Интегрированный урок Окружающий мир,ИЗО, технология «Вода на Земле.Океаны и моря» 2 класс, УМК «Гармония».
Окружающий мир,ИЗО, технология 2 класс, УМК «Гармония».
Урок на тему: «Вода на Земле. Океаны и моря».
Разработала учитель начальных классов МОУ «КСОШ 2»
Н.В.НовосёловаЦель урока: Формировать представление о самых крупных естественных водоёмах, об океанах и морях, их значении для человека.
Задачи урока:
I. Образовательная:
1) проверить и углубить знания учащихся о формах поверхности Земли и их условных обозначениях на физической карте;
2) дать понятие о Мировом океане и представление об океанах и морях;
3) расширить знания учащихся о многообразии организмов, населяющих воды Мирового океана.
II.Развивающая:
1) развивать память, логическое мышление;
2) способствовать формированию умения устанавливать причино-следственные связи, объясняя приспособленность к среде обитания.
3) способствовать развитию эмоциональной сферы, художественного вкуса, творческого воображения, изобразительных способностей.
III. Воспитательная:
1) воспитывать любовь к растительному и животному миру;
2) воспитывать чувство коллективизма, дружбы, умения работать коллективно в группах, создать условия для воспитания потребности в прекрасном.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия;
-принимать и сохранять учебную задачу;
-контролировать результаты своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение работать с разными источниками информации;
- повторяют изученные понятия;
- отделяют существенные признаки от несущественных;
- строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, фонограмма, для опыта: стаканчики, палочки, соль, краски, шаблоны рыб и дельфинов, круговая диаграмма, учебники О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс; рабочие тетради О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс.
Музыкальный ряд: Море, солнце, милый край
Художественный ряд: репродукция картин И.Айвазовского «Девятый вал», «Черное море», «Закат на море».
Материалы для учащихся: альбом, акварельные краски, кисти, простой карандаш, ластик, баночки для воды, ножницы, цветная бумага, клей. Обеспечение урока:
- презентация урока « Вода на Земле»
- наглядные пособия: физическая карта мира,
- раздаточный материал: контурные карты, шаблоны рыб и дельфинов
Методы и формы работы:
групповая форма работы;
индивидуальная форма работы;
метод сравнения и сопоставления;
метод наглядного показа приёмов работы с красками и с цветной бумагой;
иллюстративный метод объяснения нового материала;
проблемно-поисковый метод;
Требования согласно программе:
Ученик должен:
- иметь представление понятия: «вода»
- знать определения: « вода», « море», «океаны»
- уметь показать на карте океаны, моря .
Тип урока: изучение нового материала через интеграцию ИЗО, технологии и музыки (интегрированный урок)
ХОД УРОКА
I Мотивирование к учебной деятельности.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.(слайд №1)
Учитель: Ребята, здравствуйте! Вы уже, наверное, заметили, что наш класс сегодня необычный, сегодня на уроке у нас много гостей. Я бы хотела, чтобы вы по-дружески поздоровались с природой, которая нас окружает и, конечно же с нашими гостями:
-Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое.
Здравствуйте, мои , друзья.
Всех вас рада видеть я!
- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха!
-Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”(слайд №2)
Ну а самое интересное то, что мы с вами отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать? Ну и как в любом путешествии нас ожидает много -много нового и интересного. Ребята, а что нам нужно, чтобы наше путешествие состоялось?
Ученики: Корабль! (слайд №3)
Учитель: Да, нам нужен корабль, ну и конечно дружная команда!
II. Повторение ранее изученного материала по разделу «Формы поверхности Земли».
Скорей за работу! Скорей за работу!
Сегодня нас ждёт групповая работа!
И группы уже распределены.
Познакомьтесь, вот они!(слайд №4)
(Вначале урока дети разделились на 4 группы. У каждой группы своё название, стоят треугольники, дети записывают маркером название своей группе).
4 команды по 4 человека. (1 команда- Алые паруса, 2-Пингвины, 3-Экстрим, 4-Капельки)
Конечно, сейчас мы с вами находимся на суше.
-Мы живём на планете Земля. ( слайд № 5)
-Назовите модель Земли? Какую форму она имеет? (глобус, форму шара) (слайд №6)
-Назовите основные формы поверхности Земли.
-О какой форме поверхности земли идет речь?
Отгадайте загадку:
Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока закутаны в облака. (гора) ( слайд № 7)
- Есть ли в нашей республике горы? (нет)
-Отгадайте загадку:
Это ровная поверхность,
Есть леса, но нету гор. (равнина) ( слайд № 8)
-Какие бывают равнины? ( плоские и холмистые) ( слайд № 9 )
- Назовите сходство гор и холмов. (слайд № 10) (Это возвышенности. Различают части: подошва, склон, вершина).
