Инновационная деятельность учителя Формирование коммуникативных УУД через внеклассную деятельность у учащихся младшего школьного возраста.
Учитель Целищева Светлана Николаевна
МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска
Формирование коммуникативных УУД через внеклассную деятельность у учащихся младшего школьного возраста.
В 2009-2010 учебном году многие школы вступили в эксперимент по внедрению ФГОС нового поколения. Наш регион не остался в стороне. Идет активное повышение квалификации и переподготовка педагогов в связи с введением ФГОС второго поколения. С 2009 году наша школа участвует в апробации по внедрению новых стандартов. Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их не выживать, а занимать своё достойное место в жизни. В настоящее время благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру поток информации настолько велик, что у ребенка складывается свой запас знаний и преставлений об окружающем мире. Пришедшим в школу детям, как правило, свойственно любопытство, проявляющееся в желании самостоятельно найти ответы на вопросы. В традиционной школе ребенку зачастую объясняют, что он не прав, дадут правильный ответ. При неоднократном повторении подобной ситуации педагог, сам не желая того, отбивает у ученика желание рассуждать и искать истину. В результате ребенок замолкает, а затем перестает думать, в итоге он ждет, когда ему дадут новый ответ. Но в последующей взрослой жизни перед человеком регулярно будут возникать проблемы, решить которые за него никто не сможет. При этом ребенок не научен, строить взаимоотношения, организовывать сотрудничество, воспринимать и передавать информацию. Данные проблемы, связанные с общением существует и в нашей школе, поэтому необходимо ориентироваться на формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий.
Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством - различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида. В последнее время в науке наряду с понятием “общение” используется понятие “коммуникация”. В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация - более широкое понятие по объёму. Коммуникация - связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживание с ними оптимальных отношений.
Обучая и воспитывая своих малышей я сделала вывод, что общение школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми:
- первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
Поэтому я поставила перваю цель по формированию коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста: научить правильным формам общения. Данную цель я реализую через цикл внеклассных занятий по программе Н. Слободяника «Уроки общения для младших подростков». Приложение №1(Разработка занятия по теме «Почему люди ссорятся?»
- вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов школьников отличает их от взаимодействия со взрослыми.
При этом преобладают:
- действенные умения;
- риторические умения;
- умение вести диалог;
- умение слышать и слушать и вести спор;
- умение вставать на точку зрения другого;
- умение работать сообща для достижения общей цели
Поэтому я использую следующую форму общения ситуативно-деловая. Такая форма общения наблюдалась при участии ребят в проектной деятельности, где дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие и было названо - сотрудничество. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста.
- третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и не регламентированности. Если в общении со взрослым даже самые несмелые дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Желание поучаствовать в таких движениях нашло применение на художественно- эстетическом направлении. Ребята с удовольствием отрабатывают актерское мастерство, умение держаться на сцене. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение. Особенно оно имело место в художественно – эстетическом направлении. Приложение №2 (Видеоролики, фотографии внеклассных мероприятий)
- четвёртая особенность: наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Дети внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивают и часто критикуют партнеров, в этом возрасте они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. В этот период дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах. Задача взрослых: поддержать ребенка, одобрить его действия.
В рамках участия в эксперименте по внедрению новых образовательных стандартов на базе школы мы смогли через внеурочную деятельность создать для детей условия, в которых они сами, через игру, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения. Вся педагогическая деятельность мною была направлена на формирования у детей коммуникативных УУД. Одной из главных отличительных особенностей организации внклассной деятельности является: свободный выбор каждым ребенком образовательной области, признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе; личностно - деятельностный характер обучения; личностно - ориентированный подход к ребенку; создание условий для самореализации; самопознания, самоопределения личности.
При работе, как в урочной так и во внеклассной деятельности использовала такие формы работы, как парная, групповая, индивидуальная, при этом состав не был постоянным, он изменялся в зависимости от общих интересов детей, желаний. В процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, как они развиваются, изменяются и формируются. Работа в парах помогла формированию следующих умений: слышать друг друга, т.е. понимать услышанное; считаться с мнением партнера, уважать его мнение; отстаивать свою точку зрения. Ребята учились договариваться, развивалась речь, обогащался словарный запас малышей. В итоге результатом было участие в Отчётно-праздничной программе по окончанию 3 класса и в Новогоднем классном празднике «Звёзды эстрады» (4 класс), где все дети приняли участие. Каждый ребенок смог пережить чувство сопричастности к совместному общему делу. Положительная оценка со стороны родителей и гостей школы повлияла на развитие личностных качеств ребенка, подвигнув на участие в социальных проектах вне школы.
Приложение №3 (Разработка мероприятия «До свидание 3 класс»). Приложение №4 (видеоролик мероприятия «Звёзды эстрады»)