Сценарий внеурочного мероприятия Математический КВН


МКОУ «Введенская основная общеобразовательная школа»
Открытое внеурочное занятие по общеинтеллектуальному курсу
«Путешествие в мир математики»
Математический КВН.
Подготовила и провела учитель начальных классов Бурцева Ольга Николаевна
Январь 2017 г.
Тема: Математический КВН.
Цели занятия:
* расширять, обогащать математические представления, уточнять знания о тесной связи математики с окружающим миром;
* способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям математикой.
Задачи:
* на многочисленных примерах математических заданий показать разностороннюю связь математики с самыми различными сферами нашей жизни;
* формировать навыки командной игры.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствование навыков счёта, решения логических текстовых и геометрических задач; развитие нестандартного мышления; развитие пространственных, временных представлений.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей , ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к природе и окружающему миру, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
УУД. Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Оборудование: карточки с задачами, примерами, набор цифр, букв, схемы-цепочки связей в природе, схемы-помощники для решения задач, карточки с рисунками, счётные палочки, корзинки, матрёшки, детские игрушки;
мультимедийная аппаратура, презентация «Картины великих художников», аудиосборник детских песен; книги со сказками.
Ход мероприятия.
1. Мотивация деятельности.
Звучит песня «Мы начинаем КВН». Ведущий (учитель) приглашает команды.
- Уважаемые участники и гости! Сегодня мы проводим необычное внеурочное занятие. Если вы были внимательны, то вначале услышали в песне подсказку, по какому направлению наше занятие.
Как я уже сказала, наше занятие необычное. Мы проводим математический КВН. А знаете ли вы, что такое КВН? Верно, это игра клуба весёлых и находчивых. Игра командная, поэтому вы тоже будете соревноваться командами. А как вы думаете, можно ли в математике быть весёлым и находчивым?(Ответы детей).
Да, вы правы. Действительно, математика не трудная и скучная наука, как может показаться на первый взгляд. Здесь много интересного, необычного и даже смешного. И вы сегодня в этом убедитесь.
Какие же качества мы возьмём на сегодняшнюю игру?(На экране выскакивают слова: смекалка, находчивость, внимательность, знания тоже пригодятся. А ещё возьмём дружбу, взаимовыручку. Нам это всегда очень нужно.)
Далее ведущий представляет жюри.
Уважаемые члены жюри! Просим вас быть внимательными, справедливыми и очень хорошо уметь считать! За каждый конкурс максимальная оценка – 5 баллов. Вы можете добавить призовой балл команде, например, за сообразительность, за интересное размышление.
Кроме того, каждая команда получит листок оценивания и будет выставлять оценку за конкурс своим соперникам. Это будут смайлики. Не скупитесь на похвалу сопернику, будьте щедрыми. И тогда вы будете вознаграждены за щедрость.
2. Конкурс «Приветствие».
Командам нужно себя представить и показать, что они готовы к игре.
1 Команда «Матрёшки». В руках у детей матрёшки, сделанные своими руками из папье-маше. Инсценируют песню «Мишка с куклой пляшут полечку». Поют и танцуют с игрушками в руках.
1) А матрёшки пишут циферки, чертят лучики на доске.
Все мы носим математику, математику в рюкзаке.
Нам, матрёшечкам, очень нравится, задачки нравится решать.
И ещё нам тоже нравится, складывать всё и вычитать.
2) Мы с математикой дружны с рождения
Ведь вам, надеемся, известно всем,
Что нас, матрёшек, всем для настроения,
Искать друг в дружке нужно: три, и пять, и семь.
3) Математику, друзья, не любить никак нельзя.
Очень точная наука, очень строгая наука,
Интересная наука – это математика.
2 команда – «Игрушки». Рассказывают стихи о математике.
1.Царица-математика опять
Вас собрала на праздник знаний
И приглашает всех блистать
Умом, смекалкой, юмором дерзаний.
Нет скучных формул, теорем,
Сегодня не урок, а праздник!
И пусть не всё получится, как ты хотел,
Тебе откроется дорога к знаньям.
2. Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не может подняться ракета.
3. Без счёта письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
1. Великий русский учёный М. В. Ломоносов сказал: «Математику уже затем надо учить, что она ум в порядок приводит».
Все вместе: Мы хоть и игрушки, но знаем, что без математики пропадёшь.
3. Конкурс «Логическая разминка».
Командам предлагается выполнить логические задания. И тогда вы угадаете, какие призы получит победитель игры. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Задания для команды «Матрёшки».
Сколько месяцев в году? (12 – П)
2) Какой по счёту среди осенних месяцев ноябрь?(3 –Ь)
3) Тройка лошадей пробежала 15 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (15 – А)
4) Пять лет назад Аркадию было 8 лет. Сколько лет будет Аркадию через 6 лет? (19- С)
5) Как называют каждого из двух весёлых товарищей, живших у бабуси?(гусь – Л)
6) Подумайте, кто был бы выше всех, если бы лошадь была ниже кролика, но выше жирафа? (кролик – Н)
7-8) Начертите схему и ответьте на вопрос задачи.
