Блок уроков музыки в 5 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 6г.Валдай-3»
Блок
уроков музыкив 5-м классе
по теме:
«Что за прелесть эти сказки!»
Выполнила:
Учитель музыки
Одорова Елена Владимировна
2013 год
Пояснительная записка
Работая по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка. 5-7 классы», считаю, что большие резервы урока музыки заложены во взаимосвязи различных видов искусства. Этот блок уроков можно использовать в первом полугодии 5 класса по теме «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
Через сказку детей легко ввести в мир музыкальных образов. Есть много сказок рассказывающих о музыке, о силе её воздействия на человека.
Тема блока уроков: «Что за прелесть эти сказки?»
Цель блока: Сформировать представление учащихся о значении сказок в музыкальной культуре через постижение творчества русских композиторов.
Задачи:
Закрепить и углубить литературные образы созданные в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкиным и в опере Н.А. Римским-Корсаковым.
Развивать умение, размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.
Развивать вокально-хоровые навыки.
Развивать фантазию, мышление детей путём синтеза искусств (музыки, изобразительного искусства и литературы).
Воспитать любовь к Родине через творчество русских композиторов, поэтов и художников.
Использовать здоровьесберегающие технологии обучения.
Тема блока уроков: «Что за прелесть эти сказки?»
Блок состоит из 3 уроков:
Тема 1 урока: А. С. Пушкин и музыка.
Тема 2 урока: Сказки в творчестве русских композиторов
Тема 3 урока: что мы знаем о сказках в музыке
Музыкальный материал к блоку уроков:
«Зимний вечер» русская народная песня.
«Сказочная страна» (по сказкам А. С. Пушкина) муз. Н. Михуткиной, слова В. Майоровой
Оркестровое вступление ко 2 д. оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.
«Сказки гуляют по свету», муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского«Во саду ли в огороде» русская народная песня
«Полёт шмеля» Римского-Корсакова
«Колыбельная Волховы» из оперы-былины «Садко» Н. Римского-Корсакова
Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки
Наглядно-методические пособия:
Портрет А.С.Пушкина.
Портрет Н.А. Римского-Корсакова.
Портрет М.И. Глинки
Репродукция картины Айвазовского
Репродукция картины М.А.Врубеля
Репродукция картины И. Билибина.
Плакат со словами песни «Сказочная страна»
Плакат со словами песни «Сказки гуляют по свету»
Текст «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина.
Плакат с кроссвордом
Проектор
ПрезантацииВиды музыкальной деятельности:
Слушание
Вокально-хоровая работа
Движение под музыку
Методы, используемые на уроке:
Метод музыкального обобщения.
Метод эмоциональной драматургии урока.
Метод звуковой и зрительной наглядности.
Метод систематичности.
Метод забегания вперёд и возвращения назад.
Тема 1 урока: А. С. Пушкин и музыка.
Вход под фонограмму песни «Сказочная страна» (по сказкам А.С.Пушкина) муз. Н. Михуткиной, слова В. Майоровой
Говорим о содержании, характере произведения.
Кто сочиняет сказки и каких авторов сказок вы знаете?
- О музе А.С.Пушкина - его няне, Арине Родионовне, с которой у него были искренние и душевные отношения. Пушкин крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, к ней обращённых.
- Вспомните произведение, посвящённое няне.
- Стихотворение «Зимний вечер».
- Правильно. Именно на это стихотворение был написан романс М.Яковлевым и русская народная песня. Исполним русскую народную песню.
Исполнение русской народной песни «Зимний вечер».
- Арина Родионовна не только пела Пушкину песни, но и рассказывала сказки. Она была великой сказочницей. Пушкин с её слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. Народную сказку «О царе Салтане» Пушкин впервые услышал от няни в годы Михайловской ссылки. И в одном из писем поэт пишет: «Что за прелесть эти сказки!- Каждая есть поэма!» И сегодня наш урок будет посвящён сказке А.С.Пушкина, получившей вторую жизнь в музыке.
Как начинаются сказки?
-А как начинаются музыкальные сказки? / Таинственно, завораживающе, торжественно./-Многие сказки Пушкина получили вторую жизнь в музыке русских композиторов М.И.Глинки, Н.А. Римского-Корсакова. В 1899г. Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта, перед гением которого Римский-Корсаков преклонялся.
