Сценарий внеурочного занятия по развитию речи В стране фразеологизмов


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОЛЫШМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Внеурочное занятие по развитию речи
Тема: «В стране фразеологизмов»
Класс: 3 б
Форма проведения: устный журнал
Учитель: Юлия Викторовна Петрушенко
Р.п. Голышманово, 2015
Тема: В стране фразеологизмов
Программа внеурочной деятельности: развитие речи
Направление: интелектуальноеЦель: Формировать навык использования в речи фразеологизмов
Задачи:
Развивать речь, внимание, мышление.
Показать использование фразеологизмов в речи.
Расширить словарный запас детей.
Добиться запоминания фразеологизмов.
Тип занятия: закрепление
Форма занятия: устный журнал
Вид деятельности: познавательная, игровая, художественное творчество.
Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Планируемые результаты:
Предметные:
Умение распознавать фразеологизмы
Умение распознавать фразеологизмы среди других слов, выражений.
Личностные:
Воспитание внимания, наблюдательности и памяти.
Осознание роль фразеологизмов в речи человека.
Метапредметные:
Регулятивные:
Умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока.
Умение контролировать и проверять выполненное задание самостоятельно и в парах.
Умение понимать и сохранять учебную задачу в течение занятия.
Познавательные:
Умение правильно употреблять фразеологизмы.
Умение делать выводы в результате поиска ответа на проблемный вопрос и фиксировать выводы.
Умение открыть новое знание о фразеологизмах.
Коммуникативные:
Умение правильно оформлять мысли в процессе исследования языкового материала.
Умение объяснять и доказывать правильность выполнения задания.
Умение формулировать вывод в процессе самостоятельной работы.
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Структура занятия
1 этап: Эмоционально-целевой
Цель: Формирование познавательной мотивации по данной теме
Деятельность учителя: Создать положительный настрой на занятие с помощью фразеолгизмов. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего занятия. Сформулировать тему и цель занятия. Дать мотивационную установку на выполнение задания.
Деятельность ученика: Сформулировать тему и цель занятия
Если вы не будете витать в облаках и хлопать глазами,
то не успеете глазом моргнуть, как занятие закончится.
- Кто понял, что я сказала?
- Что означают эти выражения?
- Подберите фразеологизмы, которые подскажут вам, как нужно работать на занятии?(слайд 2)
Работать, засучив рукава
Зарубить себе на носу
Не ударить лицом в грязь.
- Сформулируйте тему нашего занятия.
- Сегодня мы проводим  устный журнал «В мире фразеологизмов». (слайд3) В нём всего 6 страниц, но они очень интересные и познавательные.

2 этап: Организационно-исполнительский
Цель: Формирование познавательной и творческой активности, навыков мышления, памяти, воображения, речи, оценивание своих достижений и достижений группы
Деятельность учителя: организовать и провести работу с текстом; организовать работу групп; координировать и помогать в работе
Деятельность ученика: Воспринимать задания и выполнять их: составить текст, слушать и воспринимать материал, контролировать правильность ответов; объединиться в группы (по цвету карточек), распределить роли, про инсценировать сказку.
- Итак, мы открываем 1 страницу нашего журнала. Она называется   «Что мы знаем о фразеологизмах?» (слайд4)
(на партах предложения, составить связный текст – работа в парах)
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов в русском языке.
Они украшают речь, делают её выразительной, более меткой.
Чем богаче наш словарный запас, тем интереснее, ярче мы выражаем мысли.
- Молодцы! Я вижу, что вам многое о фразеологизмах уже известно.  А 2 страница нашего журнала дополнит ваши знания. Она называется «Фразеологический словарь». (слайд5) Её подготовила Угрюмова Катя. (Сообщение)
- Теперь мы знаем, где найти значение непонятных фразеологизмов. Перелистываем следующую страницу и попадаем на литературную страничку. («Сказка о том, как звери к зиме готовились») (слайд6)
- Предположите, о чем эта сказка.
- Прочитайте ее про себя.
- Подтвердилось ли ваше предположение?
- Подчеркните фразеологизмы в тексте и объясните их в парах.
- Пересказ сказки.
