Текст выступления на педсовете Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером
Выступление на педсовете на тему
«Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером».
"Здоровье не всё, но всё без здоровья - ничто"
Сократ
Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость. Это и не удивительно, ведь для ребёнка компьютер – это целый мир – интересный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений
Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.
Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров.
Компьютер - блестящий помощник при обучении любому предмету. А теперь такой компьютер с большим экраном стоит в (почти) каждом классе. Причем, здесь вместо мышки можно использовать стилус. Все очень просто, наглядно, и интересно.
В оборудованном средствами ИКТ школьном кабинете обычно есть следующие компоненты:
1. компьютер,
2. мультимедийный проектор,
3. интерактивная доска (или экран),
4. акустические колонки,
5. принтер,
6. соответствующее программное обеспечение.
Современные средства ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) дают возможность повышения эффективности и качества образования. Информационно – коммуникационные технологии способствуют интенсивности и результативности обучения. У детей улучшается качество восприятия материала. Использование компьютера при тестировании дает возможность обучающимся отдохнуть от шариковой ручки.
Одновременно с применением ИКТ усиливается нагрузка на организм обучающегося, что порождает проблемы здоровьесбережения. Итак, безопасен ли компьютер?
Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?
Хочу затронуть проблему требований к электронным ТСО не в кабинете информатики, а в обыкновенном классе, где учитель-предметник работает с мультимедийным проектором и экраном или с интерактивной доской.
Основным нормативным документом, определяющим работу электронных ТСО является СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Работа с мультимедийным экраном и интерактивной доской отдельной строкой не прописана. Их рекомендуется приравнивать к экранным ТСО, где существуют следующие ограничения по времени:
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3 – 4 часа, обучающихся II и III ступени – 4 – 6 часов.
Учителю также следует побеспокоиться об экологии мультимедийного урока:
Необходима не только регулярная влажная уборка помещения, но и всех имеющихся в учебной комнате приборов.
Используйте ионизаторы и увлажнители воздуха, комнатные растения, выделяющие кислород.
Очень важно соблюдать температурный режим, подобрать правильно удобную мебель. Правильная расстановка мебели (желательно иметь специальные компьютерные столы и стулья с регулируемой высотой, разместить компьютеры вдоль стен так, чтобы естественный свет падал на монитор слева и спереди).
Создать в кабинете соответствующие условия для работы:
- воздушно-тепловой режим (следует поддерживать оптимальную температуру 19- 210С и относительную влажность 50-60%, использовать кондиционер и естественную вентиляцию при проветривании кабинета),
- освещённость (можно комбинировать естественное и искусственное освещение, следует использовать жалюзи на окнах),
- контроль над уровнем шума (он не должен превышать допустимых значений, следует ограничить количество копировальных устройств, сканеров и принтеров),
- чистота кабинета (проводить ежедневную влажную уборку),
- эстетика кабинета (использовать краску, не дающую бликов, подбирать спокойные светлые цвета для окраски мебели, стен, пола и потолка),
- грамотное оформление кабинета (должны быть в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, временные ограничения непрерывной работы за компьютером для разных возрастных категорий, комплексы упражнений для снятия напряжения).
Необходимо соблюдать условия работы на компьютере.
Высокочастотное излучение компьютера негативно влияет на здоровье людей и, особенно, на здоровье детей, поэтому в целях сбережения здоровья необходимо жёстко регламентируется режим использования компьютеров. Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает;
Профилактика заболевания глаз. Центр экрана должен быть установлен на высоте 15 – 20 см ниже уровня глаз. Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы. Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60 – 70 см, но не ближе 50 см.
Очень важны специальные упражнения для сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости и других заболеваний глаз. Поэтому необходимо систематически проводить гимнастику для глаз, упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, а также физкультминутки общего назначения.
Учащийся, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более учащихся.
Тщательно контролировать выполнение санитарно - гигиенических норм пользователями в классе, проводить работу по привитию навыков правильной работы с компьютером в домашних условиях.
Здоровьесберегающие технологии при работе за компьютером дома.
