Экологическое воспитание школьников через внеклассную работу с применением исследовательской деятельности
Экологическое воспитание школьников через внеклассную работу с применением исследовательской деятельности
В настоящее время с изменением экологической ситуации на Земле и утратой ценностей у подрастающего поколения, я считаю, стоит остро вопрос экологического и патриотического воспитания учащихся в школах и учреждениях дополнительного образования. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его
ждет вымирание. Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных отношением человека к природе.
Одной из самых эффективных форм работы по экологическому воспитанию считаю – внеурочную деятельность. На уроках время работы ограничено временными рамками, а во внеурочное время работу можно выполнить любого объема. Я являюсь руководителем экологического кружка «Тропа леопарда», на котором учащиеся планомерно изучают вопросы экологии, выполняют практические задания, обучаются навыкам изучения и сохранения среды обитания. Программа кружка составлена мною с учетом реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РК от 3 февраля 1997 года за №137. И закона Приморского края
от 11.04.2008 N 250-КЗ.
Наша школа находится недалеко от ООПТ «Борисовское плато», местообитание дальневосточного леопарда. Дальневосточных леопардов осталось на Земле катастрофически мало, всего 35-40 особей. Сохранить леопарда можно только вместе, для этого необходимо вести разъяснительную работу среди населения о браконьерстве, лесных пожарах. Лучше всего, когда дети сами обучаются культуре и обучают своих родителей, родственников, знакомых. Все это стало необходимостью разработать программу кружка, который имеет соответствующее название «Тропа леопарда». Планирование работы кружка составляю ежегодно, с учетом потребностей членов кружка, их возрастными особенностями и планом МОУ по экологическому воспитанию.
Мы активно работаем с Амурским филиалом Всемирного фонда дикой природы, с Дальневосточным морским заповедником. Члены кружка ведут пропаганду экологической направленности среди учащихся, в результате ученики нашей школы стали самыми активными участниками акций «Зеленый палец» и «Часа Земли», собирали подписи для послания президенту о создании охраняемой территории «Земля леопарда» и по прекращению вырубки кедра.
Экологическое образование это сложный педагогический процесс, которой должен быть спланированным, непрерывным, обязательно руководимый, при этих условиях можно добиться ожидаемых результатов. Занятия должны проходить в интересной, развивающей форме, в доброжелательной обстановке, тогда дети с удовольствием посещают занятия и получают необходимые знания и навыки. Для развития интереса учащихся в области экологии в своей деятельности активно применяю проектно-исследовательскую деятельность.
Где господствует дух науки,
там творится великое
малыми средствами.
(Н.И. Пирогов)
Модернизация российского образования, введение новых (второго поколения) стандартов образования, приоритетными направлениями определила формирование предметных и надпредметных компетенций, ведущими из которых являются – исследовательские, коммуникативные, ИКТ компетенции.
Становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
В связи с обозначенными противоречиями между вызовами современного информационного общества, ориентированного на личность, готовую к постоянному саморазвитию и способного к решению практических задач, и современной системы образования, находящейся в процессе модернизации.
Цель: выявить, как влияет развитие исследовательских навыков на формирование ключевых компетенций – исследовательских, информационных и коммуникативных.
задачи:
Определить критерии и методы оценки развития ключевых компетенций;
Организовать обучение учащихся исследовательским навыкам на уроках и во внеурочное время;
Исследовать уровень развития исследовательских, информационных и коммуникативных компетенций учащихся;
Осуществить мониторинг развития ключевых компетенций.
Этапы исследования:
1 этап
Предварительный
2010-2011 учебный год
Диагностирование уровня сформированности компетенций учащихся;
Изучение педагогических и нормативных источников по проблеме
2 этап
Внедренческий
2011-2012; 2009-2010 уч годы
Изучение и внедрение технологии исследования на уроках и во внеурочное время
Промежуточный мониторинг и коррекция
3 этап
Аналитический
2014-2015
учебный год
Создание архива методических разработок
Формирование системы
Обобщение результатов
Формы учебного исследования и исследовательской деятельности на уроках могут быть самые разные – исследование, проект, игра, семинар, т.д.
За время работы по исследовательской деятельности учащихся, столкнулась с проблемой - первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. Первый шаг в этом деле, как и во многих
других, – самый трудный, подобрать интересную (с точки зрения учащихся, а не педагога) и полезную тему исследования.
В течение четырех лет работы интерес к исследовательским работам у учащихся растет. Улучшилось качество исследовательских работ учащихся.
Уровень владения творческой деятельностью
Кол-во учащихся, участвующих в конкурсах, олимпиадах, конференциях
2011-2012
2012-2013
2013-2014
37
58
69
Количество призовых мест
34
36
42
Выводы: За время работы над проектом или исследовательской работой у детей вырабатываются коммуникативные, исследовательские, информационные компетенции, что очень важно для сельских детей. Учащиеся приобретают уверенность в себе, в своих силах, возможностях. Приобретают коммуникативные, компьютерные, исследовательские умения. У детей проявляется интерес к самостоятельной деятельности, к школьному предмету по которому проводится исследование. С каждой последующей работой учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, умения ставить цели и задачи и анализировать свою работу.
Кроме того в нашей школе больше года работает экологический патруль «ЭКОшколяры», задачей которого является:
1.Вести разъяснительную работу среди населения по охране природы, пожарной безопасности в лесу, о значении охраны редких и исчезающих видов растений и животных.
2.Учится самим и обучать других учащихся бережному отношению к окружающей среде, помнить о последствиях бездумного и варварского отношения к среде обитания и ее обитателям. 3.Помогать в реализации программ по охране редких и исчезающих видов Амурскому филиалу Всемирного фонда дикой природы, заповеднику «Кедровая Падь» с которым сотрудничаем.
За время работы экологического патруля учащиеся провели внеклассные мероприятия для школьников своей школы:
«Экологический светофор», устный журнал «Лес горит. Кто виноват?»; игра для начальной школы «Где живет барсучок» и др.
В течение 3 лет (еще до образования экопатруля), в школе стало традицией проводить праздник «Новый год с леопардом», на котором сообщаем новости о леопардах, проводим викторины, игры, показываем миниспектакли. Ребятам очень нравиться наше мероприятие.
Учащиеся выступали на общешкольном родительском собрании с темами «Хотим чтобы он жил» о дальневосточном леопарде. «Лесные пожары» с показом презентаций, которые ученики сами подготовили специально для родителей.
В пожароопасный сезон выпустили плакаты о пожарах и развесили на магазинах в населенных пунктах, а также листовки-памятки о пожарах и раздали жителям села. Возможно вы знаете о новом модном увлечении молодежи – флешмоб. Весной членами нашего кружка был разработан сценарий флешмоба и проведен для учащихся школы. Сценарий флешмоба – призыв охранять редких животных края.
В следующем году планирую, чтобы занятие для учащихся проводили двое учащихся 9 класса, которые являются самыми активными и два года, в летний период в экологическом лагере на острове Попова обучались работе экологического патруля.
У нас в районе издается экологическая газета «Эко - news», Издается под эгидой общественного экологического движения Надеждинского района «Защитники и хранители» при поддержке Союза предпринимателей
«Южноприморский» и Глобал Грингрант Фонда. Газету выпускают школьники трех школ района и наша школа, в том числе.
Мы выпустили 2 номера из 4.
По результатам районного конкурса «Лучшая школа года» в номинации «Экология и туризм», наша школа стала победителем в 2010 и 2011 гг. В 2012 г., 2014 г – обладатели «Гран-при» в данной номинации.