Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования современных информационных технологий при обучении в начальной школе
Представление собственного инновационного опыта
Недайборщ Юлии Николаевны
учителя начальных классов
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа №8"
Рузаевского муниципального района
по теме:
" Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования современных информационных технологий при обучении в начальной школе "
1. Актуальность и перспективность
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это накладывает особую ответственность на нас, учителей начальных классов. Наша задача не только научить ребенка читать, писать, но и развивать его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее актуально сейчас в нашем мобильном мире, мире, переполненном информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться – важнейшая задача современной школы.
Необходимость развития познавательных интересов и способностей ребенка и возможности информационных технологий в современном мире определило проблему, над которой я работаю: «Изучение возможностей современных информационных технологий как средства активизации познавательной деятельности младших школьников».
2. Концептуальность
В основу моей методической работы была положена гипотеза: если использовать информационные технологии в учебной и внеурочной деятельности младшего школьника, то следует ожидать более высокого качества формирования предметных знаний и развития индивидуальных способностей учащихся.
3. Наличие теоретической базы опыта
Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в новой школе в эпоху полной информатизации общества. Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому, ведущие педагоги уделяют особое внимание современному состоянию использования ИКТ и путях модернизации образования. В педагогической литературе рассматриваются новые условия обучения и воспитания учащихся, которые должны активизировать жизненную позицию обучаемого, помочь ему самоутвердиться и само реализоваться в стенах школы. Для этого учителю необходимо активизировать эмоциональный, интеллектуальный и волевой потенциал учащегося. Следовательно, познавательная активность школьника зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения уроков учителем.Познавательная активность – это качество личности учащегося, которое характеризуется когнитивной направленностью, мобильностью в выборе познавательной стратегии, осознанным отношением к достигнутым и планируемым результатам образовательной деятельности.Современная психология и педагогика рассматривают виды познавательной деятельности человека: предметную, игровую, учебную, трудовую и др., в процессе которой приобретается система знаний. Особое внимание в работах ведущих педагогов уделено методам активизации познавательной деятельности как процесса и как результата образовательной деятельности.
Выготский Л.С. характеризует познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес выступает как движущая сила познания. С информатизацией общества изменилась образовательная среда и организация учебно-воспитательного процесса в школе. Применение ИКТ на уроках способствует повышению интереса, мотивации к учебе. Это подтверждено психолого-дидактическими исследованиями Доманова С.Р., Полат Е.С., Роберт И. В. и др. Вопросы появления новых видов учебной деятельности, как по форме, так и по методам представления знаний, отражены в работах следующих ученых: А.А. Андреева, Я.А. Ваграменко, К.К.Колин, М.П. Лапчик, И.В. Роберт и др. Педагог - новатор (Роберт И.В.) определяет учебную деятельность, которая реализуется в информационно-коммуникационной среде, как динамическую систему, обеспечивающую условия взаимодействия между обучающимся, обучаемым и средствами ИКТ.
Новые формы учебной деятельности создают условия для организации деятельностного подхода на уроках и реализации в новых условиях технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова. Исследования подтверждают, что посредством мультимедийного предоставления информации можно проектировать учебную деятельность таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно приобретать новые знания, развивать инициативу, трудиться и находить ответы на возникающие вопросы.
4. Ведущая педагогическая идея
-88900707390Хотелось бы сразу отметить, что в рамках реализации программы республиканского эксперимента по формированию информационно-образовательной среды школы в классах проводится входящая диагностика учащихся по сформированности навыков владения компьютером. Я провела опрос своих учеников. Результаты опроса представлены на диаграмме. Имея дома компьютер, ребенок в возрасте 6-7 лет в большей степени использует его для игр. Тем большую ответственность я возлагаю на себя, как на учителя в вопросе формирования отношения младшего школьника к компьютеру не как к машине для игр, а как к инструменту познания мира.
