Доклад Проектно — исследовательская деятельность на уроках географии и внеурочной деятельности как средство реализации стандартов нового поколения
Проектно - исследовательская деятельность на уроках географии и внеурочной деятельности как средство реализации стандартов нового поколения. Коп Татьяна Васильевна, учитель географии высшей категории, МБОУ «Лицей»
Вступление
Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы, который будет жить, и трудиться в XXI веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Исходя из социального заказа общества, требований модернизации образования и задач опытно-экспериментальной работы МБОУ «Лицей» передо мной встал вопрос: «Как организовать деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности?».
Инновационный поиск новых средств, привёл меня к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны системно - деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Среди разнообразных направлений современных методик и технологий лучше подходит метод проектов.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:
- интеграцию учебного содержания;
- развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
- формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;
- формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.
Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт (как школьникам, так и педагогам), невозможный при других формах обучения.
Цель моей работы: выявление и преимущества проектной и исследовательской деятельности на уроках географии и внеурочной работе как средство реализации стандартов нового поколения.
Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач: -рассмотреть возможности применения метода проектов; - показать на конкретных примерах как организуется проектная деятельность на
уроках географии и во внеурочной работе;
- провести диагностику и выявить преимущества применения метода проектов;
- выявить проблемы проектного метода;
- наметить перспективы дальнейшей работы по организации проектной деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Гипотеза: проектная и исследовательская деятельность ориентированы на развитие активности и самостоятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового, решению жизненных проблем и реализует стандарты нового поколения.
Предмет: преимущества, практическая значимость метода проектов и исследовательской деятельности в творческом развитии учащихся и реализации стандартов нового поколения.
Объект: проектно - исследовательская деятельность на уроках географии и внеурочной деятельности.
Методы исследования: поисково – теоретический, импирический (наблюдения, анкетирование), опытно - экспериментальный, заключительно - обобщающий.
2. Проектная и исследовательская деятельность на уроках географии и внеурочной деятельности как средство реализации стандартов нового поколения.
2.1. Сравнительные особенности традиционного и проектного подхода.
В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного подхода и проектного (на сегодняшний день инновационного) так называемые «знаниевый», с одной стороны, и «способностный», с другой. В таблице №1 приведены сравнительные особенности «знаниевой» и «способностной» (для простоты и краткости будем называть их так) педагогики.
Таблица №1
Сравнительные особенности традиционного и проектного подхода.
Параметры сравнения
«Знаниевая педагогика»
«Способностная» педагогика
Цель
Формирование знаний, умений, навыков.
Развитие личности, способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем: создавать в ходе проектной деятельности новые продукты - проекты.
Интегральная характеристика
«Школа памяти»
«Школа развития»
Преобладающий тип и характер взаимоотношений
Субъект - объектный
Субъект - субъектный
Девиз педагога
«Делай как я»
«Я вместе с тобой», «Не навреди»
Характер и стиль взаимодействия
Авторитарность, монологичность, закрытость
Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность
Формы организации
Фронтальные, индивидуальные
Групповые, коллективные
Методы обучения
Иллюстративно- объяснительные, информационные
Проблемные: проблемного изложения; частично - поисковый, эвристический; исследовательский, рефлексивный
Ведущий принцип
«Продавливание»
«Выращивание»
Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником.
Репродуктивный, воспроизводящий
Продуктивный, творческий, проблемный
«Формула обучения»
Знания - репродуктивная деятельность
Проблемная деятельность
рефлексия - знания
Способы усвоения
Заучивание, деятельность по алгоритму
Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия
Функции учителя
Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно- дисциплинарных знаний
Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся
Позиция ученика
Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту
Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
2.2. Классификации проектов в зависимости от ряда типологических принципов.
В своей работе использую несколько типов проектов в зависимости от ряда типологических принципов:
по содержанию: экологические, физико–географические, социально – экономические, комплексные, краеведческие, историко - географические;
по уровню интеграции: монопредметные, межпредметные, надпредметные (на основе сведений, не входящих в школьную программу);
по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
по продолжительности проектной деятельности: мини-проекты (несколько недель), средней продолжительности (несколько месяцев) и долгосрочные (в течение года) проекты;
по способу преобладающей деятельности: познавательные, информационные, исследовательские, творческие, игровые, практико - ориентированные проекты.
