Взаимодействие учителя и обучающихся через самостоятельную работу с целью повышения познавательного интереса
Взаимодействие учителя и обучающихсячерез самостоятельную работу
с целью повышения познавательного интереса
Опираясь на свою педагогическую деятельность, знания основ теории педагогики, психологии, возрастной физиологии, методик обучения и воспитания, хочу поделиться опытом работы над проблемой «Взаимодействие учителя и обучающихся через самостоятельную работу, с целью повышения познавательного интереса».
Особое место в работе отвожу использованию определенных образовательных технологий, обеспечивающих системно-деятельностный подход и активизацию мыслительной деятельности обучающихся:
- проблемное обучение;
- технология интеллектуальных, сюжетно-ролевых игр (игр с правилами);
-технология проектной деятельности (проектные задачи);
-ИКТ-технологии.
В процессе работы над данной проблемой мною были сделаны следующие выводы, что для эффективной организации самостоятельной работы обучающихся учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащихся и правильно выбрать способ решения задачи.
Важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка учебного материала, т.к. с ее помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого воздействия. Если же информация созвучна потребностям учащегося и подвергается эмоциональной переработке, то он получает импульс к последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и на жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. Работая по УМК « Планета знаний», в своей педагогической работе основной приоритет в обучении ставлю на поисково-исследовательскую деятельность. Это достигается, теми методами и приемами, которые предусматривает УМК. Ученик осваивает принципиально другую роль - не просто "зритель", "слушатель", "репродуктор" ("смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю"), а "исследователь". Роль исследователя заключается, прежде всего, в том, что школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом. Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника "Выскажи предположение"), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания "Выскажи свое мнение"). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, изменению и тем более оценке, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику "открыть" для себя и сознательно принять научное знание.
Я поставила перед собой задачу: усилить внимание к самостоятельной творческой деятельности учащихся. Это достигается применением в методике обучения "скрытых" образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу.
УМК " Планета знаний" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет мне учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития.
Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Актуальность этой темы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к обучающемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Одной из главных функций самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.Особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках Урок – это один из главных компонентов учебного процесса. Урок предусматривает различные этапы. Одним из главных видов деятельности является организация самостоятельной работы. На разных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они представляют определенную систему. Под системой самостоятельных работ мы понимаем совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений. При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:• система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике;• система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне;• входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у школьников разнообразных умений и навыков;• последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ должна логически вытекать из предыдущих работ и готовить почву для выполнения последующих заданий. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. В своей работе я способствовала созданию условий для развития познавательного интереса.
Вот несколько существенных условий, которых я придерживалась: 1. Учебная деятельность интересна, если она разнообразна.2. Новое дополняет картину мира, а не разрушает ее. Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее.3. Чрезмерно трудный или легкий материал интереса не вызывает.4.Вовлечение в процесс поиска.5.Осознание важности и необходимости изучения.6. Чем чаще оценивается работа ребенка (в том числе путем самопроверки, взаимопроверки), тем интереснее учиться.7. Учебный материал должен быть ярким, вызвать чувства удивления, радости, эстетического переживания. Если работает только интеллект, мозг работает наполовину. Можно выделить 4 типа самостоятельной работы.
1. Самостоятельные работы на основе предложенного алгоритма действий.
К первому типу относятся работы на основе данного учащимися алгоритма действия. Познавательная деятельность обучаемых при этом должна заключаться в узнавании объектов при повторном восприятии информации о них. (1 уровень).
2 класс
Тема: Суффикс.
- Допиши ряды слов. Обозначь суффиксы. Подчеркни корни с чередованием.
Медведь – медведица – медвежонок
Волк - …-…Тигр - … - …Орёл - … - …… - зайчиха - …
… - лосиха - …
- Слова с каким значением образуют суффиксы – иц- ; - их -; - онок - ; - ёнок - ?
2. Самостоятельные работы с частичным реконструированием.
Цель самостоятельных работ второго типа заключается в формировании знаний и деятельности, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную ранее информацию и решать типовые задачи. Познавательная деятельность в этом случае заключается в чётком воспроизведении или частичном реконструировании содержания материала (2 уровень).