5. Технология современного обучения
Одним из элементов информационно образовательной среды нашей школы является дистанционное обучение. В своем классе дистанционное обучение я использую для работы как с одаренными детьми, так и для коррекции знаний со слабоуспевающими или часто болеющими учащимися.
Алгоритм взаимодействия учителя и ученика при дистанционном обучении
Учебный мониторинг
Выполнение заданий учащимися на домашних компьютерах
Электронная почта
Школьная база данных
Анализ результатов
План совершенствования этапов обучения
Данный алгоритм отражает принципы работы по коррекции знаний.
Общение с учащимися в дистанционной форме осуществляется через персональный сайт класса.
6. Оптимальность и эффективность средств
Мультимедийные презентации, компьютерные видеофильмы помогают за короткий срок донести информацию до учащихся. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Для ученика начальной школы важна постоянная смена деятельности на уроке, красочная наглядность. Добавляя к этому эффект необычности, неожиданности, анимации, звук – и тем самым мотивирую учащихся к обучению. Такие уроки способствуют более глубокому и прочному овладению изучаемого материала, развивают творческие способности ребенка.
7. Результативность опыта
Опыт работы по этой проблеме показывает, что использование ИТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. Я использую ИТ по следующим направлениям:
Мультимедийные презентации
Готовые электронные ресурсы
Дистанционное обучение
Внеклассная работа
Среди ресурсов, используемых мною на уроке, преобладают в большей степени презентации, созданные в программе MS POWER POINT и оболочке «Смартс».
Использование возможностей программы для создания презентаций открывают целый ряд перспектив.
Повысить эмоциональность урока, повысить интерес учащегося к учению, воспитать потребность приобрести новые знания;
Создать доброжелательную атмосферу на уроке, атмосферу активного творческого труда;
Смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;
Применить наглядные методы обучения;
Использовать игровые моменты в обучении.
В моей работе я использую презентации на уроках математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира.
Классическое объяснение нового материала должно сочетаться с его наглядным представлением. Это вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу, активизирует их внимание, мыслительную деятельность. У учащихся появляется потребность в получении новых знании.
Презентации, которые я сама составляю, мне удобны, т.к. они полностью соответствуют плану урока. Но время, затраченное на подготовку таких ресурсов очень велико: нужно набрать материал, подобрать иллюстрации, схемы, видеофрагменты. В этом вопросе большую помощь оказывают готовые электронные материалы и образовательные коллекции сайте центральных образовательных ресурсов.
3378200167005Применив компьютерные технологии на уроке, я стала использовать их и на внеклассных мероприятиях. Использование компьютерных технологий позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИТ оправдывает себя во всех отношениях:
266700-20955Повышает качество знаний
Продвигает ребенка в общем развитии
Помогает преодолеть трудности
Вносит радость в жизнь ребенка
Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся.
Оценка результатов методической деятельности за 4 года проводилась на основе следующих критериев
познавательная активность
сформированность общеучебных навыков
комфортность обучения
Сравнительный анализ результатов исследования эффективности образовательного процесса в условиях информатизации показал положительную динамику по каждому из показателей.
3227705337185-726440337185Познавательная активность, в % Общеучебные умения и навыки, в %
Комфортность учащихся, в % Сформированность УУД
-3429075565
3227705-3175
8. Адресные рекомендации по использованию опыта
Вышеизложенный педагогический опыт " Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования современных информационных технологий при обучении в начальной школе " , накопленный в процессе преподавания, и результаты, достигнутые в обучении, позволяют представить его педагогическому сообществу для обсуждения и обобщения.Опыт применения компьютерных технологий в преподавании смежных дисциплин может быть использован учителями начальных классов как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Он рекомендуется всем коллегам, желающим уменьшить загруженность учебного процесса, ориентировать обучение на самостоятельную деятельность, на развитие познавательной активности и его личностных качеств и достижение высоких результатов в обучении ученика.
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе
развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения
повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формированию информационно-коммуникативной компетенции.
Внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло неоценимую роль в том, что мои ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить.