Статья на тему: Особенности отношений «ребенок – педагог как фактор психологического дискомфорта


Особенности отношений «ребенок – педагог» как фактор психологического дискомфорта
Взаимоотношения учителя с детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы предвидя его последствия, выбрать соответствующий стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.
Однако, к большому общему сожалению, встречаются такие случаи общения педагога с ребенком, которые негативно отражаются на дальнейших событиях в жизни ребенка.
Взаимоотношения воспитанников и педагогов играют немаловажную роль в принятии ребенком решения ухода из жизни. Особенно это касается проблемы жестокости в детско-учительских отношениях.
Жестокое отношение или пренебрежение к ребенку означает, что физическому или психическому здоровью, благополучию этого ребенка наносится ущерб. Четкого, однозначного определения жестокости в отечественных психологических исследованиях нет. Это понятие часто используют юристы, медики, философы, социологи, педагоги. В психологии более частое применение находят синонимы термина «жестокость» - «агрессия» и «деспотизм». В русском языке есть и другие синонимы слову «жестокость»: немилосердный, безжалостный, не знающий сожаления, сочувствия, безмерно строгий, суровый, тяжкий, мучительный, невыносимый, неодолимо грозный, неумолимый и др.Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии и бездействии, в словах, в психологическом взаимодействии и т.д. Проявления жестокости могут быть преднамеренными или импульсивными, сознательными или несознательными.
Используемый в психологической литературе термин «агрессия» трактуется как:
- вид поведения, приносящий вред другому существу;
- намерение с целью нанесения вреда;
- демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку.
Однако определение агрессии не является исчерпывающим для описания всех граней такого многостороннего явления, как жестокость. Тем более, что ряд исследований позволяет выделить разные, порой несовместимые, стороны жестокости.
Хотелось бы выделить и проанализировать психологическую сущность жестокости: насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.
Большую роль в школьном возрасте играет характер взаимоотношений ребенка и педагога. В это время ребенок в силу своих возрастных особенностей не может оказать сопротивление, защититься от негативных педагогических воздействий.
Можно позволить выделить наиболее типичные причины жестокости педагогов в отношении к детям.
Культ жестокости, пропагандируемый в нашем обществе, социально-экономические условия, в которых находится наша страна, изменение общественно-политического строя, становление рыночных отношений, переоценка ценностей приводят к очередному пику жестокости, который по мнению социологов пришелся на 1994-1996 годы. Наиболее часто стрессовые состояния вызывают взрыв ненависти к более слабым – детям. «Разрядка от стрессов» на том, кто под руку попадется, часто происходит на детях. Незащищенность детей от различного рода социальных воздействий порождает в нем представления о своей социальной незащищенности, ненужности, препятствует формированию адекватной самооценки, искажает его представления о поступках.
Часто это идет от не включенности педагога в круг интересов ребенка, внешнего созерцания формирования его личности. Отсутствие желания понять, познать ребенка лежит в основе тех представлений, которые формируются у ребенка в таких случаях в процессе взаимодействия с педагогом.
Низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия.
Достаточно жесток и спектр видов жестокости – безответственное отношение к безопасности детей (приводящего к случайным травмам, потере физического здоровья и др.), унижение перед одноклассниками и др., например: «Меня учитель бил по рукам проволокой, так как я не выполнил его указание», «Учительница больно схватила меня за ухо…», «…Тогда учитель физкультуры больно пнул меня в больное место», «Она ткнула меня в бок указкой» и др.
Подобное отношение со стороны педагога ведет к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплекса вины, страха и появлению немотивированной агрессии, что приводит к различным деформациям формирования личности, формированию неадекватной самооценки и т.д.
В современной отечественной литературе выделяют четыре основных формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психологическое (эмоциональное) насилие, моральное насилие.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья или отставание в возрастном развитии.
Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознаваемое им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.
Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
- не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого;
- не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие взрослых, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящие развитие его личности (постоянная критика ребенка, угрозы в его адрес, предъявление повышенных требований и др.).
К этой форме относятся: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, оскорбления и унижения достоинства ребенка, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту и возможностям, ложь и невыполнение взрослыми обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др. Сюда относится и еще один вид насилия над личностью ребенка – доведение до самоубийства.
Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны взрослых (педагогов, родителей и т.д.) элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:
- недостаточное возрасту и потребностям ребенка образование, питание, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
- нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления.
Во всем мире факты жестокости по отношению педагогов к детям являются предметом детального исследования и общественного обсуждения и осуждения.