Исследовательские проекты: микросоциологические исследования по выявлению к определенным проблемам, решение конкретных экологических проблем Республики Хакасия и г .Черногорска, изучение этнических традиций РХ.
Творческие проекты: создание праздника, туристических буклетов, научного географического журнала, создание рекламы, которые связаны с городом, туризмом, краеведением.
Познавательные проекты: сбор информации о каком – то географическом объекте, разработка проектов , направленных на решение глобальных проблем современности.
Практико – ориентированные: очистка пещер, создание плана местности, озеленение аллеи выпускников, создание исторической хроники г. Черногорска.
Монопроекты применяю на уроках совместно с другим предметом, где используется информация из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель географии, консультантом учитель другой дисциплины.
Интеграцию осуществляю на этапе подготовки продукта и презентаций: например, компьютерная презентация «Нетрадиционных видов энергоресурсов» (география, физика). Совместно с учителем химии разработан и проведен интегрированный урок по теме «Цветная металлургия» (география), «Получение алюминия» (химия). Такие проекты проводились в рамках классно-урочной деятельности.
Межпредметная экскурсия на предприятие цветной металлургии «РУСАЛ». Ребята были разбиты на группы, и каждая имела свое задание по географии, химии, экологии, краеведению.
Вместе с ребятами участвовали в интегрированных днях, которые проводились в МБОУ «Лицей» - межпредметные проекты. Их проводили во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания, так как они требуют глубокой содержательной интеграции на этапе постановки проблемы. Проект «Уроки прошлого - грядущего залог. 12-21 в.в.», по литературному произведению «Слово о полку Игореве», требует присутствия одновременного географического, исторического, литературного, физического, музыкального подхода. Интегрированный проект «Здоровье» с учащимися 8 класса, где ребята выявляли причины влияния географических факторов на распространение заболеваний на планете и причин долголетия.
Интегрированный проект «Встреча с Творцом Вечного и Прекрасного» (о Заслуженном художнике Хакасии Капелько В.Ф.). Каждая группа выполнила свой проект - презентацию и как результат - выдала свой продукт.
Интеграция позволяет сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание дисциплин.
На уроках географии и во внеклассной работе применяю мини-проекты, которые укладываться в один урок или менее. Например, «Символика класса» и др.
Недельные проекты проводим в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. При этом проводятся классные формы работы (лекции) в сочетании с внеклассными формами работы (экскурсии и экспедиции, натурные фотосъёмки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.
Годичные проекты выполняются индивидуально. Эту работу традиционно провожу в рамках ученического научного общества «География и краеведение». Весь годичный проект от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время – это исследовательские работы учащихся.
2.3. Этапы работы над проектами.
Работа над проектами включает в себя несколько этапов. Содержание работы и деятельности учащихся и учителя на различных этапах представлены в таблице.
Таблица 2
Этапы работы над проектами
Этапы
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность педагога
Начинание
Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.
Уточняют информацию. Обсуждают задание.
Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает.
Планирование
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.
Формирует задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.
Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает.
Исследование
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта.
Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.
Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).
Защита Проектов.
Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.
Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.
Участвуют в коллективном анализе результатов проекта.
Рефлексия
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.
Участвуют в коллективной самоанализе проекта и самооценке.
Наблюдает, Направляет процесс анализа (если необходимо).
Презентация
Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути ее решения. Демонстрация результата продукта работы над проектом.
Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно ПОЛНО рассказывают о постановке и решении задач проекта.
Наблюдает, обобщает, резюмирует.
2.4. Проектная деятельность во внеурочной деятельности.
И все-таки наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеурочной деятельности. Организацию проектного обучения во внеурочной деятельности осуществляю в рамках:
факультатива;
кружка;
элективных курсов;
научного общества учащихся (НОУ).
Результатом проектной деятельности являются сформированные проектные умения. К таким проектным умениям относятся:
умение - проблематизация;
умение - целеполагание;
умение - планирование;
поисковые (исследовательские) умения;
коммуникативные умения;
презентационные умения;
рефлексивные умения.
