Конспект внеурочного занятия Форма проведения: викторина Тема занятия: «Грамотей»


Конспект внеурочного занятия
Форма проведения: викторина
Тема занятия: «Грамотей»
Цель: обобщение и углубление изученного материала; развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания, выявление интеллектуально одарённых детей.
Задачи занятия:
Образовательные:
Повторить, систематизировать знания учащихся;
Расширять кругозор учащихся по предметам;
Воспитательные:
Воспитать умение и навыки работы в команде;
Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.
Воспитывать инициативность и активность,
Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.
Развивающие:
Развить способности логического мышления учащихся;
Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;
Развивать память, внимание
Оборудование: карточки с заданиями, жетоны,
Ход занятия
Орг. момент.
-Ребята, сегодня мы с вами собрались на праздник, который имеет необычное название: "ВИКТОРИНА". Кто из вас может объяснить, что означает это слово? (Викторина - это, когда ведущий задает вопросы, а дети отвечают на них)
-Правильно, а точнее, это игра в ответы на вопросы
-Необходимо разделиться на две команды (участники придумывают название команды - "Угадай-ка", "Любознательные", “Знатоки”, “Мудрецы”, “Умники” и выбирают капитана)
- Каждый вопрос команда обсуждает вместе. Когда вы готовы дать ответ, команда поднимает руки. За выкрики с места и нарушение дисциплины мы будем списывать с команды баллы. Если одна из команд затрудняется дать ответ на свой вопрос, то вторая, подняв руки, может ответить за них, тем самым получить дополнительный балл. - Всем понятны правила? Я желаю командам удачи!
Основная часть.
Задание 1. «Найди птичку»
В этих клеточках, как в ветках деревьев, спрятались птички. Найдешь их всех?
П О П О Л З Е Н Ь С
К Л Ё С Т Д Я Т Е И
С П И Щ У Х А Ч Л Н
О С В И Р И С И Ж И
Р К У К Ш А Т Е О Ч
О Щ Е Г О Л З Л Л К
К С О Й К А Ж Ь Я А
А А Б В Г Д Е Ё П А
Г С Н Е Г И Р Ь К Н
А Т Е Т Е Р Е В А Л
Л К А Ф И Л И Н Ж Е
Задание 2. “Скажи правильно”
Он - кот а она ….(кошка)
Он – осел, а она….(ослица)
Она - оса, а он… (оса)
Она - стрекоза, а он… (стрекоза)
Она - муха, а он…(муха)
Он - бобер, а она …(бобер)
Задание 3. «слова-предметы»
Я буду называть вам слова-предметы в единственном числе, а вы мне в ответ – называете во множественном числе.
Нога — … (ноги). Рука — … (руки). Дуга — … (дуги). Ведро — … (ведра). Окно — … (окна). День — … (дни). Пень — … (пни) Козленок — … (козлята). Бочонок -… (бочонки)
Задание 4. за 3 минуты написать как можно больше слов с сочетаниями:
1 команде: ЧА-ЩА2 команде: ЖИ – ШИ
Задание 5. Участвуют капитаны команд.
Ведущий.
Ребята, надо отвечать на мои вопросы так, чтобы ответ начинался с буквы:
"С" "А"
- Как тебя зовут?
- Где ты живешь?
- Кто твоя сестра?
- Кем работает отец?
- А мама?
- Что ты любишь есть?
- Твои любимые напитки?
- Какие фрукты, ягоды ты любишь?
Конкурс 6. «А ну-ка догони!»
В течение 2 минут каждая команда отвечает на вопросы. Кто больше?
Вопросы для 1 команды:
Сколько ног у паука? (8)
Как найти вычитаемое? (Из уменьшаемого вычесть разность.)
Сколько килограммов в 1 тонне? (1000 кг.)
Какое время года бывает 2 раза в году? (зима)
Как найти площадь прямоугольника? (Нужно длину умножить на ширину)
Назовите наибольшее двузначное число. (99)
4 года назад Саше было 8 лет. Сколько лет Саше будет через 5 лет? (17)
У Оли было 18 рублей. Она истратила  из них столько же, сколько осталось. Сколько рублей осталось у Оли? (9)
Продолжите числовой ряд: 26, 23, 20….(17)
Когда можно сказать, что 1 = 60? (1 час = 60 минут, 1 минута = 60 секундам)
На сколько 64 больше 8? (на 56)
Назовите число, в котором 3 сотни и 7 единиц. (307)
У Гали и Кости 8 игрушек. Галле подарили ещё 2 игрушки. Сколько стало игрушек у Гали и Кости? (10)
Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать.)
Вопросы для 2 команды:
Сколько ног у комара? (6)
Как найти делимое?  (Нужно частное умножить на делитель)
Сколько миллиметров в одном сантиметре? (10)
Какой год длится всего один день?  (Новый)
Как найти периметр квадрата?  (Все стороны сложить)
Назовите наименьшее трехзначное число? (100)
На столе было 5 стаканов молока. Дима выпил  один стакан. Сколько стаканов осталось? (5)
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)
Когда можно сказать, что 1 = 1000? (1 кг = 1000 г, 1 т = 1000кг.)
