ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ НА ТЕМУ: Ситуация успеха в учебной деятельности школьников и пути её создания.

ВЕРХНЕ-ГУТОРОВСКИЙ ФИЛИАЛ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮТЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«Полевской лицей»








ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
НА ТЕМУ:
Ситуация успеха в учебной деятельности школьников
и пути её создания.








С.ВЕРХНЕЕ-ГУТОРОВО
2012

Педагогикой накоплен богатый опыт, помогающий учителю в работе. Школьные программы определяют обязательный минимум умений и навыков, но не навязывают единого шаблона уроков, средств и методов обучения. Следовательно, за учителем сохраняется свобода творчества. Вопрос о том, как мы им распоряжаемся. Нет универсальных и совершенно новых методик, позволяющих в короткие сроки добиться выдающихся результатов. Однако есть обязательные принципы, опираясь на которые можно сделать работу более эффективной. Одним из таких принципов является педагогика сотрудничества. В её основе лежит уважение к личности ученика независимо от степени её одарённости.
Старые методы работы рано списывать, нужно искать способ сделать их более динамичными. Известно, что однообразие отрицательно влияет на результат обучения. Однотипные уроки быстро ведут к потере интереса, усталости, нежеланию участвовать в работе. Чтобы этого не случилось, не обязательно изменять всё в уроке, ещё вчера эффективном.
Достаточно ввести 1-3 новые элемента: по-новому провести проверку домашнего задания, изменить форму самостоятельной работы, по-другому преподнести материал, на каком-то этапе урока провести соревнования, ввести игровые моменты и т.п. Нужно обладать находчивостью, терпением, чтобы бороться за детские души. Хорошим помощником в этой борьбе могут стать старые ТСО, а также новые информационные технологии. Необходимо всем учителям овладеть компьютерной техникой и умело применять её на своих уроках.
Урок тогда интересен, когда новый материал доступен и понятен каждому ученику, заставляет его думать, наблюдать, рассуждать, делать выводы; он должен вызывать радость у детей оттого, что они узнают что-то новое, до сих пор неизвестное. Наши учителя знают такую истину: «заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь».
В рамках подготовки к педагогическому совету среди учащихся школы было проведено анкетирование по изучению интересов и склонностей учащихся. Было опрошено 20 учеников 5-9 классов. Результаты анкетирования следующие:
75% учащихся имеют общественные поручения и с удовольствием их выполняют;
90% детей нравится участвовать в трудовых делах класса;
35% детей посещают кружок умелые руки;
40% детей посещают кружок по информатике;
45% детей посещают кружок по краеведению;
50% детей посещают кружок по ОПК;
45% детей всегда соблюдают режим дня, рекомендуемый порядок выполнения учебных заданий, 40% - иногда, 15% - не соблюдают режим дня;
80% учащихся стремятся выполнить до конца учебные задания, которые им задают на дом; 40% учащихся всегда проверяют после выполнения домашних заданий свои записи, вычисления; 35% - иногда, 25% - никогда; 60%учащихся отвечают всегда на конкретные вопросы к домашнему параграфу,15% - иногда, 35% - никогда.
50% учащихся всегда выясняют непонятный материал у учителя или одноклассников;
85% учащихся учатся с интересом.
На вопрос, каким предметом больше всего увлекаешься: 50% учащихся ответили литературой; 35% учащихся – математикой; 30% учащихся – физкультурой; 15% учащихся – русским языком; 10% учащихся – физикой, химией и черчением; 5% - ИЗО, ОПК, биологией, краеведением или всеми предметами. На вопрос, какие предметы не нравятся: 35% учащихся ответили иностранный язык; 15% - ОБЖ и русский язык; 10% - физика; 5% - история и музыка. Дополнительную литературу учащиеся читают по истории – 10%, по биологии и математике – 5%, не читают ни по одному предмету – 35%.
30% учащихся быстро воспринимают учебный материал; 50% - испытывают затруднение в запоминании учебного материала; 85% учащихся считают, что им удаётся кратко пересказать прочитанный текст; 60% учащихся - успевают с классом делать записи, читать тексты, 40% не успевают.
На выполнение домашних заданий 30% учащихся тратят от 30 минут до 1 часа, 15% - от 1 часа до 2 часов, 30% - от 1 часа до 3 часов, 10% - более 3 часов.
На вопрос, чьи требования к твоему поведению и учению считаешь более строгими: учителей и родителей? 65% учащихся ответили, что родителей, 60% - учителей. В семье большее влияние на обучение и воспитание детей оказывают мамы – 75%, папы – 30%.
На вопрос, какие качества тебе нравятся в учителях? 40% учащихся ответили доброта, 10% - справедливость, 10% - отзывчивость,5% - строгость и честность.
Учащиеся пожелали учительскому коллективу: быть добрыми – 20%, здоровыми – 25%, счастливыми – 15%, терпеливыми – 10%, весёлыми и энергичными – 10%.
Мы видим из анализа анкет, что нашим детям не всегда хватает доброты и внимания со стороны учителей. Учитывая пожелания наших учеников, надо своё плохое настроение, свои болезни и неприятности оставлять за порогом школы и нести на урок только хорошее настроение и положительную энергетику. Чтобы таким образом способствовать созданию ситуации успеха в учебной деятельности школьников.
Учителя начальной школы на уроках математики и русского языка часто применяют элементы игры – один из путей активизации познавательной деятельности. Например – при закреплении последовательности чисел 1-ого десятка учительница просит помочь Белочке (мягкая игрушка) выбраться из лабиринта чисел (на доске произвольно записаны числа, которые надо соединить, начиная с единицы). Дети с удовольствием выполняют эти игровые элементы.
На любом уроке и на любом этапе его - разгадывание загадок и ребусов вызывает огромный интерес у детей. А решение познавательных задач развивает у них интеллект, воспитывает эмоции, логическое мышление.