- Определите холм или гора? (слайд 11,12) В чём их отличие?( Кленовая гора-283, Кишнурская гора, Карман-гора-224 м в Моркинском районе)
Холм — форма рельефа в виде небольшой возвышенности с пологими склонами и слабо выраженным подножием. Относительная высота до 200 м.
Гора́ (горы) — форма рельефа в виде поднятых над равнинами и резко расчлененных участков земной поверхности со значительными перепадами высот. Абсолютная высота от 500—2500 м.(слайд №13)
- Каким цветом на карте обозначают горы и равнины? Покажите на карте. ( слайд № 14) ( Горы – коричневым, а равнины – зелёным)
- Карточка с каким названием у вас осталась на столе?(Вода)
- Почему?
-Потому что без воды мы не сможем дальше путешествовать, мы сели на мель, мы на суше. Что нам нужно, чтобы путешествие наше продолжалось? По чему плывет кораблик?
- По воде. Конечно, мы же с вами должны дальше плыть на нашем корабле. Поплыли дальше?
- Какая она, наша планета? ( Земля имеет форму шара. Она голубого цвета )
- Космонавты с любовью называют Землю «голубая планета». ( слайд № 15)
- А почему нашу землю называют « Голубой планетой?»
- А почему она такая голубая? ( На Земле много воды )
- Тогда назовите тему нашего урока.
- Тема урока «Вода на Земле. Океаны и моря». (слайд №16)
III. Работа по теме урока.
1)Вводное слово учителя :
-Сегодня мы продолжим изучение нашей планеты. Назвав тему урока, мы уже сказали, что речь сегодня будет идти о воде. Мы сегодня только начнём разговор о воде. Это чудо настолько многогранно, что на одном уроке невозможно охватить всё.
-Да, Землю называют голубой планетой, потому что из космоса она выглядит голубой: ведь воды морей и океанов покрывают почти две трети её поверхности. (слайд №17)
- На нашей планете больше воды, чем суши.
(Посмотрите диаграмму у себя на столах.)
- Что можете сказать о соотношении воды и суши на земле? (Если всю поверхность Земли изобразить в виде круга и разделить его на 4 части, то 1 часть займёт суша и 3 части- вода.) (слайд №17)
Нашу Планету можно было назвать планетой ОКЕАНОВ. Вся Вода на земном шаре называется Мировым океаном.(слайд №19)
2)Работа по карте полушарий. ( откройте стр.20-21 учебника )
- Весь Мировой океан делится на пять частей, то есть пять океанов. Океаны - это огромные пространства воды.
Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у них водица,
Не удастся ей напиться.
Тихий океан к востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад с голубой бежит волной.
Океан Индийский к Югу занимает синий угол.
А для Северных сторон Ледовитый шлёт поклон. М. ПогарскийА с 2000 года официально выделен пятый океан - Южный или Антарктический, четвертый по размеру.
- Давайте еще раз хором назовем, какие мы знаем океаны? (показ слайд №19)
Учитель: Часть океана, которая расположена вдоль берега материков, называется морем. ( слайд №20)
Сравнительные размеры морей и океанов и количественное соотношение:
- А что больше по площади поверхности океан или море? (океан)
- А по количеству? (морей много, их 50, а океанов - 5).
(Закрепление понятий - океан, море.)
(слайд №21)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Музыкальная «Море волнуется раз…»)слайд с музыкой №22
3) Работа по карте РОССИИ: (слайд №23) Россия большая держава, омывают её 5 океанов. ( показ)
-Особенно много морей вдоль северных берегов России (назвать и показать).
Территорию России омывают 13 морей:
Атлантический океан: Балтийское море, Чёрное море, Азовское море, Каспийское море.
Ледовитый океан: Баренцево море, Белое море, Карское море, Море Лаптевых,
Восточно-Сибирское море, Чукотское море.
Тихий океан: Берингово море, Охотское море, Японское море.
IV) Исследовательская работа.
Морей много. И вода в них МОРСКАЯ.
- Кто был на море? Какая на вкус морская вода? А почему? Есть соль в воде, а мы её не видим. ( проблемн. ситуация)
Давайте проведём исследование.
Опыт. В стаканчики с водой добавим немного соли, размешаем. (работа в паре)
- Что заметили? (соль растворилась) Сделайте вывод. ( Вода – растворяет соль, поэтому морская вода солёная).Попробуйте вкус «морской воды».
- А как нам обратно получить соль? ( проблемн. ситуация)
- Налить морскую воду в тарелку, поставить в теплое место, вода испарится, а на дне останется СОЛЬ.
