Из опыта работы Привитие трудовых навыков обучающимся с нарушением интеллекта через учебно-воспитательный процесс.
Привитие трудовых навыков обучающимся с нарушением интеллекта через учебно-воспитательный процесс.
(из опыта работы учителя Петровой Л.А.)
В современных программах по трудовому обучению чётко определено содержание трудового обучения и воспитания, намечены основные умения и навыки. которыми должны овладеть учащиеся коррекционной школы.
Дети с нарушением интеллекта успешно справляются с трудовыми заданиями, если они овладели способом его выполнения. Чтобы обучающийся овладел и сознательно пользовался новыми действиями, операциями, способами работы, необходима практика, длительная тренировка.
Занятия ручным трудом направлены на решение общих и специальных задач, на подготовку обучающихся к профессионально- трудовой деятельности .
Общими задачами являются: воспитание положительных качеств личности обучающегося – трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе; сообщение элементарных знаний по видам труда; формирование трудовых навыков; обучение доступным видам, приёмам труда; развитие самостоятельности, формирование организационных умений ,работать только на своём рабочем месте, правильно располагать материалы и инструменты, убирать рабочее место после работы, знать и выполнять правила безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Специальной задачей трудового обучения обучающихся является коррекция недостатков умственной деятельности .
Коррекционная работа выражается в развитии ряда умений, необходимых для выполнения трудовых заданий: ориентировка в задании, планирование хода работы над изделием, установление логической последовательности при изготовлении изделия, определение приёмов работы и инструментов, необходимых для выполнения работы, контроль за своей работой
( определение правильности действий и результатов, оценивание качества готовых изделий).
На уроках трудового обучения исправляются недостатки познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки, речи. Кроме всего этого, внимание учителя должно быть направлено на воспитание у обучающихся умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия, ориентироваться на ограниченной плоскости ( лист бумаги. поверхность стола) и в окружающем пространстве, на развитие речи, обогащение словаря.
Процесс обучения ручному труду проводится, главным образом, фронтально. Но, учитывая особенности умственного развития детей, различные степени их самостоятельности требуют дифференцированного подхода при обязательном соблюдении индивидуального подхода.
Важным моментом является привитие интереса к труду через использование различных методов подачи учебного материала, внесения в обучении элементов занимательности и игровой деятельности. Уроки ручного труда способствуют развитию познавательных способностей, расширению круга понятий и представлений о трудовой деятельности взрослых и об окружающей жизни.
На уроках ручного труда осуществляется эстетическое воспитание, физическое развитие ( правильность выполнения рабочих приёмов, хватка инструмента, отработка чёткости и ловкости рабочих движений). Вся коррекционная работа носит целенаправленный характер и способствует развитию самостоятельности в выполнении трудовых заданий.
Коррекционное педагогическое воздействие одновременно играет роль дидактического средства, способствующего усвоению учебного материала. Следовательно, такое воздействие имеет как ближайшую цель, так и перспективную, собственно коррекционную. Например, после ознакомления обучающихся с новыми приёмами детям предлагается самим определить и обосновать последовательность и содержание рабочих действий. Создаётся проблемная ситуация, дети пытаются установить наиболее рациональный порядок действий, при этом, обучающимся, в зависимости от их подготовленности, оказывается различная по объёму помощь в виде предметной карты, наводящих вопросов, отдельных разъяснений.
Такое построение уроков развивает умение мысленно преобразовывать исходный объект в конечный результат труда, что очень важно для процесса коррекции.
Для успешного формирования умений и навыков по ручному труду важное значение имеет умение производить различные движения пальцами. Между тем, многие обучающиеся не в состоянии производить такие движения, т.к. у них нарушена двигательная моторика пальцев, кистей рук. Нарушение движений пальцев сказывается на контроле и регуляции движений при формировании двигательных навыков .
Эти обучающиеся на начальном этапе упражнений по формированию двигательных навыков выполняли их с большим трудом. Руки и пальцы их напряжены, движения их бывают угловатыми, неловкими и нерешительными. Выполнив одну операцию, ребята долго думают, как действовать дальше. Это сказывается на конечном результате труда и вызывает преждевременное физическое утомление. После нескольких упражнений ребёнок теряет интерес к дальнейшей работе.
Специальные тренировочные упражнения позволили выработать и закрепить у обучающихся не только правильное движение, но и самоконтроль за последовательностью выполнения отдельных действий, операций, а также за качеством работы.
В классах коррекционной школы формирование умений и навыков я начинаю при работе с пластилином. Это хороший помощник для коррекции движений пальцев рук.
Дети разминают пластилин, скатывают его, сплющивают. При этом ведь ещё и выполняют поставленную цель – лепят овалы, палочки, овощи, фрукты. Они усваивают свойства пластилина, его цвета.
Мои ученики уже с уверенностью научились сидеть во время работы, держать инструменты и правильно ими пользоваться, сравнивать своё изделие с образцом, находить ошибки в работе и самостоятельно пытаться их исправить.
При выполнении упражнений с бумагой наиболее чётко проявлялось нарушение координации движений левой и правой руки. Например, разрезая линию, дети обеими руками поворачивали фигуру по контуру, затем в прорезь вставляли ножницы, разрезая и снова их вынимая. Чтобы отработать навык работы с ножницами, я давала детям лист бумаги, на котором были начерчены параллельные линии, практиковала обучающихся в резании по контурам.