Через 5 лет Косте будет 13 лет. Сколько лет было Косте 3 года назад? (5)
Назовите число, в котором 7 сотен и 2 десятка. (720)
Во сколько раз 45 больше  9? (5)
Каким гребнем волосы не расчешешь? (Петушиным)
Конкурс 7. "Устами младенца"
Учитель: Просим отгадать ребят то, о чём младенцы говорят.
Для каждого слова даётся три определения. Если команда отгадывает с первого определения, то получает 4 очка. Со второго - 2 очка. С третьего - 1 очко.
Команда 1 Команда 2
1. Про него есть загадка, но я вам её не скажу. Он очень нужен на математике. 1. На ней можно поспать, если ты не выспался ночью.
2. Но если его забываешь дома, то можно заменить его пальцем (так почему-то учителя говорят). Но у меня пальцем не получается. 2. У аккуратных учеников можно всегда на ней найти под рукой линейку и ручку.
3. Хорошие картинки получаются, если он поточенный.
Ответ: карандаш 3. Когда на ней рисуешь, учитель всегда возмущается.
Ответ: парта
 Конкурс 8.
Право ответа имеет та команда, капитан которой первым поднимает руку.
Прошу подумать в тишине;Учтите, случай редкий.Сидела белка на соснеНа самой нижней ветке.Потом вскочила вверх на 5,Потом спустилася на 3Затем проворно белка вновьВскочила на 4,Потом ещё на 9 ввысьИ уселась на вершине.Сидит и смотрит с высотыНа пни, берёзки и кусты.А сколько веток у сосны,Мы с вами вычислить должны.
Ответ: 5-3+4+9=15 веток.
Конкурс 9. Конкурс капитанов.
Команда 1
Сколько пальцев на двух руках? 10
Сколько букв в русском алфавите?33
Сколько букв в слове "школа"?5
Сколько слогов в слове "Буратино"?4
Сколько дней в неделе?7
Сколько сторон у квадрата?4
Сколько сторон у шестиугольника?6
Сколько десятков в числе 18?1
Сколько отдельных единиц в числе 15?5
Как назвать число, в котором 10 десятков?100
Как называется результат при сложении?суммаCколько сантиметров в двух дециметрах?20 Команда 2
Сколько пальцев на руке?5
Сколько гласных звуков в русском языке?6
Сколько слогов в слове "карандаш"?3
Сколько букв в слове "урок"?4
Сколько месяцев в году?12
Сколько сторон у прямоугольника?4
Сколько сторон у пятиугольника?5
Сколько десятков в числе 13?1
Сколько отдельных единиц в числе 16?6
Как назвать число, в котором 7десятков?70
Как называется результат при вычитании?разностьСколько дециметров в сорока сантиметрах?4
Конкурс 10. «А ну-ка, обгони»
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, время на ответ – 5 секунд.
Чему равна сумма чисел 3 и 6? (9)
Назовите результат действия «вычитание»?  (Разность)
Если к разности прибавить вычитаемое, что мы узнаем?  (Уменьшаемое)
Как найти делитель?  (Делимое разделить на частное)
Тройка лошадей пробежала 15 км. сколько километров пробежала каждая лошадь? (15 км.)
Что случилось с вороном, когда ему исполнится 2 года? (Пойдет третий год)
12 месяцев – сколько это? (Год.)
Если цапля стоит на одной ноге, то весит 15 кг. сколько она будет весить, если встанет на две ноги? (15 кг.)
Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц? (3 минуты)
В каком месяце бывает 29 дней? (В феврале)
Вспомните пословицы, поговорки, скороговорки, в которых встречаются числа. Кто больше? («Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Один в поле не воин», «Бог троицу любит», «От горшка – три вершка», «В трех соснах заблудился», Два сапога — пара, один за всех и все за одного, Одна голова - хорошо, а две - лучше.)Конкурс 11. «Счастливое число»
Каждая команда выбирает себе «Счастливое число» - любое от 1 до 8. Представители команд по очереди вытаскивают числами, отвечают на вопрос, соответствующий данному номеру. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда достала «счастливое число», то в случае верного ответа, команда получает 3 балла.
На берёзе 4 ветки. На каждой ветке весит по яблоку. Сколько всего яблок? (Нисколько. На берёзе яблоки не растут.)Горело 3 лампочки, одну выключили. Сколько осталось лампочек? (3 лампочки)
Лестница состоит из 9 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть  на середине лестницы? (5)
Сколько надо заплатить за 3 булочки, если каждая стоит 3 рубля? (9 рублей)
Даны числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Что больше: их сумма или произведение? (Сумма, так как произведение равно 0)
Катя начертила 3 отрезка. Первый длиной 9 см., второй на 2 см. короче первого, а третий на столько же короче второго. Чему равна длина 2 отрезка?   (7 см)
Конкурс 12.  Сейчас вам надо будет выполнить трудное задание. Буквы в слове поменялись местами. Скажите, какое это слово?(по очереди)
узб                       потор                          топльа 
осн                       зёкол                          кокньи 
имр                      рабан                          покльа 
окт                      ромоз                           коцльоIV. Подведение итогов
-Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча.
(команды подсчитывают набранные очки. Получают призы (конфеты))И вот пришел прощанья час,
Игра закончилась у нас.
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин
И если ты запомнил их –
Не зря твой день потрачен.
А нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь… Низко
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь… Близко
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты … Храбрец
Теперь начало я скажу,
Ну, говори… конец.