Конспект по ИЗО для 4 класса «Тематическая композиция на тему «Поздняя осень»»
Учитель ИЗО Токарева Валентина Николаевна
Урок изобразительного искусства
4 класс
Тема: «Поздняя осень»
(работа над тематической композицией – 2 урока)
Тип уроков: комбинированный
Цели:
- показать детям красоту русской осени в живописи на основе произведений русских художников;
- учить использованию основных средств композиции: высоты горизонта, нахождению точки зрения, контрастов света и тени, цветовых отношений, выделению главного центра в композиции.
Задачи:
- учить детей видеть изменения в природе и передавать их в композиции, соблюдая колорит, характерный для поздней осени. Обратить внимание на решение художниками колористических задач при изображении земли, неба, ветреной и дождливой погоды;
- продолжать знакомить со свойствами акварельных красок, смешанной технической работы (акварель – «по – сырому»). Учить разводить краски на палитре для получения различных оттенков холодных тонов. Продолжать учить изображать деревья различных пород и возраста, учить использовать изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве;
- развивать эмоциональное восприятие произведений поэзии, живописи, музыки и передавать настроение в рисунке;
- воспитывать любовь к родному краю;
- осуществлять межпредметные связи изобразительного искусства и окружающего мира.
Оборудование уроков:
1. Для учителя:
- интерактивная доска;
- презентация по теме «Осень» для интерактивной доски;
- репродукции с картин И. Левитана «Осенний день. Сокольники»,
Ю. Подлясского «Тишина», В. Бялыницкого - Бируля
«Задумчивые дни осени», аудиозапись музыки П. И. Чайковского
из альбома «Времена года»; образцы детских рисунков.
Для учащихся:
- бумага для акварели А3, карандаши, ластики, акварельные краски,
гуашевые краски, кисти, баночки для воды, палитры;
Предварительная работа:
экскурсия в осенний лес, наблюдение за погодными
изменениями; чтение стихотворений об осени.
План первого урока.
Проверка организации рабочих мест учащихся.
Объяснение учебного задания.
Устное рисование на тему «Поздняя осень».
Демонстрация репродукций с картин художников.
5. Прослушивание музыкальной композиции П. И.Чайковского из
альбома «Времена года».
6. Самостоятельная работа учащихся - выбор композиции изображаемого сюжета, линейная прорисовка композиции. В ходе самостоятельной работы – проведение физкультминутки для снятия утомления с глаз.
7. Физкультминутка для снятия утомления с мышц рук и туловища.
Ход первого урока.
Учитель: - Послушайте стихотворение:
Осень поздняя пришла,
Нет ни света, ни тепла.Дождь холодный поливает,
Лужи небо отражают,
Мокнет грустная земля, и овраги, и поля.
Плачут зябкие осинки,
И березки, и рябинки.
Гонит ветер облака, плещет серая река.
Птиц не слышно, улетели.
Скоро заметут метели,
Зимний холод впереди
А пока – дожди, дожди
Какое время года описывается в этом стихотворении? (Поздняя осень).
С каким настроением вы слушали эти строки?
Какие слова помогают почувствовать это настроение?
Посмотрите на эти репродукции. Какое настроение старались передать художники на этих картинах? (ответы детей).
На прогулах вы видели, что золотая осень уступила место осени поздней. Как изменилась природа? (Облетели листья с деревьев, стволы намокли и потемнели, трава пожухла, на земле холодные черные лужи). Правильно, небо стало мрачным, низким, с серыми тучами, воздух - влажным, моросит дождь.
- Сегодня попробуем передать в рисунке признаки поздней осени.
Вы уже умеете рисовать деревья разных пород, знаете, что цвет, строение ствола и расположение веток у них разные.
После анализа репродукций с картин художников включить аудиозапись П.И. Чайковского из альбома «Времена года».
Идет объяснение и показ высоты горизонта в рисунке, выбор точки
зрения, определение главного в композиции. Акцентируем внимание на том, что линия горизонта – это воображаемая горизонтальная плоскость, которая находится на нашем уровне глаз.
Затем учащиеся самостоятельно обдумывают свои композиции с использованием закономерностей линейной перспективы и выполняют рисунки в карандаше. Те из них, кто завершил линейное построение рисунка, могут начать работу красками. Показ приемов работы кистью «по – сырому». В ходе самостоятельной работы проводится физкультминутка для снятия утомления с глаз. В конце урока – физкультминутка для снятия утомления с мышц рук и туловища.
План второго урока.
Проверка организации рабочих мест учащихся.
Беседа о выразительных возможностях цвета в рисунках.
Объяснение способов работы акварельными красками «по - сырому».
Упражнение на приемы работы красками «по - сырому».
Самостоятельная работа учащихся.
Физкультминутка для снятия напряжения с глаз.
Проведение фронтальной и индивидуальной работы.
Физкультминутка для снятия утомления с мышц рук и туловища.
Подведение итогов и обсуждение рисунков учащихся.
Ход второго урока.
Прослушивание стихотворения Фета:
Опять осенний день десницы
Дрожит обманчивым огнем,
И уговор заводят птицы
Умчаться стаей за теплом.
И болью сладостно-суровой
Так радо сердце вновь заныть.
И в ночь краснеет лист кленовый
Что, жизнь любя, не в силах жить.
После короткой беседы об особенностях поздней осени учащиеся переходят к уточнению отдельных деталей, исправлению ошибок в линейном рисунке.
На листе бумаги, прикрепленном к доске, пишу свой пейзаж, а учащиеся внимательно следят за моей работой. Во время объяснения о выразительных возможностях цвета идет показ приемов работы акварельными красками «по -сырому», подбирая и смешивая цвета так, чтобы они передавали состояние природы, характерное для поздней осени, с использованием закономерностей воздушной перспективы. При этом, делается акцент на опавшие листья - они разноцветным ковром украсили землю, или, при порывах ветра как бабочки, порхают над ней.
Звучит аудиозапись П. И. Чайковского из альбома «Времена года».
Учащиеся выполняют упражнение «по - сырому».
Затем приступают к продолжению работы над композицией. Каждый выбирает для себя определенное состояние природы, характерное по цвету для поздней осени - холодный, дождливый или ветреный день. В ходе практической самостоятельной работы проводятся физкультминутки для снятия напряжения с глаз, а в конце урока для снятия утомления с мышц рук и туловища.
Во время практической работы и в конце урока вместе с учащимися проводится анализ работ, выделяя самый холодный, дождливый или ветреный день. Вместе с детьми обсуждается настроение, переданное в рисунках, их колорит.
Литература
Кузин В.С. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл.:
Программа для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2011 г.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 кл.: учебник. М.Дрофа, 2013 г.
3. Кузин В.С., Кубишкина Э.И. Изобразительное искусство.
4 кл.: рабочая тетрадь. М., Дрофа, 2013 г.
4. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Изобразительное искусство.
3-4 кл. Методическое пособие. М., Дрофа, 2011 г.
5. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 2007 г.
Физкультминутка для снятия утомления с глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 раза.
2. Крепко зажмурить глаза (считая до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 раза.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 раза.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4 раза.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторять 1-2 раза.
Физкультминутка для снятия утомления с мышц рук и туловища
И.п. – сидя, руки поднять вверх, 1-сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Повторить 4 раза. Темп средний.
И.п. – стояка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 раза. Темп средний.
13PAGE 15
13PAGE 14615
15