Для команды «Матрёшки».
В очереди за мороженым стоит 13 человек. Федя стоит седьмым от начала очереди. Догадайтесь, каким по счёту он стоит от конца очереди?
Для команды «Игрушки».
Лестница состоит из 15 ступенек. Подумайте, на какую ступеньку нужно встать, чтобы быть на середине лестницы?
Ответы: 1) 7 – И 2) 8 – Е
ВЕДУЩИЙ: А теперь соберём слово, пользуясь таблицей. На экране появляется таблица. Ключ к таблице – 15, 12, 8, гусь, 3, 19, 7, кролик.
12 3 15 гусь
19 кролик 7 8
П
Ь А Л С Н И Е
Итак, это слово ……(апельсин)! Молодцы. Ребята, давайте подумаем, а какое отношение может иметь апельсин к математике? (Он имеет форму шара, их можно посчитать, взвесить, сравнить по размеру). А ещё ими можно угостить своих друзей, и вообще в апельсинах много витаминов. Так что съедим их на здоровье.
Итак, мы просим жюри объявить предварительные результаты за два конкурса: Приветствие и Разминка.
4. Конкурс «Математика и природа».
ВЕДУЩИЙ: Как мы уже с вами поняли из приветствия команд, математика очень нужна нам буквально во всех областях жизни. А в природе для чего нам математика?(Ответы детей). Да, действительно, математика и природа тесно связаны между собой. Мы считаем, сколько бабочек кружится над цветами, сколько птичек прилетело к нам на кормушку зимой. А как многие природные объекты напоминают нам геометрические фигуры. На экскурсии с ребятами мы в этом убедились. И даже самой простой гусеничке, чтобы забраться на дерево, нужно преодолеть какое-то расстояние. А зачем гусенице дерево? Давайте вспомним, какие связи существуют в природе. Составьте схему-цепочку из картинок и стрелок. (Работа со зрителями)
А нашим командам сейчас предстоит выяснить, сколько же придётся гусенице добираться до вершины дерева? Для этого нужно решить задачу. (На карточках у каждой команды задача и схемы-помощники для её решения.)
Гусеница взбиралась на дерево высотой 14 метров. За день она поднималась на 5 метров, а за ночь сползала на 2 метра. За сколько дней гусеница доползла до вершины дерева?
5. Физкультминутка.
Флэш-моб «Солнышко лучистое».
6. Конкурс «Математика и здоровье».
ВЕДУЩИЙ: Очень хорошо размялись. Это полезно для чего?(Для здоровья) Конечно, к своему здоровью нужно относиться очень внимательно и бережно. А как вы укрепляете своё здоровье?(ответы детей) Беседа о необходимости ведения здорового образа жизни, занятиях спортом, правильном питании. Наш следующий конкурс как раз о питании. Командам необходимо собрать правильную и полезную продуктовую корзину. На экране – презентация с информацией о калорийности продуктов. Известно, что на завтрак каждому человеку необходимо 500 ККАЛ, а на ужин 300 ККАЛ. Так вот, одной команде мы дадим поручение сходить в магазин и набрать продуктов для завтрака, а другой – для ужина. (Команды берут корзинки и подходят к столу, на котором разложены картинки продуктов с указанием количества ККАЛ.) А сейчас послушаем оценки жюри за два конкурса.
8. Математическая эстафета. ВЕДУЩИЙ: И снова мы продолжаем тему здорового образа жизни. Сейчас наши команды должны выполнить сразу два задания в одном – на скорость и на сообразительность. Необходимо из счётных палочек собрать зонтик, как показано на рисунке. Затем переложить одну палочку так, чтобы получилось 3 одинаковых треугольника. Итак, время пошло! (Под музыку «Движение - жизнь» команды соревнуются.) 9. Заключительный конкурс «Математика и искусство».
ВЕДУЩИЙ: Давайте этот конкурс сделаем массовым. Не только команды, но и болельщики могут в нём поучаствовать. А жюри пусть оценит на своё усмотрение. Вы можете добавить командам столько баллов, сколько захотите. Барьера нет. Мы с вами уже убедились в том, что с математикой связана вся наша жизнь. А сейчас попробуем поискать математику в искусстве. Вы прослушаете отрывки из песен, посмотрите репродукции картин известных художников, вспомните стихи и найдёте связь произведений искусства с математикой. 10. Подведение итогов конкурса. Награждение победителей и участников.
ВЕДУЩИЙ: Итак, уважаемые участники и гости нашего праздника. Наша игра подходит к концу. Хотелось бы подвести итоги. Результаты конкурсов нам скоро объявит жюри. А я сейчас хочу спросить команды: Было ли вам интересно? Трудно? Весело? Что вам помогало справляться с трудностями? (Конечно, дружба, взаимовыручка и поддержка зрителей.) Согласны ли вы со мной, что математика – это не только сложно, но и весело, интересно, полезно и даже смешно? Объявляются итоги, команды и отдельные участники награждаются призами и грамотами.
Заканчивается игра гимном КВН.