-Сейчас мы с вами услышим, как могут начинаться музыкальные сказки-оперы.
Звучат Праздничные фанфары.
- Чем же открывается опера? сказка?
- Опера-сказка открывается праздничными фанфарами.
- Какой инструмент исполнял фанфары? /труба/
- Почему именно этот инструмент использует композитор.
- Труба со своим звонким голосом, как будто призывает: «Слушайте и смотрите! Сказка начинается» Так в старину перед началом ярмарочных представлений кричали зазывалы, привлекая народ к своим балаганам.
Сейчас мы с вами будем слушать вступление ко 2 д. оперы и ваша задача внимательно следить за развитием музыки и поэтического текста.
Слушание оркестрового вступления ко 2д. оперы.
- Что объединяет литературный текст и музыку? / Картина морской стихии./- Что изобразила музыка?/ Музыка изображает мерное движение волн, передаёт блеск звёзд на небе, плывущую по волнам бочку, плач царицы/
- Какие инструменты подчёркивают изобразительность музыкальных образов.
/ Рокот волн – мелодия струнных, то вздымается вверх, то снова падает.
Мерцание, блеск звёзд - звуки флейты, арфы, челесты.
Плывущая по волнам бочка - неуклюжая тема струнных, как будто «ворочается».
Стон и плач царицы - резкое звучание струнных и деревянных духовых инструментов./- Давайте попробуем движениями изобразить море /под музыку/
- Не только композиторы обращались к сказочным сюжетам, но и художники создавали свои живописные полотна к произведениям А.С.Пушкина.
Посмотрите, как с помощью красок художники И. Билибин и Айвазовский создал образ бушующего моря
Созвучна ли она с музыкой?
/Картина созвучна с музыкой своим настроением, тёмными красками, сюжетом./
- А если бы вы были художниками, какую бы вы картину нарисовали?
- В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три.
Назовите их, прочитайте отрывки из сказки.
- Чудо первое- белочка, чудо второе - тридцать три богатыря, чудо третье- царевна – Лебедь (дети зачитывают отрывки из сказки)
- Последней картине оперы предшествует симфоническое вступление, которое композитор назвал «Три чуда». И у каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а звуками.
Послушайте, как Римский-Корсаков изображает «Три чуда».
Слушание симфонической картины « Три чуда»
- Что вы услышали и представили?
Какое первое чудо?
- Трижды звучит трубная фанфара, извещая о чуде. Оркестр имитирует праздничный перезвон колоколов сказочного города Леденца с его «златоглавыми церквами, с теремами и садами» Первое чудо- белочка.
- Какую песенку поёт белочка, как она звучит?
Какие инструменты придают сказочный характер?
- Для характеристики белочки Римский-Корсаков использовал р.н.п. «Во саду ли, в огороде». Её присвистывает самый высокий инструмент оркестра - флейта-пиккало (маленькая флейта). Поочерёдное присоединение к флейте ксилофона и челесты придаёт ей сказочный характер.
Исполнение «Во саду ли, в огороде»
- Итак, мы с вами познакомились с первым чудом, а теперь послушаем и представим Второе чудо.
Слушание Чудо второе - тридцать три богатыря.
- Ребята, что вы представили, слушая музыку? Каков характер?
Послушайте внимательно. Как и кого, композитор изобразил в этом чуде?
Слушание. Чудо третье - прекрасная Царевна - Лебедь.
- Что вы представили, слушая Третье чудо?
Каков характер музыки?
Какие инструменты услышали?
- Музыка рисует чудесное превращение Лебедь-птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии, сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. В данном отрывке звучали струнные инструменты, напоминая человеческий голос, флейты, кларнеты, арфа. Тема Царевны-Лебедя создана из интонаций русских народных песен.
- Соответствует ли картина художника Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь» звучащей мелодии?
/И в музыке и на картине мы видим трогательный образ Царевны-Лебедя, слышим тоску.
В картине органически слиты воедино тонкая лирика, волнующая загадочность, сказочная фантастика./«Полёт шмеля» прозвучит в исполнении вашего одноклассника.
Говорим о характере произведения.
Учащиеся говорят, где звучит в опере этот номер.
Разучиваем песню «Сказочная страна» (по сказкам А.С.Пушкина)
Напоминаю, о том что мы входили в класс под это произведение.