2.5. Формы продуктов проектной деятельности.
Выбор формы продукта проектной деятельности важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта презентабельной и убедительной, а предложенные решения полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Продукты проектной деятельности, которые использую на уроках географии и внеклассной работе:
анализ данных социологического опроса;
атлас;
бизнес-план;
газета;
журнал;
законопроект;
игра;
карта;
коллекция;
мультимедийный продукт;
оформление кабинета;
прогноз;
путеводитель;
серия иллюстраций;
сравнительно-сопоставительный анализ;
статья;
сценарий;
экскурсия;
путешествие.
Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности на уроках географии и внеклассной работе:
1) дневник путешествия по природным зонам России;
2) бортжурналы: «Путешествия по Антарктиде, Австралии, Южной Америки»;
3) мультимедийная презентация «Использование нетрадиционных энергоресурсов;
4) инструкция «Правила поведения туриста в лесу»;
5) газета «Путешественники и исследователи России» и др.
2.6. Виды презентаций проектов.
Выбор формы презентации проекта на уроках географии и во внеклассной работе задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов) артистических, художественных, организационных.
Виды презентационных проектов, которые применяю на уроках географии и внеклассной работе:
деловая игра;
продукта, выполненного на основе информационных технологий;
защита на Ученом Совете;
иллюстрированное сопоставление фактов, карт;
научная конференция;
научный доклад;
отчет исследовательской экспедиции;
пресс-конференция;
путешествие;
реклама;
ролевая игра;
экскурсия;
Примеры удачных презентаций проектов на уроках географии и во внеурочной деятельности носят интегрированный характер:
1) сценарий «Памяти знаменитого полярника Г.Я. Седова»;
2) пресс-конференция участников экспедиции на неизвестный материк;
3) путешествие по рекам России (Енисей, Лена, Обь, Волга, Амур.);
4) диалог «Глобальные проблемы человечества»;
5) ролевая игра «Путешествие по Австралии»;
6) отчет исследовательской экспедиции по Амазонии;
7) заочное путешествие «Необычайные памятники мира»;
8) проекты: «Встреча с Творцом Вечного и Прекрасного», «Семь чудес Хакасии», «Германия глазами жителей Республики Хакасия», «Франция (Галия)- страна гурманов и высокой моды», «Страны – карлики Зарубежной Европы» и др.
3.Результативность.
3.1. Преимущества применения проектного метода.
1. Работа над проектами стимулирует познавательную внутреннюю мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:
- уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап - презентацию;
- прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята: «пригодятся в жизни»),
- у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.
2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.
Первая группа - это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. В школе они не столько учатся, сколько просто вынужденно проводят время. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах. Пусть проект выполнен неблестяще, но для таких детей это огромный личный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех.
Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы.
Третья группа - это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.
3. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее. (Приложение 1).
Школьники о проектной деятельности.
Так, на вопрос: «Для чего учащиеся участвуют в проектной деятельности?» были получены следующие ответы:
«Я участвую в проектной деятельности потому, что...»
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
1 - возможность раскрыть свои способности, подняться в глазах своих одноклассников на более высокий уровень; 2- узнать что-то новое, интересное;
3 - пообщаться со сверстниками;
4 - другое.
«При выполнении проекта самым трудным оказалось ...»
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
1- распределить обязанности между участниками проекта;
2 - подготовить проект к защите и презентации;
3 - защитить и презентовать свой проект;
4 - отобрать необходимую информацию;
5 - спланировать работу над проектом;
6 - проанализировать собственные действия;
7 - другое.
«Чему научились в проектной деятельности?»
1 - презентовать результаты своей работы;
2 - формулировать и достигать цели;
3 - выбирать проблему для исследования;
4 - работать в команде;
5 - самостоятельно выполнять проект;
6- нести ответственность за совместную работу;
7 - другое.
4. У учащихся, выполняющих проекты, сформированы проектные умения работать в автономном режиме:
- самостоятельно выявлять проблемы;
- самостоятельно ставить цели и задачи исследовательского типа;
- конкретизировать тему проекта;
- планировать самостоятельную работу;
- выбирать рациональные и оптимальные способы достижении цели;
- формулировать выводы, оценивать результаты свое деятельности, рефлексировать.
