Родительское собрание — конкурс Мама, папа и я — читающая семья.


Родительское собрание - конкурс на тему:
«Мама, папа и я – читающая семья».
«Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный
дневной и ночной труд, вечное чтение».
А. П. Чехов.
Цели:
Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей;
Способствовать возрождению традиции семейного чтения.
Задачи:
изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения.
расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению.
помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога учебного, а затем и жизненного успеха.
вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.
развивать творческие способности.
выявить самую читающую семью.
Оборудование: карточки со скороговорками, грамоты для награждения команд, памятки для детей и родителей, выставка книг, бочонки с заданием для конкурса «заморочки из бочки», карточки для конкурса «Продолжай…, Гонка за лидером, Заморочки из бочки, Чьи это вещи ?, Соедини героев книг с их авторами, Скороговорки».


Ход проведения:
Загадываю загадку детям:
Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
- Назовите ваши любимые книги.
Стихотворение Н. Найдёнова «Мой друг» читают ученики (по одной строчке)
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихонько ведём…
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны Земли и движенья планет –
С тобой ничего непонятного нет,
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости,
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карте не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
Литературия.
I. Объявление темы и цели собрания.
II. Выступление школьного библиотекаря.
Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Посмотрите, пожалуйста, на доску, где написаны слова эпиграфа нашего собрания – конкурса.
Сегодня необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие.
Недавно мы провели анкетирование в вашем классе и получили результаты, которые могут стать основой для наших размышлений и действий. Обработка анкет показала, что сейчас дети больше любят сами читать, чем слушать чтение взрослых. А ещё печальнее то, что некоторые дети совсем не читают дополнительную литературу. Семейное чтение практикуется очень редко. Лишь некоторые родители могли назвать книгу, которую недавно прочитал их ребёнок.
Избежать этого можно в том случае, если ребёнок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, необходимо накопления опыта посещения городских и школьных библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.
Надеемся, что памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе с книгой.
Памятка для детей.
1. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог, на каждое слово.
2. Читай вслух выразительно - соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.
3. Читай вслух бегло - произноси первое слово, смотри на второе.
4. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.
5. При знакомстве с новой книгой рассмотри сначала обложку: прочитай фамилию автора, название книги.
6. Перелистывая книгу, внимательно рассмотри иллюстрации и определи содержание произведения.
7. Читай книгу постепенно: по страницам или главам.
8. Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.
9. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
10. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
11. Если тебе встретились интересные фразы, не поленись их выписать в отдельную тетрадь.
12. Выскажи своё мнение по прочитанному тексту.
Памятка для родителей.
1. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.
2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
3. До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
4. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового узнал из нее.
5. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии. Чему учит это произведение.
6. Предложите ребенку нарисовать картину к самому интересному отрывку из книги.
7. Если ребенок устал, проведите физкультминутку, поменяйте вид деятельности.
8. Постоянно хвалите ребенка за чтение.
III. Проведение игры.
Далее я предлагаю проверить свои знания и умения по прочитанным книгам в игре. Участники собрания делятся на 3 команды. Выбираем жюри, в состав которого входит школьный библиотекарь, учитель русского языка и литературы, несколько родителей. Каждая команда готовит название и девиз.
Один из учеников читает стихотворение «Не наяву и не во сне».
Разыгрывают сценку «Незнайка и Буратино».
- Незнайка, хочешь научиться читать?
- Конечно, хочу!
- Тогда слушай! Книгу надо поднести ближе к носу. А сидеть можешь так, как хочешь, даже лёжа можно читать. Правда, ребята? (Дети объясняют правила посадки при чтении).
- Буратино, а зачем тебе палочка?
- Я ею взмахну, и ребята не смогут прочитать такие слова: магазин, красивее, шофёр, мусоропровод. (Дети ставят знак ударения и читают слова).
-Ах так! Тогда я попрошу Буквоеда съесть буквы в словах, и вы ни за что не прочитаете: . нига, Ро.дина, ..кола. (Дети вставляют буквы и читают слова).
- Ах, вот вы какие! Тогда Буквоед все буквы в слове съест, и вы не догадаетесь, какой дикий зверь живёт в этом домике.
(Дети предлагают варианты слов из 4 букв).
- Ну, ладно! Все испытания вы прошли, теперь можно и конкурсы проводить.
1 конкурс «Продолжай…»
- Идёт бычок, качается…
- Бедный маленький верблюд…
(Есть верблюду не дают:
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра)
- Наша Таня громко плачет…
- Уронили мишку на пол…
- Эй, не стойте слишком близко…
(Я тигрёнок, я не киска)
- Дали туфельку слону…
(Взял он туфельку одну
И сказал: «Нужны пошире И не две, а все четыре).
