Разработка занятия Имя художника в сердце моем
Внеклассное мероприятие по краеведению
Конева Наталия Николаевна
Детское объединение «Родничок» учащихся
3 «А» класса МАОУ Верещагинская СОШ № 121
Встреча
«Имя художника в сердце моем»
(с Варламовой Ниной Александровной – поэтессой г. Верещагино и Истоминой Кларой Ивановной – художником, Почетным гражданином г. Верещагино)
Цель: воспитание патриотизма и гражданственности у младших школьников, чувства гордости и любви к родному городу.
Задачи:
- изучение литературы о городе Верещагино,
- знакомство с местными художниками и поэтами,
- развитие всесторонней личности ребят, повышение их интеллектуального и духовного уровня развития;
- участие в районном конкурсе красноречия «Его имя носит наш город»
Оборудование: экран, проектор, проигрыватель, выставка литературы о городе Верещагино, о художнике В.В. Верещагине, картины Истоминой Клары Ивановны Звучит «Верещагинский вальс» (сл. Ф. Зверевой, муз. А.Шистерова)
На экране слайд – «Памятник В.В.Верещагину на привокзальной площади»
Учитель. Добрый день! Дорогие ребята и уважаемые гости! Все мы живем в городе Верещагино, знакомимся с его историей.
1 ученик. Отрывок из стихотворения нашего земляка Михаила Катаева.
На древнем холме Приуралья,
На двух перекрестках дорог
Наш город почетного званья
Достиг после бурь и тревог.
Его не сломали метели
И горечь военных ветров.
Сердца верещагинцев грели
Отвага и стойкость сынов.
2 ученик. Отрывок из стихотворения Ирины Каримовой «Мой город»
Мой город, я тебя люблю.
Все чувства нежные храню
Лишь для тебя и ни что
Не променяю, ни за что.
Учитель. О чем эти стихи?
(ответы детей: О Верещагино)
Да, правильно. Это о нашем городе Верещагино. Как еще называют город?
(ответы детей: западные ворота Урала, город железнодорожников, город художника и т.д.)
Все ваши ответы верные. Именно об этом было сказано в стихотворении Нины Варламовой, уроженки нашего города, влюбленной в его историю, людей, живущих рядом. Сегодня Нина Александровна наша гостья.
Нина Александровна, мы знаем, что Вы пишите стихи с детства. Они о любви, о природе, о смысле жизни. И немало стихов о нашем городе. Скажите, как появились такие стихи?
(ответ Варламовой Н.А. На слайдах – фото города Верещагино)
Учитель. Ребята, у нас в городе много людей, которые ломают деревья в городе, топчут клумбы, переворачивают урны, ломают перила у мостиков, бросают мусор среди улицы. Что вы можете сказать о таких людях?
(ответы детей: они не любят наш город, не берегут его, не дорожат своей малой Родиной.
На слайдах – фото несанкционированные свалки, сломанные мостики и деревья и т.п.)
Учитель. Нина Александровна, посоветуйте нашим ребятам, как быть патриотом своего города, как любить наш город. Прочитайте свои стихи об этом.
(пожелание ребятам от Варламовой Н.А., чтение стихов)
Учитель. Спасибо, Нина Александровна. Наши ребята приготовили для вас небольшой сюрприз. Слово нашим ребятам.
(Выходят дети, читают стихи верещагинских поэтов.
На слайде – Памятник В.В.Верещагину, его картины)
1. Наш город носит имя великого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина.
2. Небольшой эпизод биографии художника связан с нашим городом. Верещагинцы свято чтят память о художнике. Его имя воспето в стихах местных поэтов.
3. Состав здесь встал, закончились дрова,
И дальше эшелон идти не в силах.
Мороз такой, что, кажется слова
Сорвались с губ и превратились в иней.
В вагоне холодно, но все равно стоять,
Пока бригада топливо готовит.
4. И на площадку ноги чуть размять
Художник тихой поступью выходит.
