Сценарий внеурочного мероприятия для младших школьников В стране ИЗО
ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
« ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ИЗО»
Цель: Проверка уровня усвоения программного материала детьми; формирование интереса у детей к изобразительному искусству; привитие навыков поведения на сцене; развитие артистических способностей у детей.
Предварительная подготовка: Распределение ролей среди учащихся; подготовка костюмов и репетиция пантомимических сцен; выбор команд из числа учащихся (название, работа над домашним заданием, эмблема, девиз и т.д.); составление конкурсной программы и подготовка необходимого реквизита, раздаточного материала; объявление о приглашении всех посетить страну ИЗО.
Ход развлечения: Давным-давно в доброй и волшебной стране ИЗО жил и правил царь Мелок и было у него семь сыновей – карандашей.
Ведущая мероприятия начинает программу:
Вот братишки дружные,
Человечки нужные,
Это - карандаши!
Меж собой похожие,
Только разнокожие,
Ах, так хороши!
Все братишки дружные
С острыми носами,
Человечки нужные,
Убедитесь сами!
Выходят дети, одетые соответственно в костюмы того цвета, о котором будут говорить, читают стихи и ставят изображения на фланелеграф.
Голубой карандаш: (Стихотворение, постановка облаков на фланелеграф).
Надо мною, над тобою
Солнце, небо голубое!
И по небу проплывает
Облаков пушистых стая.
Не теряя ни минутки,
Побежим, давай к реке!
Голубые незабудки
Соберем с тобой в букет!
Зеленый карандаш: (Ребенок читает стихи и ставит на фланелеграф полянку).
А я раскрашу елочку
И листья у осинки.
Надену я всем девочкам,
Зеленые косынки.
Похвалит обязательно
Меня в траве кузнечик,
И птичка-зеленушка –
Веселая певунья,
И бойкая лягушка –
Квакушка-попрыгунья.
Желтый карандаш: (Делает шаг вперед, читает стихотворение о своем цвете и ставит на фланелеграф солнышко).
Я - желтый человечек,
Раскрасить я могу
Кувшинку, одуванчик
И лютик на лугу.
Пушистые цыплята,
И выводок утят,
И бабочка, и солнце
Со мной дружить хотят.
Фиолетовый карандаш: (Стихотворение, ставятся на фланелеграф цветы).
Фиолетовый цветок
Каждый новый лепесток
Подставляет солнцу, свету -
С нами радуется лету!
Оранжевый карандаш: (Стихотворение, ставится бабочка).
Оранжевая бабочка
К подружке прилетела.
Она весенним платьицем
Похвастаться хотела.
На что ж это похоже?
Она вот-вот расплачется:
Ведь у подружки тоже
Оранжевое платьице!
Красный карандаш: (Стихотворение, ставятся красные ягодки земляники).
А красив ли красный цвет?
-Да! - вы скажите в ответ.
Цветом я своим горжусь
И для ягод пригожусь.
Всем - и клюкве, и бруснике,
Землянике, и клубнике
Без меня нельзя никак!
И цветам я очень нужен,
Я с гвоздикой, с розой дружен,
Ждут меня тюльпан и мак.
Нарисую я зарю,
Грудку птичке-снегирю.
Синий карандаш: (Стихотворение, ставится речка).
Вы любите синего человечка?
Где я появлюсь –
Будет синяя речка,
Синее небо над головой,
Синий цветок - василек полевой,
Знают все, что сорняки
Эти самые цветки,
Только все же синий - синий
Василек такой красивый!
Ведущая: Жили они, поживали и горя не знали. Царь-Мелок души не чаял в сыновьях. Карандашики резвились по альбомному полю, вызывая вокруг себя радость, смех, веселье и создавая красочную палитру. А когда царевичи веселились, на небе появлялась радуга. (Ведущая ставит на фланелеграф изображение радуги).
- Но недолго длилась счастливая жизнь в царстве. Проведал злой волшебник Уголек, который жил в соседнем государстве, как весело и беззаботно живут братья-карандаши. Гнев и зависть охватили его. Не мог он простить того, какое красивое, цветное, красочное царство было у царя Мелка и напустил он на волшебную страну ИЗО черноту.
