Роль литературного и исторического краеведения в воспитании любви к родному краю и уважения к культурному наследию своего народа


Роль литературного и исторического краеведения в воспитании любви к родному краю и уважения к культурному наследию своего народа
Слайд № 1
Краеведение — одна из самых распространенных и популярных среди педагогов и обучающихся форм внеклассной деятельности по любому учебному предмету. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.
Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.
В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
Слайд № 2
В школьном краеведении следует иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение (его содержание и характер определяются учебной программой) и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например, на пришкольном участке, во время учебной экскурсии или в походе. Но в таком виде учебной деятельности предполагается обязательное участие обучающихся всего класса. Во внепрограммном краеведении ребята принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по родному краю, школьные экспедиции, археологические раскопки, организация
Географическое и экологическое краеведение
Историческое краеведение
Литературное краеведение
Слайд № 3
Литературное краеведение можно разделить на 3 ветви:
— изучение народных обычаев и традиций, фольклора, устного и письменного народного творчества данного региона (края, области, республики), их влияния на становление современной публицистики и литературного творчества;
— исследование литературного прошлого своего региона (области, района, города или села): первых печатных СМИ, художественных, публицистических и драматических произведений, поэзии, их особенностей, своеобразия литературных жанров, языка и т. д.;
— изучение биографий и малоизвестных, и популярных авторов литературных произведений региона, известных литераторов, поэтов, журналистов и публицистов родного края.
Слайд № 4
В моей работе ведущее место занимает именно первое направление. Тому есть объяснение. Школа-интернат воплощает в жизнь программу поликультурного воспитания, разработанную руководством ОАО «РЖД». Одним из ведущих вопросов этой программы является воспитание принципа толерантности к представителям другой национальности, воспитание уважительного отношение к культуре другого народа. Мы живём в регионе, где коренное население – шорцы, маленькая народность, находящаяся на грани исчезновения. В области многое делается для сохранения культуры шорцев. Для нас это имеет очень важное значение, так как немало учащихся нашего интерната живут и воспитываются в шорских семьях, смешанных семьях либо очень близко общаются с представителями этой народности. Примером тому является станции Карлык.
Слайд № 5
Скажу честно, я столкнулась с несколько негативным отношением к ребятам из шорских семей, что порождало с их стороны ответную агрессию. И при изучении тем, связанных с русским фольклором, я предложила ученикам познакомиться с обычаями и традициями шорского народа. А тем, кто может узнать о шорских праздниках из «первых уст», попросила собрать материал, опросив дедушек, бабушек и др. родственников. Материал получился интересным и достаточно большим.
Ученики рассказывали и о русских народных праздниках, и о шорских (причём материал был собран и русскими ребятишками). Мы выяснили, что многие народные праздники и русских, и шорцев берут своё начало в религиозных представлениях этих двух народов. И ребята предложили написать работу по шаманизму, куда бы вошёл весь собранный материал. Получилась работа «Шаманизм: история, влияние на другие религии, возрождение культуры эпохи шаманизма».
Слайд № 5, 6
Можно сказать, что над этой темой работало 3 поколения учащихся интерната. Для того чтобы глубже разработать эту тему, набрать материал, я обратилась в городские музеи: художественный и музей им. Достоевского. Мы разработали программу. И первый год работали с музеем Достоевского (фото из музея). Прежде всего, это история города, края. (фото)
Слайд № 7
Русские народные праздники, традиции, обычаи рассматривались вместе с шорскими. Ребята познакомились с основами религии, народными праздниками, народными играми. И в итоге получилась ещё одна работа «Народные праздники русского и коренного населения Сибири».
Слайд № 8
Заключительное занятие – экскурсия по старому городу. Я считаю, что знать историю своей родины необходимо. Нашему краю есть чем гордиться, и дети должны об этом знать. Тем более, истории культурных памятников связаны с легендами, преданиями, что позволяет мне расширить знания ребят по предмету. Здесь ещё и вопросы православия – Спасо- Преображенский собор, Одигитривская церковь.
Надо сказать, что я использую возможности музеев не только для изучения народной культуры, но и для проведения уроков литературы с целью изучения творчества Кузбасских поэтов. Зачин в музее – продолжение на уроке. Изучено творчество М. Небогатова, И. Киселёва, В. Махалова, С. Торбокова и др. Вряд ли я смогла бы так заинтересовать учеников творчеством этих поэтов настолько, что они потребовали проведения отдельных уроков, где были представлены их презентации, альбомы понравившихся стихов. На таких уроках и я узнаю много нового. Кстати сказать, на уроках литературы мы изучаем народное творчество коренного населения Сибири. Знакомимся со сказками, преданиями, легендами. Выпустили сборники - показать. Дети сами пробовали писать шорские сказки, былины.
Слайд № 9
Второй год – посещение художественного музея, где мы уже изучали народные промыслы, особенности русского и шорского костюмов. Особенностью этих занятий было то, что ученики своими руками выполняли работы. (фото из худмузея).
Слайд № 10
Заключительное занятие – экскурсия по Бульвару Героев. Это дань памяти павшим в годы войны, память о героях – кузбассовцах.
Слайд № 11
Это, я думаю, один из важнейших аспектов в воспитании детей. Поэтому, изучая произведения о войне, я всегда затрагиваю вопросы, связанные с вкладом Кузбасс в дело победы в ВОВ. Мы собирали материал, связанный с деятельностью эвакогоспиталей на территории Сталинска и Кузбасса, сейчас работаем над материалом, связанным с улицами, названными в честь героев войны. Поэтому я не ограничиваюсь только литературным краеведением, вопросы исторического краеведения для меня тоже очень важны. Мои родители – участники войны, я воспитывалась в советское время, когда о героях войны знали все, и для меня является катастрофой, когда при именах великого маршала Рокоссовского или легендарного Покрышкина дети пожимают плечами, не зная, о ком идёт речь. Такого быть не должно. Мы собираем материал, связанный и с историей страны, и с историей нашего края, т.к. улицы Новокузнецка названы в их честь
Материал по краеведению, связанный с известными людьми города: династии Генераловы, Кургузиковы – Старчиковы, но каждый ребёнок о профессии своих родителей. Осознание себя и своей семьи как части своей Родины – Кузбасса.