ДОКЛАД «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий профессиональный лицей автотранспорта»
ДОКЛАД
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Выполнила:
Свиридова Е.А,
заместитель директора по
учебно - производственной работе
2016г.
Главной задачей профессионального образования в настоящее время является качественная подготовка будущих рабочих. Выпускники профессиональной школы должны свободно владеть своей профессией и быть востребованными на современном рынке труда. В плане решения поставленной задачи с сентября 2015г. все образовательные учреждения профессионального образования перешли на Государственные образовательные стандарты нового поколения. Ключевым понятием современного профессионального образования, в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, выдвигается понятие компетенций, которое рассматривается, как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. Сформированность общих и профессиональных компетенций обеспечит качество подготовки выпускников профессионального образования.
Реализация новых образовательных стандартов в Донецком профессиональном лицее автотранспорта и профессиональном образовании в целом, основана на модульно-компетентностном подходе, особенностью которого является переход в конструировании содержания образования от знаний к способам деятельности, что обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций, а значит и качественную подготовку выпускников.
В образовательных стандартах по профессиям и специальностям СПО прописаны требования к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ. Одними из основных является подготовка квалифицированных педагогических кадров и учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ, что является составляющими качества профессионального образования.
В процессе реализации стандартов нового поколения, основанных на модульно-компетентностном подходе, по существу должен измениться статус преподавателя. Преподаватель, как передатчик информации превращается в менеджера учебного процесса. Функции преподавателя становятся более сложными, а деятельность более напряженной. В современном образовании особое внимание уделяется целенаправленной педагогической деятельности, получению нового знания, внедрению новой педагогической практики направленной на повышение качества образования. Изменяются формы взаимодействия преподавателя и обучающихся, а также обучаемых между собой. На смену традиционным приходят формы активного, инновационного обучения.
Работа методической службы в образовательном учреждении направлена на создание реальных условий для профессионального роста, повышения квалификации, развития творческого потенциала педагогических работников, на создание современного программного и учебно-методического обеспечения реализации основных профессиональных образовательных программ специальностей СПО и профессий , отвечающего требованиям ГОС 3-го и организована через мероприятия, реализуемые в разных формах.
Педагогические советы: «Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса», «Мотивация учения – основное условие успешного обучения», «Инновационная деятельность педагога» позволяют обсудить наиболее актуальные вопросы, проблемы современного образования и организовать педагогическую деятельность, направленную на повышение качества образования.
Повышения квалификации педагогических работников организуется через обучение на курсах и семинарах на региональном и республиканском уровнях, что соответствует самым современным требованиям в области реализации новых образовательных стандартов.
На уровне образовательного учреждения систематически проводятся обучающие семинары, круглые столы, мастер-классы, которые основаны на изучении эффективных педагогических технологий, методов активного обучения, продуктивных педагогических приемов, обмене опытом преподавателей и мастеров производственного обучения. Традиционная ежегодная научно-практическая конференция является мероприятием, на котором педагогические работники представляют свою научно-практическую и инновационную деятельность. Открытые учебные занятия позволяют увидеть эффективность применения педагогических технологий, методов, приемов в организации учебной деятельности обучающихся.
Многие педагогические и руководящие работники нашего лицея имеют большой положительный опыт своей работы, который представляют, принимая участие в научно- практических конференциях, семинарах, конкурсах на уровне Республики.
В плане обеспечения реализации образовательных программ, методической службой разработано положение об учебно-методическом комплексе, проведена большая работа по учебно-методическому обеспечению программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Преподавателями и мастерами производственного обучения, под руководством председателей методических комиссий, разработаны учебно-методические комплексы по общеообразовательным и общепрофессиональным дисциплинам, МДК, учебной и производственной практике, в которые вошли:
- учебные программы, перспективно-тематические планы;
- паспорта комплексно-методического оснащения учебных кабинетов, лабораторий и мастерских;
- планы работы и развития учебных кабинетов, лабораторий и мастерских;
- методические указания по выполнению лабораторных и практических работ по УД и МДК, учебной практике;
- методические указания по выполнению СРС;
- контрольно-оценочные средства.
С введением новых стандартов введена новая форма контрольно-оценочных средств (КОС), которые позволяют оценить результаты освоения учебной дисциплины или профессионального модуля не только по результатам полученных знаний и умений, но и по динамике формирования ОК и ПК.
Такой подход в обеспечении реализации основных профессиональных образовательных программ позволяет создать условия для обеспечения качества профессиональной подготовки, максимально приблизив квалификацию выпускников к требованиям современного рынка труда.