нужного результата.
Следующая пьеса «Вейся капустка».Начинаем работу с повторения по партиям .Веселова Вика и Смирнова Надя исполняют свои партии вместе – следим за правильностью штрихов ,динамикой.Петров Никита и Петросян Артём исполняют свою партию .Круглов Артём и Чубарова Полина играют партию- отрабатываем точность исполнения штрихов,динамическихоттенков.Играем всю пьесу по частям ,затем пьесу играем целиком.
Углубление темы урока
 Для исполнения следующей пьесы прошу сначало охарактеризовать пьесу «Баянист играет джаз».Ответы детей.(танцевальная,задорная,озорная).
Прошу первыми играть Артёма Петросяна и Никиту Петрова- чёткий ритм ,острый штрих.Затем играют Чубарова Полина и Круглов Артём- контролируем исполнение .
Веселова Вика и Смирнова Надя –играют вместе контролируем синхронность исполнения,чёткое выполнение штрихов и динамических нюансов.Следующий этап – играеь всю пьесу целиком .
Работая над ансамблем с учениками старших классов, я ставлю цель отшлифовать каждое произведение, а использую метод углублённого изучения произведения,дальнейшее исполнение произведений на различных концертах.. Во - первых в такие ансамбли я объединяю учеников, которые имеют уже определенный "багаж" знаний, навыков и умений ансамблевой игры. Кроме этого, для яркости звучания такого ансамбля я использую расширение состава путем добавления дополнительных инструментов.
Конечное оценивание
 Наш урок подходит  к концу.  Я хочу всех поблагодарить за добросовестную работу на уроке.  Сдайте  свои письменные задания нашим гостям на проверку. А пока,  мы подведем итог  урока. Скажите,  в чем заключаются трудности и в чем преимущества ансамблевого исполнения? Дети говорят о синхронности исполнения в ансамбле, как  об одном из технических требований ансамбля, в этом и заключается трудность. А положительным моментом назвали радость от совместной работы, возможность чаще выходить на концертную площадку в составе ансамбля.
Ваше домашнее задание следующее – продолжать  работать над своими партиями и слушать исполнение самых  разных видов ансамблей.