Статья Внеурочная деятельность в начальной школе в вопросах и ответах
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Внеурочная деятельность в начальной школе в вопросах и ответах
Что понимается под внеурочной деятельностью?
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Какова основная цель внеурочной деятельности?
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Каковы основные задачи внеурочной деятельности?
Задачи внеурочной деятельности:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;
Какие нормативные документы регламентируют организацию внеурочной деятельности?
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);
· Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
· СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-
эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (
·утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
· Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
· Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
· Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
· Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)
· Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
Каковы основные принципы организации внеурочной деятельности?
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
-учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию.
Какие направления внеурочной деятельности закреплены в ФГОС НОО?
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Какие существуют виды внеурочной деятельности?
Виды внеурочной деятельности :
· Познавательная
· Игровая
· Трудовая (производственная) деятельность
· Досугово-развлекательная деятельность
· Спортивно-оздоровительная деятельность
· Туристско-краеведческая деятельность
· Художественное творчество
· Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
· Проблемно-ценностное общение
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Какие существуют формы организации внеурочной деятельности?
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии,
кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные
общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики и других.
Каковы основные результаты внеурочной деятельности?
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатовприобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатовполучение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
15