(фланелеграф закрывается черной или серой материей).
- Печаль и тоска опустилась на царство Мелка. Все вокруг стало серым и мрачным. Перестал звучать веселый и радостный смех царевичей-карандашей, померкли вокруг все краски, на небе исчезла радуга. Ничто не могло порадовать царя. С каждым днем он становился все печальнее и печальнее.
Но в один прекрасный день появилась в сказочной стране ИЗО прекрасная фея-Палитра.
Палитра: - Ребята! Как мрачно, тоскливо и неуютно стало в волшебном царстве. Но этому горю можно помочь. Спасти царя-Мелка, развеселить братьев-карандашей и вернуть на небо радугу смогут только храбрые и отважные художники, которые должны произнести волшебное заклинание. А чтобы узнать это заклинание, надо пройти все испытания злого волшебника Уголька.
Ведущая: И тогда царь-Мелок издал указ и послал глашатаев по всей стране.
УКАЗ:
-Внимание! Внимание! Жители волшебной страны ИЗО! Слушайте и не говорите, что не слышали! Тот, кто избавит царство-государство от чар волшебника-Уголька, развеселит карандашей и вернет на небо радугу, получит вознаграждение от царя-Мелка!
Ведущая: Нашлись храбрые художники, которые отважились спасти волшебную страну от чар злого волшебника.
Звучит музыка. Команды выходят на сцену и представляются. (ПАСТЕЛЬКА, АКВАРЕЛЬКА).
Палитра: - Храбрые художники, вы хотите помочь и готовы пройти испытания? Тогда начнем. После каждого выполненного задания вы будете получать эпизод (часть) репродукции, сложив которые, увидите картину известного художника. На обратной стороне написано заклинание, которое вам поможет.
- Но чтобы определить, кто из вас начнет состязание первым, команды должны отгадать загадку.
ЗАГАДКА:
Поднялись ворота, всему миру красота.
Приказало солнце: «Стой, семицветный мост крутой».
Туча скрыла солнца свет,
Рухнул мост, а щепок нет.
(Радуга).
(Определяется, кто из команд начнет выполнять задание первым).
Ведущая напоминает, что команда решает, кто пойдет выполнять задание или отвечать на вопрос.
ЗАДАНИЕ 1. «Вопрос - ответ» (по жанрам изобразительного искусства).
Фея-Палитра: Ребята! Сейчас я буду задавать командам по очереди вопросы. А вы будете отвечать.
ВОПРОСЫ:
1. Если видишь на картине нарисовано река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется ПЕЙЗАЖ.
2. Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на вас,
Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Летчик или балерина, или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется ПОРТРЕТ.
3. Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт, или все предметы сразу,
Знай, что это НАТЮРМОРТ.
4. Речку, облака, деревья, дом и сад цветущий наш,
Нежной яркой акварелью нарисуем мыПЕЙЗАЖ.
5. Нарисую папу с мамой, и себя, и деда
Я большой работой занят, я пишу ПОРТРЕТЫ
6. Мы его составим, а потом рисуем:
Вазочку с цветами, скатерть голубую,
Книги, кисти, краски. Даже бутерброд!
О работе скажем – это НАТЮРМОРТ.
ЗАДАНИЕ 2.
«Смешай краски» (практическое задание).
Фея-Палитра: Ребята! (спрашивает у всех детей). Скажите, какие вы знаете основные цвета?
(Дети отвечают: красный, желтый, синий).
Фея: - Но для того, чтобы наш мир был ярким и красочным, нужны другие цвета. Вы знаете, что еще есть и дополнительные цвета, которые получаются с помощью основных цветов.
- У меня в руках карточки с заданием. От каждой команды нужен один человек.
(Дети каждой команды выбирают одного представителя).
- Перед вами стоят три основные краски, из них надо получить дополнительные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый.
(Дети выбирают карточки, с цветом которой им надо получить и выполняют задание).
ЗАДАНИЕ 3.
«Музыкальный аукцион».
Фея-Палитра: - Двум командам дается задание, вспомнить, как можно больше песен, где в словах указаны какие-либо цвета.
(Пример «Голубой вагон бежит, качается».)
ЗАДАНИЕ 4.
«Определи правильно» (практическое задание).
Фея-Палитра: - Ребята! Злой волшебник-Уголек перепутал все жанры изобразительного искусства. На таблице перед вами каждый жанр имеет свой цвет. Ваша задача: перед вами лежат репродукции известных художников. Вам надо правильно определить жанр изобразительного искусства по цвету с помощью цветных кружков (магнитов).
ЗАДАНИЕ 5.
«Нарисуй с закрытыми глазами» (практическое задание).
Фея-Палитра: - Ребята! Мы сегодня уже говорили о таком жанре изобразительного искусства, как пейзаж. Вы знаете, чтобы нарисовать красивый пейзаж, надо нарисовать домик, деревья и цветы. Но задание будет необычным. Все это вам надо нарисовать с закрытыми глазами.
(Задание выполняется на быстроту по времени и выразительности рисунка).
- Кто быстрее и лучше нарисует свою картину, тот и победил.
ЗАДАНИЕ 6.
«Определи по описанию».
Фея-Палитра: - В каждом классе, ребята, вы изучали промыслы России.
Все вы знаете, что у каждого промысла есть свои отличительные черты, где он зародился, из какого материала он изготовлен, каким цветом и узором мастера расписывают свои изделия. Каждая команда получит карточки с описанием промыслов России. Вам необходимо выбрать изделие этого промысла и назвать его.
1. Мастера этого промысла расписывают железные подносы масляными красками обычно по черному фону. Но применяются для фона и другие цвета – красный, синий, зеленый. Поднос могут украшать букеты, гирлянды, венки. Букет обычно строится на трех крупных и ярких цветах, помещенных в центре. Их окружают более мелкие цветы. Чем ближе расположены листья к краю букета, тем они темнее.
(Жостовские подносы).
2. В древнем Волжском городе и его округе издавна изготовлялись донца прялок, украшенные сюжетной росписью, деревянная детская мебель, кони-качалки, разделочные доски и другие изделия.
Для этой росписи характерны цветы, кони, птицы. Используется: синяя, зеленая, сиреневая, красная, оранжевая, вишневая, черная краски, белила. Роспись выполняется масляными красками по текстуре дерева. Основные элементы росписи – «розан» и «купавка».
(Городецкая роспись).
3. Это самый известный и крупный народный художественный керамический промысел. Это несколько предприятий, которые изготовляют бытовые изделия и настольную скульптуру, игрушки в виде птиц и зверей, жанровые сценки.
Для росписи этой керамики характерны Цветы, листья и травы. Синяя кобальтовая роспись очень выразительна на белом фоне посуды. Она выполняется следом и концом кисти.
Широкую известность получили керамические квасники - сосуды с кольцеобразным туловом, на четырех ножках, с носиком и фигурной ручкой, с высоким горлышком, заканчивающимся крышкой. Украшаются эти сосуды росписью и скульптурой.
(Гжельская керамика).
4. Глиняная игрушка из слободы Кировской (Вятской) области. Это лихой всадник на коне или козле, петушок, девушка с ведрами на коромысле и другие изделия.
Вылепленную из глины игрушку после высыхания ставят для обжига в русскую печь для обжига. Обожженные игрушки белят, опуская в ведро с раствором мела в молоке, просушивают и расписывают красками.
Любимые цвета мастеров - синий и розовато-красный, желтый и зеленый, белый и черный, оранжевый и голубой, золотая отделка.
(Дымковская игрушка).
5. Глиняная игрушка Пензенской области по сюжету не разнообразна. Народные мастера лепят и раскрашивают женскую фигуру («бабу»),
Мужскую фигуру («солдата»), барана, коня, всадника, оленя, петуха, собаку, корову. Фигурки имеют очень обобщенные, условные формы, вытянутые пропорции, удлиненные шеи и головы.
