Конспект урока по теме Что за прелесть эти сказки


Открытый урок музыки
в 5 классе по теме:
«Что за прелесть эти сказки!»
Подготовлен и проведен. Учителем музыки высшей категории МАОУ лицея №5 города Ставрополя Филиновой И.А.

Урок разработан в рамках программы по музыке для общеобразовательных учебных заведений:
Музыка . Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева 2012г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Место данного урока в системе указанной выше программы: 
5 класс 2 четверть 3 урок (20 ноября 2015г.)
Цели урока:
Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;
Развивающие: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;
Воспитательные: Воспитание музыкальной “слушательской” культуры
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи данного урока: музыка, литература
Методы:
Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.
Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.
Музыкальный материал: Н.Римский –Корсаков “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане”; Мир, в котором мы живем» вокально-хоровая работа.
Наглядный материал: музыкальные инструменты – треугольник, бубенцы .
На учебной доске: тема, эпиграф урока, портреты композитора Римского -Корсакова , поэта А.С.Пушкина, иллюстрации к сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане», карточки с эскизами сказки (3 чуда)
Литературный материал: “У Лукоморья” А.С.Пушкин; Фрагменты из “Сказки о царе Салтане”.
Ход урока
I. Вход в кабинет: “Мир, в котором мы живем”
Приветствие.
Рада я видеть сегодня всех вас,
Рада я видеть все умные лица,
К музыке в гости пришли вы сейчас.
Сказка чудесная здесь состоится.
Мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: “Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?” (вопрос прописан на учебной доске)
- Попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?
Произнести (с подсказками детей)
У лукоморья дуб зеленый;Златая цепь на дубе том;И днем и ночью кот ученыйВсе ходит по цепи кругом;Идет направо – песнь заводит,Налево – сказку говорит.
- Любите ли Вы сказки?
- Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка также является главным действующим героем. Итак, давайте вместе произнесем мелодично волшебные слова, которые откроют перед нами сказочный мир: “крибли, крабли, бумс”.
Произносим
- Если бы эти слова произносили музыкальные инструменты, то какие бы это были инструменты на Ваш взгляд? (волшебные...колокольчики, треугольник, арфа и т.д.)
Произносим с помощью музыкальных инструментов (открывается учебная доска).
II. Итак, тема нашего урока звучит так: “Что за прелесть эти сказки!”
- Кто является автором этого сказочного высказывания? (А.С.Пушкин)
- В доме Пушкиных часто проходили музыкально – литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А.Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А.Пушкина нашли свое продолжение в музыке таких композиторов – сказочников, таких как: П.Чайковского, Н.Римского – Корсакова, А.Бородина.
- Как Вы думаете, что же добавляли композиторы в литературный сюжет сказок, где и так было все понятно?
На этот вопрос пусть поможет Вам найти ответ и сама музыка к сказкам А.Пушкина.
Звучит увертюра к опере «Сказка о царе Салтане”
3. Анализ оперы.
Что такое увертюра?
Запись в тетради: увертюра- это вступление к опере, начало.
Какие инструменты симфонического оркестра вы узнали?
анализ отрывка.
Учитель: В этой опере много волшебного, как и в сказке. Давайте вспомним сказку, какое волшебство вы помните.
(белочка)
Бека песенки поет , да орешки все грызет
Слушаем 1 чудо.
- какие средства использовал композитор, чтобы передать маленькую волшебную белочку? (инструменты, ритм, мелодия),(запись терминов в тетради)
-В чешуе, как жар горя 33 богатыря?
-О ком говорит Пушкин?
Посмотрите, как Римский -Корсаков изобразил этих богатырей.
Слушаем 2 чудо.
-Опишите, ребята, музыку отрывка (много духовых, трубы. Рисуют картину моря и сильных богатырей)
-Последнее чудо в этой опере-это царевна-лебедь.
Слушаем 3 чудо.
Ответы ребят о прослушанном отрывке.
-Какой отрывок вам понравился.
Карточки с эскизами и карандаши. Выбрать ребятам понравившуюся карточку и раскрасить.(звучит фоном еще раз увертюра)

IV. Анализ работ и музыки
- Чему учит сказка?
- Вспомните знаменитое высказывание А.Пушкина по этому поводу: “Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок” (учитель произносит выражение с помощью ребят)
V.Вокально-хоровая работа .
Р.К. Распевка «Ставропольский край»
разучивание песни «Мир , в котором мы живем»
работа над дикцией.
Итог урока.
VI. Обобщение
- Что же объединило сегодня на уроке музыку и литературу?
- Нужна ли сказка музыке, а музыка сказке?
- Что они дают друг другу?
Пожелание учителя.
Выход из кабинета: “В мире много сказок” (со словами)