Доклад на педагогическом Совете Техникума


Доклад на педагогическом Совете техникума преподавателя О У С П О «ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА МСПК» НИКИТИНОЙ Е.А. «Опыт преподавания общепрофессиональной « Бухгалтерский учет»
«Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» ст. 2 ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ».
Реформы образования начатые в далеких девяностых и продолжающиеся в наши дни, на мой взгляд ,ни к чему хорошему не привели. Единый стандарт, применяемый к используемой учебной литературе советского периода позволял давать достаточно крепкие знания и умения, чем разнообразный, не доведенный до ума список предлагаемой современной литературы с разночтением и пониманием. Чтобы хоть как-то можно было спросить с учителей школы и дать возможность способным детям и ребятам с периферии получить бесплатное высшее образование, было предложено испытание как для детей, так и для учителей и родителей в виде ЕГЭ. Ожидается, что он заставит школьных педагогов творчески относится к работе и повысит качество знаний учеников. Но это пока что перспектива, а жить приходится днем сегодняшним. Чего скрывать, наши студенты приходят в техникум по нескольким причинам: одна из них, наиболее важная- плохая учеба в школе. Основная часть поступающих к нам - это обычно бывшие троечники. У родителей складывается ошибочное мнение, что раз мы платим, значит учебное заведение просто обязано воспитать и научить и не абы как ,а так чтобы потом еще и на этих знаниях их ребенок мог выплыть в институте . Но ведь ответственность за воспитание их детей ложится прежде всего на них, Воспитывая « сегодня», они получают воспитанное «завтра», их будущее. О чем многие из них забывают и уходят от ответственности и конфликтов с уже повзрослевшими детьми.Нам, преподавателям , в работе приходится применять свой жизненный и преподавательский опыт, включать артистизм, обаяние, харизму, чтобы уроки были запоминающимися, проходили интересно, научили студентов рассуждать и были им полезны. Во время изучения тем , наверняка, не только у меня , но и у Вас, есть темы любимые, а есть не очень, но ведь дать их надо одинаково понятно, ясно и без ранжирования.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ - ДИСЦИПЛИНА НЕ ПРОСТАЯ и чтобы понятнее изложить сложные экономические и налоговые понятия приходится применять все известные способы преподавания, а это: проблемные занятия, беседа, и тестирование, лекция и ролевые игры и многое другое, что в целом предполагает компетентностный подход к преподаванию и изучению дисциплины. Выбор метода зависит от темы и способностей восприятия студентов. Считаю, что в преподавании специальных дисциплин наиболее разумным принципом является принцип проблемной ситуации. В Бухгалтерском учете все практические занятия являются небольшими отрезками работы бухгалтера всех отраслей деятельности потребительской кооперации: торговли, промышленности, общественного питания , закупок сельскохозяйственной продукции и сырья.
На своих уроках перечисленные методы в проведении урока я комбинирую .К примеру, проходим тему «Бухгалтерская отчетность» , применяю элементы ролевой игры. Вопрос о документообороте организации- отвечающий студент –это условно - главный бухгалтер , он издает приказ по организации, в котором указывает, какие документы и в какой срок должны сдаваться те или иные формы отчетности, а другой отвечающий студент- налоговый инспектор- указывает, какие штрафные санкции будут применяться в случае нарушения сроков сдачи отчетности.
Многие студенты, что называется не чувствуют чисел и не применяют ранее накопленные математические знания. Например, сразу не могут ответить на вопрос: на сколько рублей вырастет цена, если в отчетном году она составляла 1000руб., темп роста 15 %.( Для справки: понятие процента они изучают с 5 класса.) Ставлю вопрос по другому, нахожу ему практическое применение: джинсы стоили 2500 руб, цена выросла на 15%. Из аудитории 25 человек, 20 ответ дают сразу. Да это и понятно, ведь это им ближе, а не какие-то там абстрактные цифры по какому-нибудь там обороту розничной торговли магазина.
Бухгалтерский учет – дисциплина многогранная, включает в себя и математику , и логику и непосредственно бухучет. Все темы взаимосвязаны и чтобы проверить ранее накопленные знания у студентов, я применяю на практических занятиях сквозные задания, объединяющие 5-7 тем, ранее изученных, в таких задачах насчитывается по 15-20 действий. Да, соглашусь, они не из легких, но все узкие места выплывают на поверхность, и все неточности исправляются и корректируются.
Предмет повторюсь непростой, 4 часа в неделю на изучение - это немного. Учитывая, что студенты - это по возрасту еще подростки , которые пока что учатся, практики и опыта у них нет, чтобы материал ранее пройденных тем у них не забывался, перед опросом, я провожу так называемую физкультуру для мозгов, спрашиваю в разброс 10-15 проводок из разных тем, либо привожу в пример ситуации на 2-3 бухзаписи, за это время студенты вспоминают материал и готовы к восприятию нового. С целью проверки материала, выявления узких мест, по изученным темам я провожу проверочные работы . которые состоят из теоретических вопросов и практической части -короткой ситуации по теме. Это своего рода мониторинг знаний студентов, позволяющий быстро проверить усвоен материал или нет.
Студенты 2 курса и 3 по поведению различаются между собой: у первых еще есть время на раскачку, у них еще почти 2 года впереди, а студентам 3-го курса совсем скоро придется работать, принимать ответственные решения, поэтому они более серьезно относятся к учебе. Совсем скоро они уходят на практику, чтобы проявить себя с положительной стороны и показать свои знания, я советую им просматривать периодическую литературу по бухучету такую как: «Главбух», «Нормативные акты», «Практическая бухгалтерия» и другие.
Труд успешного бухгалтера - нелегкий труд, и чем раньше наши студенты начнут читать специальную литературу, тем и защищеннее и уютнее они будут себя чувствовать. Дисциплина очень динамично развивается, за один месяц принимается по 2-5 нормативных документа, а это значит, что приходится менять методику расчета и вносить изменения на основе нормативных актов, а не учебников. Наши студенты - это будущие специалисты им придется идти по жизни с тем багажом знаний, который они накопят здесь ,в техникуме, поэтому на уроках изучаются нормативные акты , анализируются изменения и делаются выводы.