Учитывая эти факторы вредоносного влияния компьютера на организм человека (нагрузка на зрение, стесненная поза, излучение и воздействие на психику), родители могут помочь организовать ребенку дома наиболее безопасную среду при взаимодействии с компьютером или это сделать могут сами дети (при достаточной самоорганизации).
Для снятия нагрузки на зрение:
Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола, солнечный свет не должен попадать на монитор, так как блики на экране способствуют утомлению глаз.
Следить за чистотой экрана и настройками монитора (яркость, контрастность и т.д.).
Подобрать стол и стул, которые позволяют соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-70см).
Необходимо каждые 10-20 минут делать перерывы – давать отдохнуть глазам (возможно ребенку подобрать специальные защитные очки для работы на компьютере).
При длительном сидении с опущенными плечами может возникнуть стойкое изменение костно-мышечной системы. Чтобы избежать стесненной позы, необходимо:
в процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки,
работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей ему менять позу,
сидеть на специальном крутящемся стуле с регулируемой высотой (высота стула может быть изменена с учетом роста ребенка, кроме того, детям нравится кататься на стульях, а это невольно дает им передышки в контакте с экраном и заставляет их двигаться – менять положение тела),
регулярно прерывать «общение» с компьютером, вставать, потягиваться, делать мини-зарядку.
При работе с мультимедийным проектором необходимо соблюдать следующие правила:
Запрещается закрывать чем-либо отверстия в корпусе устройства, предназначенные для вентиляции.
Отключение мультимедийного проектора от питания необходимо производить после того, как окончательно перестанет работать вентилятор.
В современных проекторах для получения интенсивного потока света используют эффективные галогенные, металло-галидные или ксеноновые дуговые лампы.
Характерный срок службы ламп составляет 1000 - 2000 часов. За 200 часов яркость падает на 5%, за 1000 - на 20%.
При работе с интерактивной доской необходимо соблюдать следующие правила:
Перед началом работы ИД подключается к компьютеру и проектору, затем включается ПК.
Запрещается пользоваться интерактивной доской в слишком пыльных, влажных помещениях.
Категорически запрещается нагружать укрепленную на стену интерактивную доску и лоток для перьев, давить на них слишком сильно.
Основные вредные факторы
при работе за компьютером, можно выделить несколько вредных факторов:
нагрузка на зрение,
стеснённая поза,
заболевания суставов кистей рук,
затрудненное дыхание,
развитие остеохондроза,
наличие излучения от монитора,
психическая нагрузка и стресс при потере информации,
компьютерная зависимость.
Нагрузка на зрение. Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа - огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.
Вредит зрению некачественное программное обеспечение. Неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в программах плохо сказываются на зрении. Вносит свой вклад и неудачное расположение монитора, неправильная организация рабочего места.
Работа на компьютере перегружает наши глаза. Если монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то у пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".
По этой причине через непродолжительное время могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения (это зависит от качества монитора, содержания изображения и времени работы за монитором). При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.
Расстояние от глаз до экрана должно составлять 50-70 см.
Нельзя работать за компьютером в темноте.
Учащийся школьного возраста может проводить за компьютером непрерывно не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз (оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся: начальной школы должна быть не более 15 минут; основной школы – 20 минут, старшей школы – 25-30 минут). Если есть проблемы со зрением, то садиться за монитор можно только в очках.
Стеснённая поза. Сидя за компьютером, нужно смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на органах управления (клавиатура, мышь, джойстик). Это вынуждает тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. Из-за стесненной позы при длительной работе за компьютером возникают следующие нарушения:
Заболевания суставов кистей рук (при работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания).
Затрудненное дыхание (вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке).
Остеохондроз (при длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника).
Излучение. То, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Но потенциал между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним человека разгоняет пылинки до огромных скоростей. Необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки.
Психическая нагрузка и стресс при потере информации. Компьютер требует сосредоточенности. Однако психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за компьютером). Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов или поломки носителей, при сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна... Нельзя столь болезненно относиться к таким проявлениям (компьютер – всего лишь «железка»), нужно создавать резервные копии файлов, содержащих важную информацию.