Прошел немного он туда-сюда,
Поговорил с рабочими вокзала
Куда ни глянь – снега, снега, снега
5. Вокруг деревья без конца и края.
И разве мог подумать он тогда,
Что эта встреча в сердце отзовется?...
И небольшая остановка та
Отныне Верещагино зовется!
6. Спешил художник на войну,
Он гибели спешил на встречу.
Батальных сцен он знал цену
И дикость знал людских увечий.
7. Одно не ведал он тогда,
Что суждено ему погибнуть,
Что океанская волна
Его готовится настигнуть
8. Дышали кровью и войной
Страниц газетных заголовки,
А он на станции одной
С уральцев делал зарисовки
1. Он умирал не у мольберта
И не в палате, где покой.
Он встретил час последний, смертный
В бою, как воин, как герой.
2. Кромсают взрывы броненосец,
Не остановят жуткий шквал
Ни офицеры, ни матросы,
Ни легендарный адмирал
3. В своих картинах Василий Васильевич писал трагические моменты военных действий.
4. Гремели и стихали войны,
Сменялась радостью беда,
Но сыновей своих достойных
Россия помнила всегда.
5. Притихший класс Снегов равнины.
Французов битые полки
И репродукция картины
У наспех вытертой доски.
6. В те дни талантливо поведать
Творенья нам его смогли,
Как наши прадеды и деды
Для нас Отчизну берегли.
7. Капризам века неподвластна,
Бессмертная, как сам народ,
В картинах грозных и прекрасных
Душа художника живет.
8. Прошли года, он вспомнил город свой:
Теперь ни сна, ни отдыха не зная,
Стоит художник, словно часовой,
От бед и бурь его оберегая!
1. Сегодня мы к нему идем –
К певцу России и отваги
Прописан в городе своем
Навек художник Верещагин!
2. В композиции использованы стихи Сергея Пиняева, Василия Кирьянова, Нины Варламовой.
Гостья 1. (благодарит детей, вручает ребятам книгу «Цвети, наш город», дети вручают ей цветы)
Звучит «Летний вальсок» на стихи Полины Овчинниковой.
На слайдах – картины, зарисовки художников г. Верещагино, выпускников изостудии им. В.В.Верещагина
Учитель. В нашем городе многое связано с именем художника. Одна из улиц города носит название «Верещагинская», на главной площади города в 1995 году установлен памятник художнику-баталисту, в 1987 году была организована изостудия имени Василия Верещагина. Основатель изостудии – учитель, «Почетный гражданин города Верещагино», автор брошюр и выставок о нашем городе Истомина Клара Ивановна. Сегодня она у нас в гостях. Клара Ивановна, расскажите нам о студии, ее выпускниках, их достижениях.
Гостья 2. (рассказывает об организации изостудии, о том, как было присвоено имя В.В. Верещагина, об участии выпускников в различных выставках разного уровня, об их благотворительности)
Учитель. Ребята, я открою вам секрет. Именно Клара Ивановна была инициатором строительства Школы искусств в нашем городе. Несколько лет было ею потрачено для достижения цели. Скажите, Клара Ивановна, какие чувства Вы испытывали на открытии Школы?
Гостья 2. (рассказывает, как появилась идея создания Школы искусств, об этапах ее строительства и комментирует фото с открытия школы.
Слайды – фото строительства и открытия школы)
Учитель. Вы – почетный гражданин города. Многое делаете для города, для его развития, для воспитания подрастающего поколения. Подскажите нашим ребятам, что значит любить город, беречь и дорожить малой Родиной .
Гостья 2. (выступает с пожеланиями, дарит ребятам свои буклеты, дети вручают цветы гостье)
Учитель. Давайте подведем итоги. Как вы поняли – что значит любить малую Родину?
(ответы ребят)
Учитель. Спасибо, ребята, спасибо нашим гостям! До новых встреч!
Литература.