знакомство с произведением
разучивание и ВХР: ансамблем, строем, дикцией, кантиленой, характером
- Чему же посвящён был наш урок? В музыке какого композитора сказки Пушкина получили вторую жизнь? Состоялась бы опера Римского-Корсакова, если бы не было сказки А. С. Пушкина?
Домашнее задание. Узнать и записать в свои тетради, какие сказки использовали в своих произведениях русские композиторы. Какие произведения мы слушали с вами раньше? Нарисовать, записать наиболее запомнившиеся фрагменты урока.
Выход под фонограмму песни «Сказки гуляют по свету»
Тема 2 урока: Сказки в творчестве русских композиторов
Вход в класс под фонограмму песни «Сказки гуляют по свету»
Как вы думаете, о чём пойдёт наш разговор сегодня?
Делимся впечатлениями о предыдущем уроке. Ответим на вопрос, какие сказки использовали в своих произведениях русские композиторы.
Звучит Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки /экспозиция/
Как вы думаете – эта музыка может быть написана по сказке?
Это вступление – Увертюра/объяснить это слово, записать на доске/ к опере «Руслан и Людмила»
Написал М. Глинка – русский композитор, творчество которого сравнивают с творчеством А.С. Пушкина
Это не совсем сказка – это поэма, написанная в стиле сказки А.С. Пушкиным «Руслан и Людмила».
Ребята рассказывают содержание произведения, о том, что здесь есть добрые герои и злые, есть и волшебство
Слушаем ещё раз.
«…Хоть зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает добро…»
Разучиваем песню «Сказки гуляют по свету»
Характер,
содержание,
исполнение ансамблем,
кантилена
Волшебство продолжается…
Звучит чудо третье - прекрасная Царевна – Лебедь из симфонической картины « Три чуда» Римского-Корсакова. Перед ребятами репродукция картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».
Ребята узнают произведение.
Кто автор оперы «Сказка о царе Салтане»
Послушаем одну из красивейших мелодий из оперы-былины «Садко» «Колыбельная Волховы»
Характер произведения, содержание
Чем похожи и в чём различие между прекрасной Царевной – Лебедь и Волховой.
Работаем над исполнением песни «Сказочная страна»
кантилена, исполнение в характере
Домашнее задание: нарисовать рисунки, сделать кроссворд по теме «Сказки в музыке»
Состоялись ли бы музыкальные произведения /оперы «Садко», «Руслан и Людмила», песни «Сказочная страна», «Сказки гуляют по свету»/, если бы не было литературы
Выход из класса под Песню «Сказки гуляют по свету».
Тема 3 урока: что мы знаем о сказках в музыке
Вход в класс под песню «Сказки гуляют по свету».
Рассматриваем работы детей, почему они выбрали данную тему, кто сделал кроссворды пробуем решить. В роли учителя выступает автор работы.
Я тоже приготовила домашнее задание, это кроссворд на тему «Сказки в музыке», звучит вступление к песне «Сказки гуляют по свету»
Когда мы разгадываем кроссворд, то слушаем или исполняем то произведение, где это слово (разгаданное) нам звучало, запомнилось.
1 1 2 3 5 2 3 4
5 6 6 7 7 8 9 8 9 10 По горизонтали:
Злая волшебница превратила его в куклу для раскалывания орехов. Есть такой балет.
Автор оперы «Руслан и Людмила».
Может заставить нас радоваться, грустить, мечтать… Всегда с нами.
Возлюбленная Руслана
Очень на проделки хитро
Боролся с Черномором и победил его
Музыкальное действие (сценическое), где все действующие лица выражают свои мысли и чувства движением.
Всегда побеждает в сказках
Дочь морского царя
Русский композитор, автор балета «Щелкунчик»
По вертикали:
Музыкальное действие (сценическое), где все действующие лица выражают свои мысли и чувства пением.
Злой волшебник. Вся сила у него в бороде
По его произведения написано много опер
Она может и летать и быть царевной. Третье чудо в опере «Сказка о царе Салтане»
В ней бывает волшебство. Добро всегда побеждает над злом.
Это определяет главную тему, содержание и смысл всей оперы. Композитор пишет музыку оперы по…
Действие этого произведения происходило в г. Новгороде
По этой сказке Прокофьев написал балет. Имя героини, которая потеряла туфельку.
О нём написана сказка, опера… Он царь.
Что бы стало с музыкой, если бы не было литературы?