2 класс
Тема: Синонимы.
- Вставь пропущенные слова из скобок. Объясни свой выбор.
Магазин детской … (наряд, одежды). Вечером дети надели красивые, праздничные (наряд, одежда) и т. п.
Тема: Приставка.
_ Выпиши 3 группы родственных слов в столбики. Обозначь приставки.
Наполнить, залить, рисовать, записка, наливать, заходить, лить, письмо, запомнить и т. п.3. Самостоятельные работы, заключающиеся в решении нетиповых задач.
Самостоятельная работа третьего типа способствует формированию у обучаемых знаний и деятельности, лежащих в основе решения нетиповых задач, когда осуществляется перенос знаний, умений и навыков. Такая деятельность сводится к поиску, формированию и реализации способа решения (3 уровень).
2 класс
Тема: Корень
- Запиши пары слов в таком порядке:
а) однокоренные слова;
б) формы одного и того же слова.
Еловый – ельник, дождик – дождиком, трава – травинка и т. д.
- Как ты думаешь, прав ли Саша, который под буквой а) записал птица – птицы? Почему?
Тема: Омонимы.
- Найди «спрятанную» шутку.
Ел старик хлеб с ухой, откуда же
Под столом рыбьи кости?
- На чём основана шутка?
3.Творческие самостоятельные работы.
Дидактическая цель самостоятельных работ четвёртого типа – создание предпосылок для творческой деятельности (4 уровень).
2 класс
Тема: Значение слова.
- Слова иней, роса называют явления природы. Назови и запиши известные тебе явления природы. Составь и запиши с написанными словами предложения.
Самостоятельные работы творческого характера используются мною и на уроках «Литературного чтения», «Окружающего мира».
Литературное чтение, 3 класс.
Сочини загадки, скороговорки, сказки, двустишья, четверостишья.
Оформи книжки – самоделки на определённую тему.
Составь картинный план.
Расскажи историю от лица одного из героев.
Озаглавь каждую часть текста.
Окружающий мир, 2 класс.
Тема: Размножение растений.
подготовь книжку в картинках «Как человек использует плоды и семена растений?»Огромную помощь в подготовке к уроку мне оказывают учебники и дополнительные тетради на печатной основе. В рамках одного урока упражнения даны с избытком. Это даёт возможность учителю самостоятельно отобрать необходимый материал для класса, использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Особо выделю самостоятельные работы в парах, коллективно, задания повышенной сложности.
Русский язык, 2 класс.
Тема: Правописание непроизносимых согласных.
- Прочитайте слова. Составьте с каждым из них словосочетание таким образом, чтобы придуманное слово начиналось с непроизносимой согласной, имеющейся в исходном слове.
Со…нце, праз…ник, грус…ный, звёз…ный, мес…ный, трос…ник.
(Работа в парах)
Окружающий мир, 3 класс.
Тема: Строение и разнообразие животных
- Составьте рассказ «Человек и животные»
(Работа в парах)
- Расскажи о посещении зоопарка, цирка или театра зверей. Какое животное тебе особенно понравилось? Почему?
Очень важно обратить внимание на то, что при самостоятельном чтении про себя, при письме, при решении задач все учащиеся работают в разном темпе и требуют разную степень помощи. Скорость выполнения заданий для самостоятельных работ зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от их индивидуальных физиологических особенностей. Чтобы преодолеть возникшие в процессе обучения неравенства, использую в работе дифференцированные задания.
Для этой же цели применяю многоуровневые задания. Главным при выполнении таких заданий является включение механизмов саморегуляции. Ученик сам выбирает, стоит ли ему выполнять минимальное задание или решать задания более сложного уровня.
Пример.
Математика, 4 класс.
1 уровень
1. Выполни сложение и вычитание:
82139 – 40253
7951 3+1349
2. Выполни умножение и деление:
2613 ∙702
14000 : 175
3. Имеется 168 трёхлитровых банок с томатным соком и столько же литров морковного сока в двухлитровых банках. Сколько имеется банок с морковным соком?
4. Измерь длину и ширину прямоугольника и вычисли его периметр и площадь.
5.* Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если длину каждой его стороны увеличить в 2 раза?