- Молодцы, мои маленькие учёные.
- А вы на море пили морскую воду? (Нет, морскую воду пить нельзя!)
- А вы в море купались?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Как приятно в море плавать.
Волны в нем нам не догнать.
Море ласково шумит,
Сверху солнце– погляди.
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из моря вылезаем.
И за партой продолжаем.(слайд №24)
-Ребята,а вы любите смотреть на море?(Да)
Иван Константинович Айвазовский очень любил смотреть на море, он любовался им. И это неудивительно, ведь он родился и вырос в Феодосии – городе, расположенном на самом берегу Черного моря. И. К. Айвазовский, написал ок. 6 000 картин на морскую тему, он - выдающийся русский художник-маринист. Что же обозначает слово «маринист» спросите вы?(слайд №25)
МАРИНИСТ- художник, рисующий марины, изображающий морские виды, жизнь моря.
Марина ( от лат. marinus — морской) — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Является разновидностью пейзажа.
Посмотрите на его картины. (слайд №26,27,28)
А теперь найдите в тетрадях стр.19, №33, прочитайте задание.
(Сделайте аппликацию на море).
А для того, чтобы сделать аппликацию, нужно море нарисовать.
Мы сегодня на уроке с вами тоже будем художниками-маринистами. Какие краски будем использовать? А вот какие:
Если возьмём
Всего понемножку:
Черного моря кружку,
Белого моря ложку,
Красного моря кадушку
И Жёлтого моря ведро,
Выйдет у нас
Разноцветное море.
Ох и красиво! Ну и пестро!
(показ поэтапного рисования моря)
5) Живые существа, живущие в море.
Вся жизнь на нашей планете связана с водой.
Учитель: Почему так говорят « Кругом вода, а с питьем беда»? Ответ: это о морской воде так говорят, потому что она соленая.
Солёная, а как же там обитают различные животные? ( предположения детей)
- Многие живые существа приспособились жить в морской воде.
- Каких морских обитателей знаете?
- Рыба — один из главных продуктов питания жителей морских побережий? (слайд №30,31).
- А еще кто обитает в море? (крабы, моллюски, дельфины.)
В Черном море обитают три вида дельфинов (отряда китообразных), из них самые крупные дельфины - «афалины», средних размеров «белобочки», и самые маленькие представители присутствующих видов, так называемые «морские свиньи» или как их еще называют «чумки».
Дельфин может воспроизводить звуки человеческой речи. Интересно, что с греческого дельфос (дельфин) переводится, как брат. Дельфин - брат наш меньший, его надо беречь и защищать...
Итак, 2 человека вашей группы художники-маринисты и рисуют море, а 2 других человека будут заниматься прикладным искусством-предметной аппликацией, будут прикладывать шаблоны рыбы и дельфина на цветную бумагу, обводить и вырезать. Должно получиться трио: или 2 дельфина и одна рыбка, рыбка не простая, а золотая; или же 2 золотых рыбки и 1 дельфин. Каждая группа принимает решение самостоятельно.(слайд №32)
Проверьте, детки,
Всё в порядке:
Альбом,бумага, кисти, краски?
Ластик, ножницы и клей,
Приготовь всё поскорей!
А прежде, чем приступать к работе, давайте вспомним правила безопасности при работе с клеем и ножницами (проговариваем правила).(слайд №33)
А, теперь приступаем к работе. У каждой группы должны получиться красивые картины. (Работа в парах. Рисуют: красками, выполняют аппликацию под тихо звучащую музыку.)
Волны и сердце поют в унисон
Морскую балладу свободы…
Я уж не знаю, где явь, а где – сон
Под магией песни о море.(слайд №35)Ребята, давайте все встанем и споем песню о море: «Море, солнца милый край»
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Домашнее задание: ( слайд № 26) с.38 учебника. Сочинить «Сказку о рыбаке и рыбке» на новый лад.
Любознательным: найти в энциклопедиях ответы на вопросы:
Какие «цветные» моря есть на Земле?
В каком море охотятся, судя по его названию.
Какое море есть «среди земли»?
Есть ли «неживое» море?
Рефлексия. – Что нового узнали? – Что было интересно на уроке?
Если на уроке вы узнали достаточно, всё было понятно – то прикрепите на доску белую капельку, а если хотите узнать больше – то голубую, а если вам было не все понятно и не понравилось на уроке – то темно-синюю (дети прикрепляют, и получается «ручеёк»)
- Что у нас получилось? ( ручеёк, речка ) А о них мы узнаем на следующем уроке.
Урок окончен, спасибо вам, ребята, за работу. До скорого свидания.