Так, в анализе форм жестокости по отношению педагогов к детям в американской и английской печати выделяются следующие:
- недосмотр педагогами за безопасностью здоровья детей (случайные травмы и др.);
- грубое (жесткое) отношение со стороны педагогов (крик, запугивание, угрозы и т.д.);
- истинно жестокое отношение к ребенку (избиение, психологическое давление, насилие над ребенком).
Все случаи жестокого отношения к детям в этих странах регистрируются и собираются в определенной службе. Статистика показывает, что в последнее время участились случаи жестокого отношения к детям.
Однако наличие различных общественных движений, комитетов защиты ребенка, обработке информации по всем подозрительным травмам детей помогают своевременно включиться в работу по защите ребенка от жестокого отношения взрослых (педагогов, родителей и др.).
В целом анализ зарубежных источников позволяет определить несколько типов-схем жестокого обращения с детьми (С.Фрайд, П.Хоулт и др.):
- «Ребенок-мишень» - ребенка считают либо слишком пассивным, либо очень активным, и, как результат он становится объектом агрессии;
- «Критическая ситуация» (стечение обстоятельств) – неприятности на работе, в семье или другие ситуации могут вызвать вспышки жестокого поведения и др.
Кроме того, зарубежные исследователи широко рассматривают и взаимосвязь между столкновением с жестокостью в детстве и ее отдаленными последствиями, жестокость, свидетелем которой становится ребенок, по отношению к другим людям, влияние частого просмотра телепрограмм с элементами жестокого отношения.
Психологические механизмы жестокости (жестокого поведения) исследуются многочисленными зарубежными специалистами. Так, до 1962 года в Америке этот вопрос не предавался широкой огласке. В 1962 году Хенри Кемп впервые поднял вопрос о «синдроме избитого ребенка», привлекая к этой проблеме не только общественность, но и специалистов: врачей, психологов, конфликтологов и др. К проблеме в сравнительно короткий срок было привлечено широкое внимание, и уже в 1966 году в США был принят закон, обязывающий сообщать обо всех случаях и фактах жестокого обращения с детьми, а в 1974 году вышел закон о предупреждении жестокого обращения с детьми и в рамках органов здравоохранения создан Американский национальный центр по проблемам жестокого отношения к детям. И в настоящее время в большинстве штатов законодательство предусматривает уголовное наказание не только за жестокость к детям, но и за несообщение о подозреваемых случаях такого обращения с детьми. В целях защиты ребенка установлена круглосуточная бесплатная телефонная линия.
Несмотря на то, что в законодательстве России есть статьи, предусматривающие наказание за преступления в отношении несовершеннолетних, все проанализированные факты и проведенные исследования показывают необходимость выделения детского права в особый кодекс.
В Российском законодательстве до сих пор нет специального закона, защищающего ребенка от описанных выше влияний. Общественные тенденции достаточно динамичны.
В России ситуация с правовой оценкой суицида (самоубийства) детей сложная. В настоящее время практически отсутствуют нормативные правовые акты, позволяющие точно классифицировать причины, побуждающие детей к таким поступкам, а также действия взрослых, осуществляющих их воспитание.
Оценка суицида проводится фрагментарно, не отслеживается статистика и мотивация поступков несовершеннолетних, хотя именно детский суицид с каждым годом возрастает. Эта тенденция побуждает практически ежегодно Министерство образования и науки РФ издавать письма о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
Тема суицида детей освещается в прессе только в случае нашумевших событий, в среде педагогических работников почти не анализируется. Практически во всех материалах по фактам попыток несовершеннолетних покончить жизнь самоубийством отсутствуют какие-либо сведения о психологической реабилитации и помощи подросткам, пытавшимся расстаться с жизнью.
В нормативных правовых актах профилактике этого явления среди детей и подростков можно отнести следующие нормы:
- контроль за недопущением применения методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся воспитанникам (ст. 15 закона РФ «Об образовании»);
- учет результатов инспекционных проверок по обеспечению и реализации прав и законных интересов, обучающихся воспитанников, норм действующего законодательства, а также материалов изучения (стиля педагогического общения, наличия и характера конфликтных ситуаций, жалоб) при проведении аттестации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников;
- создание и развитие по месту жительства системы помощи молодежи, системы социально-педагогической помощи семье, используя систему внешкольного образования молодежи, спортивную работу, медико-психологическую службу, систему консультаций и помощи по воспитанию детей и подростков.