6.* На покупку 3 кг яблок мама потратила пятую часть денег. Сколько килограммов яблок она бы купила на все деньги?
2 уровень
1. Запиши числа столбиком и выполни сложение и вычитание.
78217 +51896
410653 – 1954
2. Выполни умножение и деление:
3680 · 29 111780 : 54
403 · 158 126027 : 603
3. В 4 пакета разложили поровну 3 кг сосисок. Осталось разложить в такие же пакеты
5 кг 250 г сосисок. Сколько пакетов для этого потребуется?
4. Начерти прямоугольник, ширина которого равна 30 мм, а длина в 2 раза больше ширины. Вычисли его периметр и площадь.
5.* На каждый костюм пришивают 8 пуговиц. В коробке 25 пуговиц. Для скольких костюмов хватит этих пуговиц?
6.* Сколько значений имеет выражение: а : 20?
3 уровень
1. Найди значение выражения:
201010 – 96512 + 890364
2. Выполни умножение и деление:
360 · 127 250315 : 5
209 · 506 628320 : 204
3. Полотенце в 4 раза дороже носового платка. Купили 12 носовых платков и 8 полотенец. За платки заплатили 72 рубля. Какова стоимость полотенец?
4. Длина клумбы прямоугольной формы равна
1 м 60 см, а ширина – 8 дм. Вычисли периметр и площадь клумбы.
5.* Игорь спешит на электричку и идёт со скоростью 6 км/ч. От дома до станции ровно 1 км. Хватит ли ему двадцати минут, чтобы успеть к поезду?
6.* Верно ли утверждение: «Если периметр двух прямоугольников равны, то равны и их площади»?
Главное достоинство таких заданий это полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню. Задания могут быть написаны на доске, на карточках, возможна выдача заданий на дом. Опыт использования разноуровневых домашних заданий показал, что при работе дома большинство ребят выполняют все задания, затрачивая разное время на эту работу. У учеников возникает устойчивая мотивация к более быстрому и качественному выполнению заданий не только в классе, но и дома.
Работая в прошлом учебном году в 1 классе, во втором полугодии на уроках литературного чтения одна из главных моих задач была работа над осознанностью чтения.
При организации самостоятельной работы, я использовала различные задания практического действия, задания творческого характера
Приведу пример:
Работа с текстом
Радостно светит весеннее солнышко.
Быстро тает снег на полях. Побежали по дорогам весёлые ручейки.
Надулись на деревьях пахучие, клейкие почки. Широко разлилась река.
Она залила по берегам кусты и травы.
1.Найдите в тексте предложение, в котором говорится о солнышке. Прочитаем его.
2.Найдите в тексте предложения, которые соответствует данным рисункам.
Прочитайте их.
3.Дополните словосочетания
4.Сделайте иллюстрацию к прочитанному предложению (текст)
5.Найдите лишнее (вопрос, иллюстрация и т. д.)
Все приемы и задания, о которых шла речь, помогают мне в моей практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учеников, стимулировать умение учиться.
Особо важным аспектом при самостоятельной работе является контроль. В своей практике использую виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя, контроль со стороны родителей. Конечный этап контроля – внутренний самоконтроль. Переход к внутреннему самоконтролю означает, что правильные учебные действия сформированы, и необходимость во всех видах внешнего контроля отпала. Движение к внутреннему самоконтролю снимает постепенно необходимость подготовки средств обратной связи и позволяет перейти к овладению творческими, эвристическими видами деятельности.
Практика организации самостоятельной работы позволила сформулировать условия, способствующие её эффективности:
наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы;
разработка планирования заданий самостоятельной работы, как по форме, так и по содержанию;
соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;
соблюдение оптимальной продолжительности самостоятельной работы (не более 15 – 20 минут) при проектировании урока;
последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся;
чёткое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой;
разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.
Результатом моей работы по проблеме использования на уроках самостоятельных работ, считаю следующее:
высокая активность учащихся в течение урока;
повышение познавательного интереса школьников к предмету;
создание в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи;
более успешное усвоение учебного материала.
Таким образом, систематически проводимая самостоятельная работа при правильной её организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний; развитию их познавательных и творческих способностей; развитию мышления; ускоряются темп формирования у учащихся умений и навыков практического характера.