И, конечно, самое главное – это показ и практическая помощь. Тренировочные упражнения по вырезыванию фигур по контурным линиям, содержащим опорные точки, способствовали развитию у ребят необходимых навыков самоконтроля и, следовательно, более успешному формированию навыков вырезывания.
Ввиду умственного и физического развития обучающиеся коррекционной школы не могут самостоятельно находить пути выполнения заданий, обеспечивающих образование двигательных умений и навыков. Необходимо, кроме показа действий, применять словесные объяснения, содержащие описание приёмов работы, их обоснование для предупреждения неправильных, ошибочных действий. Поэтому на каждом уроке технологии (ручного труда) я провожу с ребятами специальные тренировочные упражнения по развитию тех движений, которые представляют для них наибольшую трудность.
Уже на первых уроках ручного труда, приучаю детей к тому, чтобы они правильно выполняли действия, учитывали условия работы, критически оценивали достигнутые результаты, выявляли ошибочные движения, искали пути их преодоления.
Наибольшие затруднения обучающиеся в моём классе испытывают при формировании навыков самоконтроля. Ни показ, ни словесные объяснения учителя не вырабатывают у них своевременных контрольных действий. В лучшем случае дети осуществляют зрительный контроль, однако эффективность его бывает очень низкой. На первых этапах работы я обращаю внимание детей на отдельные движения и особенности выполнения действий, на допустимые ошибки, а затем показываю, как правильно выполнять действия.
Для образования у обучающихся детей двигательных трудовых навыков использую различные способа обучения – показ, показ с объяснением, коррекционные приемы. Сочетание показа с подробными объяснениями и указаниями приводит к лучшему результату не только в формировании двигательного навыка, но и в развитии самоконтроля.
Подробные объяснения и указания способствуют правильному пониманию приёмов работы, помогают детям контролировать свои движения.
Тренировочные упражнения являются хорошими помощниками в преодолении недостатков физического развития, нарушений координации движений рук.
Важным педагогическими условиями, влияющими на повышение сознательности трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта на уроках технологии ( ручного труда) коррекционной школы являются :
1) работа над сознательным усвоением общих правил выполнения трудового задания;
2) привлечение детей к активному анализу готового изделия;
3) обеспечения соблюдения требований, правил, предъявляемых к выполнению задания;
4) активизация речевой деятельности учащихся при выполнении заданий и отчёте о своей работе;
5) воспитание у учащихся критического отношения к результатам своего труда.
Основной формой решения задач индивидуальной коррекции является дифференцированный подход к обучающимся, имеющим затруднения в обучении. При работе с учащимися необходимо учитывать то, что все нарушения носят комплексный характер. Это существенно меняет методику коррекционной работы, т.к. на уроке необходимо применять дифференцированный подход как к отстающим учащимся, так и к опережающим основную группу.
Правильно организованный инструктаж позволяет обучающимся работать самостоятельно, не допуская ошибок. Тем самым у учителя появляется возможность затрачивать больше времени на индивидуальную работу со слабыми учащимися.
Очень важно на уроках ручного труда прививать детям интерес к труду, используя различные методы подачи учебного материала, вносить в обучение элементы занимательности и игровой деятельности, давать посильные и общественно значимые задания, бережно относиться к детским поделкам.
Часто мною на уроках трудового обучения создаётся проблемная ситуация. Учащиеся пытаются установить наиболее рациональный порядок действий. Конечно, не у всех и не всегда это получается и им предлагается помощь в виде предметной карты, наводящих вопросов, отдельных разъяснений.
Опыт показывает, что успешное развитие умственных действий ребёнка осуществляется в труде и определяется уровнем его положительных эмоций. А это зависит от трудовой умелости, полученных знаний , умений и навыков. Дело, которое получается, создаёт положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение.
Обучающиеся любят уроки ручного труда, радуются своим успехам, но он приходит пока не ко всем. У многих обучающихся ещё не сформированы трудовые умения и навыки, они с трудом осваивают приёмы работы с бумагой, картоном, ножницами, что связано с нарушениями моторики пальцев рук. Эти учащиеся требуют к себе постоянной индивидуальной помощи, длительных упражнений. Они флегматичны, не уверены в себе, требуют постоянного контроля и руководства.
Для того, чтобы повысить качество усвоения общеучебных умений и навыков, трудовых знаний, перед ними необходимо ставить практически важные и существенно значимые задачи – выполнение работы для выставки, для подарка, для украшения класса и т. д. Такие задачи побуждают детей к активной творческой работе, создавая необходимые предпосылки для успешного формирования у них трудовых умений и навыков.
Важное значение в привитии трудовых навыков имеют специальные тренировочные упражнения и технические приспособления , используемые до начала образования навыка. Они помогают обучающимся преодолеть недостатки физического развития, нарушения координации действий рук, объединять разрознённые движения и выполнять действия как целостные компоненты.
Чтобы не снижать активности и самостоятельности обучающихся, помощь в виде дополнительных объяснений и коррекционного воздействия оказываю в тех случаях, когда дети не могут самостоятельно преодолеть трудности в работе или безосновательно меняют приёмы и способы движений, выбирая такие, которые не приводят к достижению цели.
Выработанные в процессе упражнений трудовые умения и навыки приходится закреплять такими видами деятельности, при которых обучающиеся используют приобретённые умения, навыки, усвоенные принципы и отношения. Благодаря этому, навыки становятся гибкими, пластичными, формируется умение приспосабливаться к другим видам деятельности.