Умения коммуникативного характера:
- организовывать внутригрупповое сотрудничество и деловое общение;
- согласовывать план совместных действий;
- совместно вырабатывать решения;
- публично выступать, презентовать результаты совместной работы, дискутировать;
- разрешать демократическим путем конфликтные ситуации т.д.
5. Повышается уровень активности школьников и качеств знаний в предметных областях.
6. Работа в качестве учителя - координатора проектов важна и полезна. Умение пользоваться методом проектов – показатель совершенствования и развития учителя.
За добросовестный труд награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ», памятной медалью «Патриот России». Являюсь членом Педагогического клуба «Первое сентября», членом Ассоциации учителей географии России, победителем конкурса лучших учителей РФ (награждена Почетной грамотой и премией 100 тыс.руб.), Ветераном труда, постоянным членом жюри муниципальных олимпиад по географии и НПК, руководителем городского методического объединения учителей географии, экспертом по проверке ГИА по географии, учителем - наставником учителей географии Республики Хакасии, участником Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (2005-2006, 2007-2008, 2008-2009 уч.г.), участником и победителем Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации» ( 2007-2008, 2008-2009, 2009-2010 уч.г.), являюсь куратором НОУ секции «География и краеведение», руководителем кружка «Краевед», участницей Международной НПК »Проблемы реализации НРК в условиях перехода на государственные стандарты общего образования» и Межрегиональной НПК «Преемственность экологического воспитания в образовательных учреждениях» (материалы напечатаны в сборниках) .
Неоднократно была награждена грамотами ГУО за активное участие в работе ГМО
учителей географии, распространение передового педагогического опыта, за подготовку учащихся к олимпиадам и НПК.
Организуя выполнение проектов обучающихся, сама участвую в различных проектах, конкурсах, фестивалях от муниципального уровня до Всероссийского, чтобы быть примером для ребят.
- интегрированный проект учебной программы для 8 класса по краеведению «Природа и археология Хакасии» – призер (II место) при ХРИПК и ПРО;
- интегрированный проект «Проблемы сохранения и использования объектов историко-культурного наследия Хакасии» - призер (II место) республиканской НПК, ХРКМ;
- интегрированный проект программы краеведческого кружка «Наш край - родины частица» - победитель (II место) городского конкурса «Разработки программ, уроков, внеклассных мероприятий по НРК»;
- интегрированная методическая разработка «Край любимый - Хакасия моя», учебно-познавательная игра «Колесо истории», «Метод проектов в системе интегрированных технологий»; - дипломы и сертификаты Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок»;
-внеклассное мероприятие «Встреча с Творцом Вечного и Прекрасного» и «Организация учебно – исследовательской деятельности НОУ секции «География и краеведение»- дипломы Лауреата и медали Януша Корчака Всероссийского конкурса «Педагогические инновации»;
- внеклассное мероприятие «Семь чудес Хакасии» - диплом 1 степени Всероссийского конкурса «Педагогические инновации»;
- проект «Образовательная программа туристско-краеведческого кружка «Дискавери» отправлен на III Республиканский конкурс инновационных разработок «Инновации – движение к качеству и открытости системы образования».
Мною разработаны и утверждены программы элективных интегрированных курсов для учащихся 9-ых классов «Глобальные проблемы человечества», «Религии мира», написан проект программы «Индивидуальная исследовательская деятельность».
Являюсь куратором НОУ секции «География и краеведение» - «Научное Общество Интеллектуалов» («НаОбИ»). «НаОбИ» имеют свою эмблему, удостоверение члена НОУ «Лицея», гимн географов и девиз:
«Чтоб интеллектом могли мы гордиться, нельзя в географию нам не влюбиться,
Чтобы предмет сей любить нам и знать, край свой родной мы должны изучать!»
Цель «НаОбИ»: воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.
Работа «НаОбИ» была бы невозможна без сотрудничества с ХГУ имени Катанова, с Республиканской национальной библиотекой им. Доможакова, Хакасским Республиканскими и Минусинским краеведческими музеями, ЦДЮ «Молодые мастера»; без встреч с интересными людьми, которые представляют те области знаний, по которым пишут работы учащиеся.
