Аннотация к рабочим программам по литературе 5 — 11 классы.
Название курса Литература
Класс 5
Количество часов 105
Составители Швидченко В. В .,Фомичёва Т.Е., Заплахова Л.Д., Вараксина Н.А.
Цель курса воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Структура курса 1.Мифология. Гомер. (4ч)
2.Устное народное творчество. Сказки.(9 ч)
3.Древнерусская литература. (2 ч)
4.Басни народов мира. Русские басни. (7 ч)
5.Литература 19 века. ( 38 час.)
6.Литертура 20 века.(28час.)
7.Зарубежная литература ( 17 час.)
Название курса Литература
Класс 6
Количество часов 105
Составители МО учителей русского языка и литературы
Цель курса воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Структура курса Введение (1 час).
Из греческой мифологии (3 часа).
Из устного народного творчества (3 часа).
Из древнерусской литературы (5 часов).
Из литературы XVIII века (3 часа).
Из литературы XIX века (53 часа).
Из литературы XX века (25 часов).
Из зарубежной литературы (12 часов).
Название курса Литература
Класс 7
Количество часов 68
Составители Батюкова Т.Н., Заплахова Л.Д., Протасова С.Г., Швидченко В.В.
Цель курса формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим моровоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте ;овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Структура курса 1. Введение (1 час)
2. Устное народное творчество(4 часа)
3. Из древнерусской литературы (4 часа)
4. Из литературы 18 века (7 часов)
5. Из литературы 19 века (27 часов)
6. Из литературы ХХ века (18 часов)
7. Из зарубежной литературы (7 часов)
Название курса Литература
Класс 8
Количество часов 70
Составители МО учителей русского языка и литературы
Цель курса - формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;- воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;- создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной
деятельности, речевом самосовершенствовании.
Структура курса Введение-1 ч Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Русская старина-2 ч
Люди Древней Руси- 3ч
Литература 18 века:
Г.Р.Державин-2ч
Карамзин-2ч
Поэты пушкинского круга-2ч
Литература 19 века:
А.С.Пушкин-10ч
М.Ю.Лермонтов-5ч
Н.В.Гоголь-7ч
И.С.Тургенев-4
Н.А.Некрасов-1ч
А.А.Фет- 1ч
А.Н.Островский-2ч
Л.Н.Толстой-4ч
М.Горький-1ч
Н.А.Тэффи-1ч
М.М.Зощенко-1ч
Н.А.Заболоцкий-2ч
М. Исаковский-2ч
А.Т.Твардовский-2ч
В.Астафьев-3ч
В.Распутин-3ч
Зарубежная литература-4ч
Итоги года-1ч
Название курса Литература
Класс 9
Количество часов 102
Составители МО учителей русского языка и литературы
Цель курса воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Структура курса 1. Введение (1ч)
2. Из зарубежной литературы (5ч.)
3.Из древнерусской литературы (5ч.)
4.Из литературы 18 века (3ч.)
5.Из литературы 19 века (61ч.)
6.Из литературы 20 века (36ч.)
7.Итоговый урок (1ч.)
Название курса Литература
Класс 10
Количество часов 105
Составители МО учителей русского языка и литературы
Цель курса •воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры ;• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательского интереса, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.
Структура курса 1. Введение. История русской литературы 19 века. (1 ч)
2. Литература первой половины 19 века. А.С. Пушкин. (4 часа.)
3. М.Ю.Лермонтов. (4 часа.)
4. Н.В.Гоголь. (4 часа.)
5. Введение. Литература второй половины 19 века. (1 час.)
6. А.Н. Островский. (7 часов)
7. И.А.Гончаров. (6часов).
8. И.С.Тургенев. (9 часов).
9 .Н.Г.Чернышевский. (3 часа).
10. Н.А.Некрасов. (9 часов).
11. Ф.И.Тютчев. (3 часа).
12. А.А.Фет. (5 часов).
13. Н.С.Лесков. (4 часа).
14. М.Е.Салтыков-Щедрин. (6 часов).
15 .А.К.Толстой. (3 часа).
16. К.Хетагуров. (1 час).
17. Л.Н.Толстой. (14 часов).
18. Ф.М.Достоевский. (9 часов).
19 .А.П.Чехов. (6 часов).
20. Обобщение по курсу литературы второй половины 19 века.
(1 час).
21. Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века.
(4 часа).
22. Обобщение по курсу литературы 19 века. (1 час).
Название курса Литература
Класс 11
Количество часов 102
Составители МО учителей русского языка и литературы
Цель курса - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.
Структура курса ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (102 ч из них 9 ч. Р/Р)
Введение. Русская литература XX века в контексте мировой культуры(1ч.)
Литература первой половины XX века (81 ч)
Обзор русской литературы первой половины XX века1 (ч.)
И. А. Бунин.6 (ч.)
А. И. Куприн. 2 (ч.)
М. Горький.6 (ч.)
Обзор зарубежной литературы первой половины XX века1 (ч.)
Б. Шоу. 1 (ч.)
Г. Аполлинер. 1 (ч.)
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс» 1 (ч.)
Символизм. Истоки русского символизма 1 (ч.)
В. Я. Брюсов. 1 (ч.)
К. Д. Бальмонт. 1(ч.)
А. Белый.1 (ч.)
А. А. Блок.8 (ч.)
Акмеизм1 (ч.)
Футуризм1 (ч.)
И. Северянин. 1 (ч.)
В. В. Хлебников. 1 (ч.)
Крестьянская поэзия 2(ч.)
Н. С. Гумилев.1 (ч.)
А. А. Ахматова6 (ч.)
М. И. Цветаева3 (ч.)
В. В. Маяковский4 (ч.)
С. А. Есенин 6 (ч.)
0. Э. Мандельштам3 (ч.)
М. А. Шолохов.7 (ч.)
М. А. Булгаков.7 (ч.)
Б. Л. Пастернак3 (ч.)
А. П. Платонов2 (ч.)
Литература второй половины XX века (20 ч)
Э. Хемингуэй2 (ч.)
Обзор русской литературы второй половины XX века2
А. Т. Твардовский2 (ч.)
Н. М. Рубцов 1(ч.)
В. Г. Распутин 1 (ч.)
В. Т. Шаламов 2 (ч.)
А. И. Солженицын2 (ч.)
В. М. Шукшин 1 (ч.)
В. В. Быков1 (ч.)
Р. Гамзатов1 (ч.)
И. А. Бродский 1 (ч.)
Б. Ш. Окуджава 1 (ч.)
А. В. Вампилов 2 (ч.)
Обзор литературы последнего десятилетия 1 (ч.)