Например (в начальной школе): «Скорость космического корабля 8 км/с. Сравните её со скоростью человека, если его скорость 5 км/ч. На сколько скорость космического корабля больше и во сколько раз больше, чем скорость человека». При решении подобных задач воспитывается уважение к человеку и к науке. Здесь подчёркивается то, что корабли создают люди и управляет ими человек. Тут же даётся учащимся понятие - чтобы управлять космическими кораблями, нужно очень много знать, нужно учиться.
На уроках русского языка выполняются упражнения, которые развивают внимание, воображение и мышление учащихся. Например: написать слова: река, озеро, море, мост, пруд. Подчеркнуть слова, не подходящие к остальным четырём;
или как одним словом назвать два слова – окунь, карась,
лето, зима,
огурец, помидор.
На уроках литературы и русского языка созданию ситуации успеха способствует работа над сочинениями по произведениям литературы и живописи. Работа с картиной расширяет кругозор учащихся, воспитывает эстетический вкус. Важное место в этой работе занимает «чтение» картины, «перевод» её с языка красок на язык слов, разбор картины. Здесь есть возможность активизировать умственную работу учащихся. Одно из средств такой активизации – вопросы. Их два вида:
«Что вы видите на картине? Кто на ней изображён?»
«Почему картина называется «Тройка» (Перов)? Что автор хочет сказать этим названием? Какие имена вы дадите девочке и мальчикам?»
Вопросы 1-ого варианта требуют от учащихся описания, а для ответов на вопросы 2-ого варианта от учеников требуется вдумчивое «чтение картины», анализ её со стороны идейно-тематического содержания, оценка фактов и явлений, а это содействует развитию мышления и речи учащихся.
На уроках химии Любовь Александровна часто применяет экспериментальные задачи, разгадывание кроссвордов. Таким образом – проверяются знания учащихся, умение найти ответ, проводится работа с учебником; учащиеся выполняют работу с большим желанием, проверка занимает мало времени, оцениваются все работы учащихся. Этот один из видов проверки домашнего задания делает труд учителя творческим, активизирует мыслительную деятельность учащихся, повышает их работоспособность.
На всех уроках учителя применяют тесты. Ответы пишутся в тетрадях или листочках, а затем обсуждаются и оцениваются. Использование тестов на уроке позволяет: 1)учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения; 2)проверить качество усвоения теоретического и практического материала на каждом этапе обучения; 3) оживить процесс обучения; 4)экономить учебное время, затрачиваемой на опрос и личное время учителя.
В математике очень много приёмов создания ситуации успеха в учебной деятельности учащихся на уроке:
1) Задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении – найти их.
2) На восстановление частично стёртых записей.
3) недописанная фраза – дописать, досказать.
4) Недосказанное условие в задаче (поставить разумные вопросы).
5) Задачи-шутки.
6) Недорешённая задача.
7) Задание на внимание.
8) Всевозможные формы кодирования ответов – всё это привлекает внимание детей.
И я думаю, что такие возможности имеются у каждого учителя. Нужно только наше желание сделать учёбу детей интересной, привлекательной и по возможности необходимой для каждого ученика.
И ещё я бы хотела вам сообщить о новой методике изучения английского языка. Профессор Московского университета Эдуард Тополь за 10 дней обучает слушателей, уезжающих в эмиграцию английскому языку. В основе его методики лежит хоровое повторение текстов всеми слушателями.
При этом те, кто хуже усвоил текст или стесняется, повторяет за лучшими и таким образом преодолевает разговорный барьер. Так как у наших детей не хватает дома времени для повторения изученного материала, то метод хорового повторения на уроке иностранного языка и других уроках, будет способствовать развитию грамотной речи, пониманию и усвоению материала всеми учащимися. Этот метод можно применять не только при изучении иностранных языков, но и других предметов.
Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учётом работоспособности детей; использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и т.д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – высокой работоспособности, успешности в обучении, исключение переутомления учащихся. Интенсификация школьного обучения, повышение требований к образовательному процессу требуют использования в работе со школьниками эффективных средств и методов, повышающих и удерживающих на должном уровне умственную работоспособность учащихся. В современной школе от учителей ожидают не только каких-либо специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной аналитико-синтетической деятельности, большей работоспособности, чем прежде.
Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Основные направления следующие:
- мобилизация учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке;
- осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты;
- повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся на уроке;
- целенаправленный выбор оптимальных вариантов сочетания различных методов, приёмов, средств обучения, ведущих кратчайшим путём к достижению целей урока;
- интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке;
- осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;
- совершенствование типологии и структуры урока.
Идея создания ситуации успеха на уроке подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:
уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки-консультации, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-аукционы, уроки-конкурсы, уроки-обобщения, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии и др.

15