Ребята работают в музейных архивах и лабораториях СЭС городов Черногорск и Абакан.
Организация работы «НаОбИ» строится по следующим принципам: интегральности и межпредметного многопрофильного обучения.
Исследовательская (поисковая) деятельность учащихся в НОУ организована в три этапа.
I этап – теоретический. Он включает в себя выделение и постановку проблемы, выдвижение гипотез, поиск и предложения возможных вариантов решений, изучение литературных, статистических, справочных, картографических материалов и документов.
II этап – практический. Он включает работу в архивах музеев, организацию и проведение воспитательно – образовательных мероприятий (походов, экскурсий, интервью, социальных опросов по сбору материалов, исследования, творческих встреч с исследователями и учёными).
III этап - обработка полученных результатов, наблюдений и исследований (обобщение, подготовка проектов, сообщений, рефератов, докладов с последующей защитой).
Выделить учащихся для научно-исследовательской деятельности помогают удачные презентации проектов во внеурочной деятельности, на уроках географии, факультативах, краеведческом кружке.
И, конечно же, путешествия, экскурсии, походы. Походы с целью изучения природы Хакасии, написания исследовательских работ, отдыха.
Члены «НаОбИ» участвуют с проектами в различных городских, республиканских научно-практических конференциях, Всероссийских конкурсах, где занимают призовые места и награждаются дипломами.
- интегрированный проект «Проблемы сохранения и использования Бородинской пещеры – «Сталактитового и сталагмитового чуда» - победитель городской (I место), республиканской (III место) НПК, участник Всероссийской олимпиады, г. Москва;
- интегрированный проект «Сохранение и использование историко-культурного наследия Хакасии – Боярских писаниц» - победитель городской (I место), республиканской (III место) НПК, дипломант I степени Всероссийского конкурса творческих и исследовательских работ «Первые шаги»;
- проект «Золотая четверть века» - дипломант II степени Всероссийского конкурса творческих и исследовательских работ «Первые шаги»;
- проект «Он учился в нашей школе» (о Баженове Алексее) – дипломанты и медалисты «Галуа» Всероссийского конкурса творческих и исследовательских работ «Первые шаги»;
- интегрированный проект «Проблемы сохранения и использования объекта историко-культурного наследия – «Большого Салбыкского кургана» - дипломанты II степени республиканской НПК.
- интегрированный проект: «Экологические проблемы города, в котором мы живем» - дипломы Лауреатов I степени Всероссийского конкурса «Первые шаги»;
-проект: «История происхождения и названия озера Шира или топонимическое исследование» - диплом Лауреата III степени Всероссийского конкурса «Национальное достояние России»;
-проект: «Дорогами Вселенной Капели», Поощрительные грамоты Международного общества «Мемориал» конкурса «Человек в истории. Россия XX век»;
- проект: «Хранитель истории города Черногорска», Поощрительная грамота Международного общества «Мемориал» Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия XX век»;
-интегрированный проект: «Экологический мониторинг г. Черногорска» - Лауреат I степени Всероссийского конкурса «Первые шаги», награжден путевкой во Всероссийский детский центр «Океан», где защитил свою исследовательскую работу - диплом, медаль (2 место);
Проект: «В жизни всегда есть место подвигу» - дипломанты I степени Республиканского конкурса творческих работ «Милиция глазами детей» по теме «Ими гордится Хакасия», награждены путевками во Всероссийский детский центр «Океан»;
Проект – буклет «Черногорск – город будущего», посвященный 75-летию города - 1 место, диплом городского конкурса «Черногорск – живая нить истории».
Подготовлены исследовательские работы для участия в муниципальной НПК: «Проблемы качества питьевой воды г. Черногорска и ее влияние на здоровье человека», «Дело всей жизни», исследовательская работа «Дальний Восток – Страна триумфа русского патриота» для Открытого межрегионального историко – патриотического конкурса Центра Национальной славы «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству» (г.Санкт – Петербург).
Подготовлен проект – реклама «Наркотики – это смерть. Туризм – это жизнь!» на городской конкурс социальной рекламы «Черногорск – территория равных!», номинация «Невидимая угроза».