К сожалению, современная высшая школа недостаточно внимания уделяет психологической подготовке будущих педагогов. Необходимо расширить количество часов, отведенных на изучение психологии, особенно для тех предметников, которые читают точные науки. Изучать психологию необходимо ситуативно, с применением интерактивных методов, заставляя студентов разбирать конкретные конфликты между учителем и школьником. Перед строгим, категоричным учителем у ребенка появляется гиперответственность, поэтому проблему нужно начинать решать не в школе, где работают уже сформировавшиеся педагоги, а еще при подготовке кадров. Отдельно стоит тема работы учителя с родителями. На родительском собрании учитель, обиженный поведением ребенка, выплескивает свои эмоции а маму и папу, которые в свою очередь давят на ребенка.
Наказание все еще остается самой распространенной формой воздействия, основанное на страхе перед болью, возможностью оказаться в неловком положении перед друзьями, боязнью быть отвергнутыми и др. В чем причина устойчивости наказаний? Во-первых, это довольно сильная внешняя эффективность (наказание почти всегда позволяет достичь определенной непосредственной цели). Педагоги часто не задумываются, что добиваясь такими целями послушания ребенка, они включают его инстинкт самосохранения и животные эмоции страха. Но когда он адаптируется в этой ситуации, осмотрится, реально ее оценит, то, сочтя ее безопасной, может тут же позволить себе запретные действия.
Исследования доказали, что в результате наказаний у ребенка формируются неблагоприятные черты характера и личностные особенности: такие дети больше подвержены влиянию чужого примера, у таких детей чаще всего формируется поведение «вечного протеста», воспитанные в атмосфере зла, дети вымещают его на таких же, как они.
Такой педагог для ребенка становится отрицательной моделью. Положительные ценности перерождаются в сознании такого ребенка в отрицательные и, наоборот, отрицательные ценности и черты характера могут стать предметом подражания. Постоянные издевательства – моральные и физические – становятся причиной прогулов, не посещения школы.
В психологической литературе можно выделить линию жестокого отношения к детям, не предполагающую физического насилия. Имеется в виду насилие над потребностями, намерениями или принуждение его к действиям, противоречащим его устремлениям.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что отрицательное педагогическое воздействие на ребенка и особенности отношений, как фактор психологического дискомфорта очень сильно влияют на его психическое состояние и могут привести к необратимым последствиям, чего нельзя допускать в педагогической деятельности. Необходимо продолжать исследования в данном направлении, включать общественные организации в работу по профилактике жестокости в детско-педагогических отношениях и широком информировании общественности о результатах этой работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
(рекомендуется для изучения)
Аксенова Л.И. и др. Специальная педагогика. – М., 2005.
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. – М., 2004.
Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Методика воспитательной работы. – М., 2005.
Буянов М.М. Ребенок из неблагополучной семьи. Заметки детского психиатра. – М., 2001.
Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети – М., 2007.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2005.
Елканов С.Б. Основа профессионального самовоспитания будущего учителя – М., 2005.
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2005.
Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. – М., 2001.
Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. – М., 2005.
Колесникова И.А., Борытко Н.М. и др. Воспитательная деятельность педагога. – М., 2005.
Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. – М., 2002.
Конасова Н.Ю., Бойцова А.Т. и др. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку. – М., 2004.
Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 2002.
Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. – М., 2005.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2003.
Личко А.Е. Психопатология и акцентуации характера у подростков. - М., 2005.
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 2003.
Лоренц К. Агрессия. – М., 2005.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 2003.
Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. – М., 2003.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2003.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2005.
Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 2003.
Нартова-Басавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. – М., 2001.
Новикова Л.И. Школа и среда. – М., 2005.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 2006.
Рубинштейн М.М. Проблема учителя. – М., 2005.
Савченко С.Ф. и др. Профилактика аддиктивного поведения школьников. – М., 2005.
Сафонова Т., Цымбал Е. и др. Жестокое обращение с детьми. – М., 2003.
Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид психологический взгляд. – М., 2006.
Синягин Ю.В., Митина М.Н. Особенности назначения и проведения судебно-психологических экспертиз детского суицида. – М., 2003.
Синягина Н.Ю. Психологические аспекты жестокости в детско-родительских отношениях. – М., 2005.
Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2001.
Синягина Н.Ю., Пазекова Г.Е., Пискунова Е.Ю. Психологическая реабилитация детей и подростков, подвергшихся насилию. – М., 2001.
Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2005.
Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 2001.
Усанова О.Н. Специальная психология. – С-П., 2006.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – С-П., 2005.