«Папа, мама, я – читающая семья». Родительское собрание.
Родительское собрание «Папа, мама, я – читающая семья» проводится с целью приобщения родителей к формированию культуры чтения учеников. Участники собрания знакомятся с современными способами пробуждения читательского интереса детей. Затем, на основе данных предварительного анкетирования, учитель озвучивает аналитические выводы и даёт соответствующие рекомендации.
Основной задачей любого родительского собрания является сплочение родителей и учителя для решения одной задачи – помочь формированию личности школьника. Особенно хорошо для этой цели служат тематические собрания, которые носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.
«Папа, мама, я – читающая семья».
Родительское собрание
в 4 классе
Учитель
Чех Светлана Леонидовна
Цели собрания:
ознакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса;
способствовать развитию интереса к формированию интеллектуальных умений, желания чить;
обсудить значение книги в жизни младшего школьника;
обсудить культуру чтения школьника.
Ход собрания.
Оргмомент.
Выступление учителя.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребёнка читать. Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которой зависит умственная работоспособность.
Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому почитать книжку?» И тогда в ход идёт принуждение: «Прочитай ещё хоть строчку», «Пока не дочитаешь страницу, не буду с тобой играть», и т.д. Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в процессе которых обучение чтению идёт непринуждённо и весело. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом. Во время семейного чтения отец и мать сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны.
Что же можно порекомендовать родителям для развития читательского интереса у детей?
Прививать ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
Покупая книги, выбирать яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читать ребёнку – это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждать прочитанную детскую книгу среди членов семьи.
Рассказывать ребёнку об авторе прочитанной книги.
Читая ребёнку, нужно стараться прерывать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, рекомендуется намеренно его искажать, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
Рекомендовать ребёнку книги, прочитанные родителями в детстве, делиться своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставлять свои и его впечатления.
Устраивать дома дискуссии по прочитанным книгам.
Научившись читать, ребёнок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нём занимают сказки. Сказка – первая ступень вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К. Чуковский, сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб.
Сказка приходит в дом тогда, когда в нём появляется малыш. Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребёнку, с ней можно поиграть, тем самым сделав её своим помощником в развитии ребёнка. Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь и т.д. Для развития логического мышления можно использовать сказки Д. Биссета, Дж. Родари, В. Сутеева, Д. Хармса, А. Толстого и др.
Есть сказки, где герою приходится делать выбор. Как быть с такими сказками? Можно прочесть ребёнку сказку, только не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор. После того, как он сделает свой выбор (скажем, нарисует, выложит из подсобного материала и т.д.), дочитать сказку до конца, чтобы ребёнок узнал, какой выбор сделал герой сказки, и сопоставил оба.
Анализ анкетирования.
Подведение итогов собрания.
Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и умений в семье.
Литература.
Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребёнка. – СПб.: Респекс, 1996.
Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решения. – М., 1998.
Анкета для учеников.
У вас дома много книг?
Нравится ли тебе читать книги?
Нравится ли тебе получать книги в подарок?
Какую книгу ты теперь читаешь?
Тебе её подарили или ты её взял в библиотеке?
Какие книги ты читаешь с удовольствием?
Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?
Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
Анкета для родителей.
Считаете ли вы себя активным читателем?
Являетесь ли вы для своего ребёнка примером в чтении книг?
Вы убеждаете своего ребёнка читать или он делает это без принуждения? Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
Сколько времени он проводит за книгой?
Дарите ли вы своему ребёнку книги?
Есть ли у вас на этот счёт какие-то убеждения?
Какие книги он предпочитает?
Как вы поощряете его читательские стремления?
Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанное?