Консультация для воспитателей на тему Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края через знакомство с народной куклой

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение города Костромы «Детский сад №36»


Консультация для воспитателей
Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к культурному наследию родного края через знакомство с народной куклой


Выполнила:
воспитатель Зайцева Т.В.





Кострома, 2012
Содержание:
Введение
Роль игрушки в развитии детей дошкольного возраста
Кукла с древних времен до наших дней
Народная кукла Кострома
Кукла Кувада















Введение
В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность народного творчества. Это творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время, и чем он жил в прошлом.
Близость детям творчества своего народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве какого-либо другого народа оказывается недоступным не только для ребёнка, но и для взрослого.
В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре русского народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа.
В народных детских играх и игрушках блестяще соединились художественное и педагогическое начало. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.
Русское народное творчество – сказки, игры, песни – легло в основу системы дошкольного воспитания в нашей стране.
Роль игрушки в развитии детей дошкольного возраста
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.
В ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.
Игрушка, по образному выражению А.С.Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности.
Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка.
Игрушки для маленького ребенка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность.
Игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка.
Игрушка наряду с детской книгой – первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша.







Педагогические требования к игрушке
Игрушка должна содействовать развитию ребенка.
Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности.
Игрушка должна быть динамичной.
Игрушка должна быть безопасной для жизни и здоровья ребенка.
Игрушка должна быть эстетичной.
Игрушка должна приносить ребенку радость и удовольствие.












Кукла с древних времен до наших дней
У каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребёнок играл. Только игрушки эти были различными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завёрнутая в тряпицу, у других – дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы.
Игрушка имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки – забавлять ребёнка, помогая ему познавать мир.
Кукла первая среди игрушек. Древние люди важную роль отводили кукле, так как видели в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток. А если небрежно относятся к своим игрушкам, то быть беде. В колыбель к ребёнку клали куклу-оберег, считая, что она охраняет его покой и сон. Кукла участвовала и во многих взрослых обрядах.
Деревянные игрушки
Раньше куклой могло стать и берёзовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку – и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.
Первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Нашим национальным достоянием-сувениром стала матрёшка. Её красота шагнула за рубежи нашей Родины. Почему эта точёная кукла стала называться матрёшкой, никто точно не знает. Но имя Матрёна было распространено среди люда. Возможно люди и стали называть игрушку ласково Матрёшей, Матрёнушкой. Так и закрепилось имя «Матрёшка».
Соломенная кукла
Эта забавная игрушка родилась в деревне, где вдоволь можно найти соломы, оставшейся после жатвы. Чтобы её изготовить, нужно скрутить пучок соломы в жгут, перегнуть его, связать. Затем приделать ручки, а из куска ткани сделать платок и фартук. За то, что соломенные юбки у таких кукол подравнивали, подстригали, их прозвали стригушками.
Кукла Коза
Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.
«Коза» – это амулет хорошего настроения. «Коза» - всегда весела, всегда беспечна. Она помогает очень серьезным людям посмотреть на мир немного веселее, она помогает чуть отстраненнее взглянуть на свои проблемы.
Кукла Десятиручка
Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д., чтобы они всё успевали, чтобы всё у них ладилось.
Тряпичная кукла
Самой распространённой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу своей дочке передаёт. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их было до сотни. Дети делали их сами, начинали «вертеть» куклу лет с пяти. И сейчас любой ребёнок может без труда сделать себе такую куклу.
Очень долгое время тряпичная кукла оставалась безликой, потому что люди боялись полностью уподобить её человеку, поскольку считали, что кукла с лицом как бы обретала душу и могла навредить ребёнку. Позже этот магический смысл забылся, и кукле стали рисовать глаза, нос, рот.

Кукла Столбушка
Большое распространение получили куклы Столбушки. Получили они такое название из-за того, что их основой являлся березовый столбик, одетый в платьице. Отличительной чертой таких игрушек было то, что они могли устойчиво стоять, поэтому ими охотно украшали дома и использовали для розыгрыша различных сценок на молодежных гуляниях.
Кукла Берегиня
Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее.
Кукла Убоженька
Убоженька - игровая тряпичная кукла. Изображает убогую старушку или юродивую: большая голова, маленькое туловище, тоненькие ножки, на ногах лоскутки ткани, ручек нет. Делалась для развития в детях нравственных качеств. Играя этой куклой у детей воспитывались такие качества как сострадание и восприятие людей такими, какие они есть.
Это игровая кукла, призванная воспитывать милосердие.
Кукла Утешница
Эта Утешница была самым сильным и верным средством от детских слез: до поры до времени куколку прятали, и когда ребенок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, ее доставали Изумленное дитя в миг забывало про слезы и капризы. 
Кукла была хороша: высокая, статная, богато наряженная, с сережками и украшениями из малюсеньких конфет Восхищению ребенка не было предела 



Кукла Крупеничка
Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Это оберег на сытость и достаток.
Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
Кукла Желанница
Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать её никому не следовало. Загадает девушка, бывало, желание, пришьёт в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесёт к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек моё желание исполни". А потом спрячет свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросит, исполнялось.
Керамические куклы
Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Мастер, отдыхая от основной работы, делал какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления от поколения к поколению.
Со временем кукла от тряпичной до современной претерпела немало изменений и превращений.-
Куклы-модницы
Нарядная и красивая кукла радует глаз, несёт улыбку в наш дом. В куклах многие видят то, что никогда не вернётся к нам, – наше детство. А были времена, когда кукла была своеобразным «журналом моды». Костюм куклы представлял маленькую копию костюма взрослого человека. Так кукла становилась своеобразным манекеном. Дамы выписывали кукол из-за границы с набором одежды для них. Кукол часто изготавливали на заказ, добиваясь конкретного сходства с кем-либо. Более дорогие куклы делали из фарфора. Такие куклы с фарфоровыми головками ценились очень высоко, и ее могли позволить себе только очень обеспеченные люди. Детям такими куклами играть не разрешали. Для них изготавливали кукол попроще.
Куклы 30-х годов 20 века
Кстати, любимое занятие всех девчонок купание кукол стало возможным лишь в 30-е годы, когда изобрели целлулоид.
Уже в 30-е годы была заложена основа будущего развития куклы. К ней теперь предъявлялись новые требования. И большую роль здесь сыграл не только новый политический курс, но и достижения педагогической науки. Кукла теперь должна была содействовать коммунистическому воспитанию подрастающего поколения и быть средством всестороннего развития детей. Советская педагогика уделяла большое внимание воспитательно-образовательному значению куклы. Кукла должна была соответствовать различным возрастам и запросам детей. Она не могла вызвать у ребенка негативной реакции и неприятия. Напротив, советская кукла была призвана «дарить» только добрые чувства, помогать вырасти созидателем, а не разрушителем. Неслучайно в советское время пупсов продавали голышом. Это делалось для того, чтобы девочки учились шить. Позже появились кукольная мебель и посудка, чтобы малышки учились быть хозяйками.
Кукла из папье-маше
Во время Великой Отечественной войны многие предприятия по выпуску игрушек оказались на оккупированной территории и были разрушены. Отечественные мастера не могли использовать в создании своих кукол фарфор или целлюлозу. В ход шло дешевое сырье: отходы бумаги, фанера, кусочки жести, байки, вата. В эти годы в производстве кукол широко использовался такой доступный и дешевый материал, как папье-маше. Новый материал – папье-маше – имел массу преимуществ: куклы делались быстрее с помощью специальных моделей – болвашек.
Бумажная кукла
Откуда и когда к нам пришла эта игра в бумажные куклы, не может точно сказать никто. Известно, что в XVII веке появились красочные листы с нарисованным на них богатым гардеробом светской дамы. Через сто лет вспомнили об этих листах, и в Англии стала популярной плоская картонная кукла с гардеробом. Одежду можно было менять. И сейчас художники-модельеры не забывают о бумажной кукле.
Куклы 50-60-х годов
Кукле 50-60-х годов прошлого века свойственна простота, лаконичность и обобщенность форм. Тем самым решалась одна из задач, стоявших перед художниками того времени, - создание кукол, которые могли эмоционально воздействовать на ребенка. В эти годы большое развитие получили куклы из пластмасс. Широкое внедрение полиэтилена в производство кукол позволило создавать не только кукол различных размеров для детей разных возрастов, кукольные головки, фигурки людей, кукол-неваляшек.
В игрушках шестидесятых были отражены, как правило, две темы – это сельское хозяйство и космонавтика, ведь именно символом шестидесятых стали золотые початки кукурузы и радостно улыбающийся Гагарин. Изготавливали и резиновых кукол. В основном это были куклы разных размеров и куклы-голыши.
Куклы 80-х годов
В 80-е годы значительно расширился ассортимент кукол – игровые, голыши, куклы в национальных костюмах , мягконабивные и театрализованные куклы, сказочные и литературные герои. Это были резиновые и пластмассовые игрушки, хорошо знакомые всем советским детям. Крокодил Гена, Чебурашка, Чиполлино, гномы – все они любимы многими поколениями малышей. Большое значение имело применение в производстве кукол капронового волокна. Из него изготавливали прошивные парики для кукол, что также давало новые возможности для игры. Теперь волосы куклы можно было мыть, делать ей различные прически. Кроме того, капроновое волокно наиболее полно имитировало настоящие волосы.
В 80-х годах кукла действительно стала более стандартной, несмотря на расширение ее видов. Это в основном была пластмассовая кукла, часто с резиновыми руками и головой, с капроновыми волосами, закрывающимися и открывающимися глазами, голосовым механизмом и подвижными конечностями и головой. Такая кукла была удобна в процессе игры и была гигиенична, хотя и теряла некую индивидуальность.
Тем не менее, художественному оформлению куклы придавалось большое значение. Это тем более важно, что хорошо и со вкусом оформленная кукла, в которой правильно соблюдены пропорции и подобраны цвета, развивает в детях чувство прекрасного, воспитывает художественный вкус. Однако, кукла не должна была копировать реальный образ человека, а всего лишь передавать главные черты его внешности – позу, постановку ног, движение рук, выражение лица. И это оправдано, так как еще в XIX в. отечественными педагогами было замечено, что кукла, абсолютно полно копирующая человека, воспитывает в детях такие черты, как эгоизм, зависть, чувство собственничества. Кукла же, которая лишь отчасти передает образ человека, помогает ребенку правильно социально и психологически сформировать свою личность. Именно поэтому русские народные и советские куклы были обобщенными. Они развивали фантазию и не вызывали у детей отрицательных эмоций.
Оформление и одежда куклы являются неотъемлемой частью ее образа, влияющая на формирование эстетического вкуса детей. Оформленные в различные костюмы куклы позволяли разнообразить игру детей, обогатить ее. Поэтому особое место среди кукол продолжали занимать те, что знакомили детей с разными профессиями и национальностями.
В 80-х годах образцы кукол в национальных костюмах разрабатывали художники и модельеры ВНИИ игрушки. Тиражировались куклы на фабрике игрушек №1 в Загорске (ныне Сергиев Посад). Художники использовали только самые яркие элементы народного костюма. Куклы в национальных костюмах выполняли разные роли – это игрушки, украшения, а также экспонаты многих союзных и международных выставок, где они представляли многонациональную советскую культуру.
Куклы 90-х годов
К началу 90-х годов сохранилось идейно-воспитательное значение куклы-игрушки, которая должна была участвовать в формировании личности ребенка. Ассортимент кукол сводился к игровым, голышам, куклам в национальных костюмах, мягконабивным, театральным, игрушкам в виде скульптуры, но их развитию уже не придавалось такого значения, как раньше и производство кукол со временем практически прекратилось. Началось засилие рынка зарубежными игрушками.
Современные куклы
Современные куклы научились не только говорить, ходить, есть и многое другое, ими можно управлять на расстоянии. Талантливые художники-дизайнеры всё делают для того, чтобы кукла радовала, увлекала, но не всегда воспитывала ребёнка.
Народная кукла Кострома
Древние и ритуальные куклы на Руси
Традиции отмечать любое событие в жизни человека соответствующим обрядом существовали в Костромской губернии с давних времён. Так люди старались защитить себя от злых духов, вымолить у земли урожай или заговорить хорошую погоду.
Особенные, ритуальные куклы - Кострома, Кострубонька, кукушка, русалка - изображали мифических персонажей весенне-летних обрядов. Они знаменовали переход к весеннему циклу. Делали их из веток, трав, цветов в виде чучела. С ними участники обряда обходили село, устраивали хороводы, игры, после чего "хоронили".
Вот несколько описаний таких обрядов.
В южнорусском обряде (на Троицын день) крещения и похорон девушки делали из растений куклу-кукушку, которую одевали в сарафан, повязывали платок и под громкое пение прощались с ней, закапывая в огороде.
Кукла Кострома
В имени Костромы слышны старинные русские корни «костерь», «костра», что значит «кора растений». «Кострома» женское воплощение плодородия, в древности так назывался языческий обряд.
Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Огонь в народе всегда считался очистительной силой. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний.
Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Церковники жестоко преследовали подобные празднества. Но несмотря на все запреты церкви, праздники в честь подобных славянских божеств справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области до конца XVIII века. В 1771 году святейший Синод окончательно запретил ежегодно справляемые в Костроме празднества в честь Ярилы, грозя отлучением от церкви и отказом в погребении. Однако в самой Костроме, Галиче, Нерехте летние празднества называли по старой привычке до самого начала XX века "яриловками", а неподалеку от этих городов сохранялись еще долго березовые вековые рощи, некогда посвященные Яриле и ставшие в поздние времена излюбленными местами летних народных гуляний.
Основу куклы Костромы делают из свежих березовых прутьев толщиной в палец. К основе разноцветными нитями крепят длинные полосы размочаленной коры, льняную или пеньковую кудель.
Наряжают Кострому лоскутами разноцветной ткани. В основе куклы магический крест. Из двух березовых прутьев изготавливают крестовину. Поперечный прут берут в 2 раза короче прута основы. Отступив на четверть от конца основы, короткий прут серединой накладывают на длинный и приматывают. Поперечину крестовины плотно обкладывают длинными прядями размочаленной коры и закрепляют на концах прута нитью, отступив от края по 0,5 см. Оставшиеся концы лыка аккуратно обрывают. Длинные пряди коры, наложенные на основу креста равномерным слоем, скрепляют нитью. В верхней части тонкую полосу коры накладывают петлей, а затем закрепляют узлом. Для этого длинным концом лыка от основания петли накладывают 7-9 плотных витков, а оставшийся кончик пропускают в петлю. Потянув за короткий кончик, петлю протягивают под наложенными витками коры. Оставшиеся кончики лыка с обеих сторон намотанной нити аккуратно отрывают. На крестовине лыко закрепляют яркой цветной нитью крест-накрест. Белым лоскутом ткани оборачивают верхнюю часть куклы, формируя голову, закрепляют нитью. Прямоугольный лоскут пестрой ситцевой ткани 2-3 раза обматывают под поперечиной крестовины и закрепляют нитью. Другой небольшой прямоугольный лоскут цветной яркой ткани крепят перевитым из цветных нитей шнуром. Этим лоскутом обозначают передник на лицевой стороне Костромы. Шесть длинных полос размочаленной коры складывают друг с другом. Определив середину, сложенный пучок плотно накладывают в верхней части куклы на ткань, обтягивающую кудель, и с тыльной стороны куклы сплетают в косу. На закрепленное лыко двумя-тремя витками накладывают полосу красной ткани, которая крепится узлом с тыльной стороны. Осталось повязать кукле платок.
Кукла Кувада
Обряд «Кувады» существовал в Костромской губернии до середины XIX века. С ним связывалась тайна рождения ребёнка. Наши предки воспринимали зарождение новой жизни как милость Божественных сил, но в то же время само появление на свет младенца считалось чем-то нечистым. Роженицам, мучившимся в схватках, якобы виделась нечистая сила, терзавшая в их чреве не родившееся ещё дитя. Поэтому, чтобы не привадить нечисть, обычно рожали в бане.
Кувады - специальные обрядовые куклы, которых пеленали и держали как младенца. Самого новорождённого прятали от бесовских сил в чулане, а отцу вкладывали в руки куклу-кувадку. Считалось, что именно в неё вселяются злые духи, спутав её с настоящим новорожденным ребенком, и поэтому Кувад после родов сжигали во время специального обряда очищения.
В конце XIX века древний обряд был напрочь утрачен, но куклы-кувадки по-прежнему присутствовали в домах. Только теперь их подвешивали над люлькой, чтобы кукла оберегала дитя от нечисти.
Куклу-кувадку очень легко сделать самим. Чтобы смастерить её своими руками, надо взять разноцветные нитки и два лоскутка ткани разных цветов яркой расцветки. Один размером 15х20 сантиметров, а второй – 10х10.
Взять больший по размеру лоскуток и скрутить его валиком до середины по длинным сторонам с обеих сторон. Скрученный лоскут сгибают пополам. Отступив примерно 2-3 см от сгиба, лоскут стягивают нитками, делая кукольную голову, и плотно обматывают вокруг неё яркой нитью. Маленький лоскут другого цвета скручивают подобно первому. Нитью скрученный лоскутик стягивают узлами с обеих сторон, отступив немного от краёв. Это будут ручки куклы.

Затем берут обе скрутки и кладут их таким образом, чтобы большая и маленькая при наложении друг на друга образовывали крест. При этом маленькая скрутка – ручки куклы – должна располагаться внутри большой и максимально упираться в основание головы. Плотно прижимая друг к другу, их скрепляют, несколько раз обмотав нитками крест- накрест, чтобы получилось так называемое тельце кувадки. Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляют в пышное платье.
Иногда куколок изготавливали из очень маленьких лоскутиков ткани. Таких кувадок собирали в связку по несколько штук и давали играть маленькому ребёнку вместо погремушки.



15