Роспись игрушек в основном малиново-красная.
Преобладает геометрический узор, Вместо полос иногда появляются крапки, условно воспроизводящие оперение птиц, реже цветы.
По традиции расписываю игрушки пером курицы. После обжига фигурки приобретают чуть желтоватый или розоватый оттенок. (Филимоновская игрушка).
6. Точеная (деревянная) расписная утварь, так называется эта посуда. Она широко известна в нашей стране. Деревянные чашки, черпаки, миски, подставки и другие изделия радуют нас своим богатым и золотым узором. На своих изделиях художники рисуют земляничку, малинку, смородинку, рябинку и другие растительные орнаменты. Но не копируют растения в точности, а по-своему перерабатывают в декоративный узор. Самый любимый у мастеров «травный узор» или просто «травка». Травка обычно рисуется красным или черным цветом, но иногда зеленым и желтым. Очень часто среди травки изображаются ягодки, птицы, цветы и рыбки. Самые затейливые узоры называются «кудринами». (Хохломская роспись)
ЗАДАНИЕ 7. (зрительное)
Фея: На столе находятся предметы, которые относятся к урокам изобразительного искусства и которые не относятся. От каждой команды потребуется один человек. Вы должны запомнить все предметы, которые имеются на подставке. А теперь мы закрываем все.
Первой команде надо ответить на вопрос, какие предметы нужны на уроке изобразительного искусства, второй команде - не нужны.
Если к этому времени команды не наберут нужное количество очков, которое нужно для открытия заветной картины и не узнают заклинание, то задаются дополнительные вопросы:
1. Как называется щит, который поддерживает картину при написании? (Мольберт).
2. Как называют картину, на которой изображен морской пейзаж? (Марина).
3. Характер поверхности художественного произведения, ее обработки, ощущается зрительно и осязательно? (Фактура).
4. Изделия гончара из глины и их смесей, закрепленные обжигом? (Керрами).
Ведущая: Юные художники, составьте репродукции картин из ваших эпизодов. А теперь переверните и прочтите заклинание, которое поможет расколдовать царство Мелка и избавит от чар волшебника Уголька.
Выигравшая команда читает заклинание: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Фея: А теперь, друзья, давайте все вместе, и храбрые художники, и зрители, и наши гости произнесем это заклинание. (Все дети громко произносят заклинание, звучит музыка и в это время открывается фланелеграф).
Ведущая: Опять на голубом небе светит желтое солнышко, шумит морской прибой, а на зеленой лужайке распустились цветы.
(Дети карандаши обступают фланелеграф и поднимают шарики цвета радуги).
Фея: И опять на небе засияла радуга, принося всем жителям волшебной страны радость и веселье!
Все очень хорошо потрудились, большое спасибо юным художникам, которые спасли волшебную страну от чар злого волшебника Уголька. И поэтому мы награждаем всех участников этого чудесного освобождения. (Награждаются все участники).
В конце программы поется песня «Мы умеем рисовать» (слова Э.Успенского, музыка В. Шаинского).
1 куплет:
Вот мы взяли краски в руки,
И не стало в доме скуки.
Чтобы было веселей,
Яркой краски не жалей!
ПРИПЕВ:
Это правда! Ну, чего же тут сказать?
Дети любят, очень любят рисовать
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!
2 куплет:
Вот вам: тетя жарит мышку,
Рядом кот, он ловит мышку,
Но никто не разберет –
Где же тетя, где же кот.
ПРИПЕВ.
3 куплет:
Это что - же за зверушка,
Много ног, одна макушка?
То ли зверь - сороконог,
То ли очередь в ларек?
ПРИПЕВ.
P.S. Внеклассное мероприятие имеет второй вариант и проводится с помощью мультимедийных средств.
МБОУ-СОШ № 21
Внеурочное
мероприятие
«Волшебная
страна ИЗО»
Учитель изобразительного
искусства
Безрук
Светлана Владимировна
г. Белгород, 2012
15