- А мы переходим к следующей странице нашего журнала «Творческая страница». (слайд7)
(Дети по цвету жетона делятся на группы, получают сказку и инсценируют ее)
3 этап: Рефлексивный
Цель: формирование навыков рефлексии у обучающихся
Деятельность учителя во время работы: предлагает детям выразить свое эмоциональное настроение (у кого хорошее настроение – похлопать в ладоши, у кого плохое – потопать). Метод незаконченных предложений
- Пора перелистнуть и эту страничку журнала, на этой странице нас ждет обобщение того, о чем мы говорили на занятии, давайте вспомним цель нашего занятия. Достигли ли мы ее?
Определение эмоционального настроения (+ хлопать, - топать)
(незаконченные предложения)
(слайд 8)
Сегодня я запомнил (а) …
Я вспомнил(а)…
Больше всего понравилось…
Было интересно…
Расскажу маме о …
У меня возникли вопросы….
- Занятие закончилось, перевёрнута последняя страница нашего журнала. Вы видите, ребята, что наш язык богат и разнообразен, и наличие в нём фразеологизмов явное тому подтверждение.  Они делают нашу речь яркой, образной, выразительной.  Учите, познавайте русский язык – наше сокровище! Успехов вам и всего наилучшего! (слайд9)
Сообщение
Фразеологический словарь – словарь устойчивых выражений. В нем собраны и объясняются фразеологизмы. Существует множество фразеологических словарей, один из наиболее полных под редакцией А.И. Молоткова. В этом словаре 4000 словарных статей.
В нашей школьной библиотеки есть фразеологический словарь русского языка под редакцией Власа Платоновича Жукова, Анатолия Власовича Жукова. В нем приведены фразеологизмы, используемые в современном русском языке. Авторы раскрывают их значение, показывают, как следует использовать их в речи.
Сказка о том, как звери к зиме готовились.
Однажды царь зверей лев издал указ:
- На лесной полянке состоится собрание о подготовке к зиме.
Утром ни свет, ни заря звери явились в указанное место. Сидят, глазами хлопают, языки распустили, все головы сломали, думают, о чём речь пойдёт. В мгновение ока на поляне появился лев и как закричит во всё горло:
- Прекратить мышиную возню! – не на шутку рассердился он.
У зверей душа в пятки ушла, сидят как на иголках, лица на них нет. Только барсук не вешал нос, ведь он обладал Олимпийским спокойствием от природы.
- Во главе угла у нас сегодня подготовка к зиме - продолжил лев. Прошёлся я вчера по лесу, да такое увидел, что у меня глаза на лоб вылезли, шерсть дыбом встала. Жилища не отремонтированы, припасов как кот наплакал. Всё баклуши бьёте, да лодыря гоняете. Нельзя откладывать в долгий ящик подготовку к зиме. На носу холода. И глазом моргнуть не успеешь, как наступят морозные деньки. Даю вам срок три дня, что б вы всё исправили, а иначе пеняйте на себя, уж я задам вам баню, живо шкуру сниму с вас! Пощады вам не видать как своих ушей!
Только лев это сказал, зверей с полянки как ветром сдуло, только пятки засверкали. Всю ночь они не сомкнули глаз. Утром чуть свет сорока разнесла по всему лесу:
- Хватит время терять, пора приниматься за дело!
Три дня звери трудились не покладая рук. Никому не хотелось ударить в грязь лицом. Даже детки не сидели, сложа руки. На четвёртый день обошёл лев весь лес с проверкой, оглядел всё своим зорким глазом. И вновь все звери собрались на полянке. С замиранием сердца ждали они, что же скажет лев на этот раз.
- Вижу, вы потрудились на славу – говорит лев. – Семь потов, наверно, с вас сошло! Так вот и впредь не ждите манны небесной, а готовьтесь к зиме заранее.
Не успел лев договорить, как вдруг пошёл снег, и зверей с полянки как корова языком слизала. Они были на седьмом небе от счастья, ведь теперь их жилища тёплые, а в погребах много припасов.
Подчеркните фразеологизмы и объясните их смысл.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов в русском языке.
Они украшают речь, делают её выразительной, более меткой.
Чем богаче наш словарный запас, тем интереснее, ярче мы выражаем мысли.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов в русском языке.
Они украшают речь, делают её выразительной, более меткой.
Чем богаче наш словарный запас, тем интереснее, ярче мы выражаем мысли.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов в русском языке.
Они украшают речь, делают её выразительной, более меткой.
Чем богаче наш словарный запас, тем интереснее, ярче мы выражаем мысли.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов в русском языке.
Они украшают речь, делают её выразительной, более меткой.
Чем богаче наш словарный запас, тем интереснее, ярче мы выражаем мысли.