Компьютерная зависимость. Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость (различают психологическую зависимость от Интернета и компьютерных игр). Психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, некоторые компьютерные игры и информация из Интернета могут привести к изменениям мировоззрения, пересмотру моральных норм и т.п. В более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства. Нужно обеспечить ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Реальная жизнь должна быть яркой, насыщенной, интересной.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ к организации рабочих мест учащихся.
Помещение, где эксплуатируют компьютеры, должны иметь естественное или искусственное освещение и надлежащий обмен воздуха. Уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах или клавиатуре - 300 - 500 лк, экрана – не более 200, на классной доске - 300 - 500 лк. Нужно, чтобы свет на экран падал слева. Занятия следует проводить в хорошо освещенном помещении. Окна должны выходить на север или северо-восток, их оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (жалюзи, шторы и т.д.).
Требования к рабочему месту.
В требования к рабочему месту входят требования к рабочему столу, посадочному месту (стулу, креслу).
1.Монитор должен быть установлен прямо перед пользователем и не требовать поворота головы или корпуса тела.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2.Рабочий стол и посадочное место должны иметь такую высоту, чтобы уровень глаз пользователя находился чуть выше центра монитора. На экран монитора следует смотреть сверху вниз, а не наоборот. Даже кратковременная работа с монитором, установленным слишком высоко, приводит к утомлению шейных отделов позвоночника.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3.Если при правильной установке монитора относительно уровня глаз выясняется, что ноги пользователя не могут свободно покоиться на полу, следует установить подставку для ног, желательно наклонную. Если ноги не имеют надежной опоры, это непременно ведет к нарушению осанки и утомлению позвоночника. Удобно, когда компьютерная мебель (стол и рабочее кресло) имеют средства регулировки по высоте. В этом случае проще добиться оптимального положения.
4.Клавиатура должна быть расположена на такой высоте, чтобы пальцы рук располагались на ней свободно, без напряжения. Для работы рекомендуется использовать специальные компьютерные столы, имеющие выдвижные полочки для клавиатуры.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5.При длительной работе с клавиатурой возможно утомление сухожилий кистевого сустава. Известно тяжелое профессиональное заболевание кистевой туннельный синдром, связанное с неправильным положением рук на клавиатуре.
6.При работе с мышью рука не должна находиться на весу. Локоть руки или хотя бы запястье должны иметь твердую опору.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Требования к организации занятий.
Экран монитора не единственный источник вредных электромагнитных излучений.
Монитор компьютера следует располагать так, чтобы задней стенкой он был обращен не к людям, а к стене помещения. В компьютерных классах, имеющих несколько компьютеров, рабочие места должны располагаться по периметру помещения, оставляя свободным центр. При этом дополнительно необходимо проверить каждое из рабочих мест на отсутствие прямого отражения внешних источников освещения. Как правило, добиться этого для всех рабочих мест одновременно достаточно трудно. Возможное решение состоит в использовании штор на окнах и продуманном размещении искусственных источников общего и местного освещения. Сильными источниками электромагнитных излучений являются устройства бесперебойного питания. Располагать их следует как можно дальше от посадочных мест пользователей.
В организации занятий важную роль играет их продолжительность, от которой зависят психофизиологические нагрузки.
В связи с нехваткой оборудования в компьютерных классах иногда проводят групповые занятия, во время которых двое-трое учащихся занимаются на одном рабочем месте. Этот организационный прием недопустим с гигиенической точки зрения. Некоторым учащимся приходится располагаться сбоку от монитора, что негативно сказывается как на органах зрения, так и на опорно-двигательной системе. Учебный процесс необходимо планировать так, чтобы каждый учащийся имел возможность освоить правильные приемы работы с компьютером.
Приложение 1.
Вариант 1
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
Вариант 2
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 - 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза.
Вариант 3
1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, насчет 10 - 15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо на счет 1 - 6. Поднять глаза вверх на счет 1 - 4, опустить вниз на счет 1 - 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.
ќђЗаголовок 1dђЗаголовок 315