Материалы исследований широко используются на уроках географии, биологии, истории, краеведения. Результаты исследований представлены в музее школы.
Члены «НаОбИ» активно принимают участие в Декаде « География и краеведение», которая проводится в нашем городе в октябре месяце. Совместно с ребятами на заседании НОУ разрабатываем и обсуждаем план проведения Декады, внеклассные мероприятия, конкурсы, викторины, классные часы.
Таким образом, как показывает практика, учебно-проектная деятельность реально помогает мне формировать новый тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
3.2. Проблемы развития и использования метода проектов.
Но у каждой медали есть и обратная сторона. Есть такая сторона и в моей работе, есть проблемы:
- работа над проектом - объемная, кропотливая. Это поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования. Возникает опасность перегрузки учащихся. Поэтому стараюсь избегать больших временных затрат, проекты на уроках провожу нечасто, не «давлю» на учащегося, строю отношения сотрудничества;
- иногда учащиеся с желанием, интересом начинают работу, но постепенно, столкнувшись с трудностями, бросают проект. Поэтому стараюсь анализировать причины неудач;
- совсем недостаточно современной научной литературы в школьном библиотечном фонде, что влечет за собой трудности при подготовке к проектам;
- недостаточное владение компьютерной грамотностью;
- недостаточно используются возможности современных компьютерных технологий в проектной деятельности;
- самым сложным для меня является выполнение роли независимого консультанта, очень трудно удержаться от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Однако необходимо помнить, что проекты должны выполняться учащимися самостоятельно.
Однако, несмотря на трудности, есть над, чем работать в перспективе.
3.3. Перспективы развития и использования опыта.
Однако, несмотря на трудности, есть над, чем работать в перспективе.
увеличение доли проектов исследовательского характера;
дальнейшее использование возможностей современных информационных технологий для создания проектов;
участие в телекоммуникационных проектах и их организация;
руководство старшеклассников, с развитыми проектными умениями, работой над проектами младших школьников;
проведение семинаров-практикумов по организации проектной деятельности для педагогов школы, города, обмен опытом работы;
участие в организации и проведении городского конкурса учебных проектов;
разработка элективных курсов, уроков, семинаров предметного и межпредметного содержания для профильного обучения;
участие в конкурсах инновационных проектов;
проведение проектного дня на природе.
Данный опыт проектной деятельности на уроках географии и во внеклассной работе, который указывает на несомненные преимущества применения метода проектов, может быть использован в практике работы учителей географии города и учителей-предметников.
4. Заключение
...Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем! Подведем некоторые итоги: что же такое проект?
Проект это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока принципиально различны. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы в балансе альтернатив.
Проект это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Школа будущего школа проектов?
Да! Она поможет реализовать стандарты нового поколения. Поможет выпускнику адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
5. Литература:
Байбородова Л.В., Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе. ООО Гуманитарный издательский центр «Владос», 2009
Болотникова Н.В. Интегрированные уроки в школе. География 6-10 классы. Волгоград, 2004
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. -М., 2000
Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Издательство «КАРО», -Санкт-Петербург, 2006
Зверева И.В. Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении. Издательский торговый дом «Корифей», Волгоград, 2007
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. -М., «АРКТИ»,2005
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., «АРКТИ»,2005
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М.,«АРКТИ», 2007
Татьянкин Б.А. и др. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. - М. ООО «5 за знания»,2007
Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательство «КОРИФЕЙ», Волгоград, 2007
Яковлева Н.В. Проектная деятельность учащихся 9-11 классов. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008
Анкета для учеников.
Нам нужно узнать? Твое мнение о проектной неделе. Заполни, пожалуйста, анкету, закончив следующие предложения.
Я готовлю проект по предмету ____________ потому, что _____________________________________________________________
По-моему, проектная неделя нужна для _________________________
Во время подготовки к проектной неделе я _____________________
Мне кажется, что в подготовке проекта самое трудное _____________________________________________________________
Я участвую в проекте потому, что ______________________________
Самое важное, чтобы на проектной неделе я ____________________
Если бы можно было _________________________________________
Если хочешь, назови свое имя, класс ___________________________
Благодарим за сотрудничество.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Объект 1Root Entry