2 конкурс « Чьи это вещи? »
(Каждая команда получает листок, на котором записаны вещи, принадлежащие сказочным героям.)
- Определить название и автора произведения, кому принадлежат эти вещи).
- туфелька («Золушка» Ш. Перро);
- банка с вареньем («Малыш и Карлсон» А. Линдгрен);
- телефон («Телефон» К. Чуковский);
- яйцо («Курочка Ряба» Рус. нар. сказка);
- чемоданчик (Доктор Айболит» К. Чуковский);
- стрела («Царевна – лягушка» Рус. нар. сказка);
- цветик – семицветик («Цветик – семицветик» В. Катаев);
- сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро);
- корзинка с пирожками («Маша и медведь» Рус. нар. сказка);
3 конкурс «Заморочки из бочки»
(Капитаны команд по очереди выбирают по одной заморочке и называют автора произведения)
1. «И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на этой шляпе наша каша». (Драгунский)
2. «Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: «Ай!» - и прыг на диван». (Носов)
3. «Я остановился на лестнице и внятно сказал: «Никакие не «сыски». Никакие не «хыхки», а коротко и ясно «фыфки». (Драгунский)
4. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были маленькие».
5. «В одном густом тропическом лесу жил да был один забавный зверёк. Звали его Чебурашка». (Успенский)
6. «Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки». (Маршак)
7. «Вот свернули санки,
И я на бок - хлоп!
Кабарем качуся Под гору в сугроб». (Суриков. «Детство»)
8. «Между тем росла, росла,
Поднялась – расцвела,
Белолица, черноброва.
Нраву кроткого такого». (Пушкин)
9. «С утра сидит на озере
Любитель – рыболов,
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов…» (Барто)
4 конкурс «Соедини героев книг с их авторами»
Денис Кораблёв А. БартоНезнайка Э. Успенский
Серебряное копытце К. Чуковский
Вовка – добрая душа Г. Х. Андерсен
Саша В. Драгунский
Чиполлино Н. Носов
Дядя Стёпа П. Бажов
Чебурашка Дж. РодариБалда С. Михалков
Дюймовочка Н. Некрасов
5 конкурс «Гонка за лидером»
(Кто быстрее даст ответ на вопрос)
1. Кто говорил такие слова: «Сим – сим, открой дверь!» (Али-баба)
2. В кого превратились 11 братьев- принцев из сказки Г. Х. Андерсена?
(В лебедей)
3. На чём летела на юг лягушка? (На прутике)
4. Кто из литературных героев был другом маркиза де Карабаса из сказки
Ш. Перро? (Кот в сапогах)
5. Кто такой дядя Фёдор? (Мальчик)
6.Кто из литературных героев был обманут в стране дураков? (Буратино)
7. Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик (Тортила)
8. Кто написал сказку «Аленький цветочек?» (Аксаков)
9. Прозвище дяди Стёпы. (Каланча)
10. Герой рассказа Драгунского «Шляпа гроссмейстера» (Дениска)
11. Оружие железного дровосека (Топор)
12. Кто спас Муху-цокотуху? (Комар)
13.Чем играл братец Иванушка из сказки «Гуси-лебеди» у Бабы-яги?
(Золотым яблочком)
14. Кому Лиса в сказке Мамина-Сибиряка поломала крылышко?
(Уточке, Серой Шейке)
15. На чём сидел медведь, когда играл на щепке? Рассказ В. Бианки
«Музыкант» (На пеньке)
16. Что примерял придворный на маленькую ножку одной из сестёр? (Туфельку)
6 конкурс скороговорок.
Команде №1. «Карл у Клары украл кораллы»
Команде №2. «Бобры добры, бобры бодры»
Команде №3. «От топота копыт пыль по полю летит»
IV. Подведение итогов конкурса.
Жюри подсчитывает баллы, а все остальные поют песню «Азбука»
(Музыка А. Островского, стихи З. Петровой)
V. Награждение.
VI. Решение родительского собрания.
Читать ежедневно с ребёнком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы.
Каждой семье найти время для организации семейного чтения, о чём дети будут рассказывать на уроках внеклассного чтения.
Включить в круг детского домашнего чтения журналы и газеты для детей.
Помогать ребёнку вести читательский дневник.
Объявить конкурс на лучший читательский дневник. В конце учебного года подвести его итоги и вручить призы победителям.
VII. Заключение.
Уважаемые гости, родители и дети! Вот и закончилось наше необычное собрание. Пусть каждый ученик нашего класса полюбит читать, пусть наши старания будут не напрасны, пусть каждый день ребята будут отправляться в увлекательные путешествия в страну Читалию. А памятки, полученные сегодня, помогут в этом путешествии. Счастливого пути в мир книг!