Технологическая карта урока музыки в 4 классе Что за прелесть эти сказки! Три чуда.
4 класс урок музыки по программе Е.Критской, Г.Сергеевой и Т.ШмагинойРаздел: День, полный событий
Тема: Что за прелесть эти сказки! Три чуда.
Цель урока: создание дидактических условий для восприятия и осмысления поэтических образов из произведения А.С.Пушкина в музыке русского композитора Н.А. Римского-Корсакова на основе метапредметных связей музыки, литературы и живописи
Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний и способов действий
Проблема урока: существует ли музыкальная живопись?
Основное содержание темы, музыкальные понятия и термины: песенность, танцевальность, маршевость в музыке. Выразительность и изобразительность. Тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Музыкальный материал: вступление ко второму действию и симфоническая картина «Три чуда» из оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», песня «Зимняя сказка» муз.А.Усачёва сл.А.Пинегина, романс М.Яковлева на стихи А.Пушкина «Зимний вечер».
Образовательные ресурсы: учебник «Музыка» 4 класс УМК «Школы России» под редакцией Е.Критской, Г.Сергеевой и Т.Шмагиной, тематическая презентация в формате Power Point, таблицы для индивидуальной работы по анализу музыкального произведения
Этапы урока Ход урока
(деятельность учителя) Универсальные учебные действия Личностное развитие Формы контроля на уроке
Регулятивные Познавательные Коммуникативные 1. Мотивация к учебной деятельности
Организационный момент. Приветствия учителя
У. Прозвенел звонок и смолк, начинаем наш урок.
У.Предлагаю проверить свою готовность к уроку, не бояться наших уважаемых гостей, и получить удовольствие от встречи с музыкой и друг другом.
(Организует диалог с обуч-ся, направленный на повторение пройденного материала)
У.В начале нашего урока, предлагаю вам вспомнить музыкальные произведения, которые звучали у нас на прошлом уроке (слайд№1)
Обуч-ся:
проверяют готовность своего рабочего места, наличие учебных пособий Школьники работают с информацией на слайде, называют названия музыкальных произведений, достраивают логическую цепочку недостающих компонентов
Вывод: все произведения объединяют тема зимы, а также поэзия А.С.Пушкина Формулируют личную позицию и выражают её в устной речи Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, отвечают на приветствие Фронтальный.
2.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений при первичном
учебном действииУ.Сегодня мы вновь встретимся с творчеством великого поэта. Кому адресованы эти строки А.Пушкина:
«Наперсница волшебной старины … (стр 48 уч.) и
(Слайд № 2 -3)
Беседа о няне А.Пушкина с обуч-сяФормулирование познавательной цели, выделение той информации, которая уже известна школьникам, составление плана действий, определение темы урока «Что за прелесть эти сказки. Три чуда» Работа с презентацией и учебником. Определение темы урока обучающимися.
Размышляют сами о няне поэта, Арине Родионовне, её роли в судьбе поэта
выслушивают мнение одноклассников Интересуются темой нового урока Фронтальный.
Наблюдение
3. Выявление места и причины затруднений. Постановка учебной задачи. У.Итак, тему нашего урока сегодня, нам подсказал сам А.С.Пушкин.
-За что мы любим сказки?
-Чему они могут нас научить?
Работа с презентацией слайд №4-5
-Какие сказочные герои изображены на этом слайде?
-Можно ли подобное создать в музыке? Как музыкальная интонация помогает передать характер музыки? Какую интонацию мы с вами выберем для исполнения песни «Зимняя сказка»?
Определение проблемы урока:
существует ли музыкальная живопись?
Презентация слайды №4-5 - Рассматривают изображение на слайде.№4 и иллюстрацию в учебнике срт. 48
«Сказки Пушкина» с.Палех и используют их для решения учебной задачи:
-Называют сказочных героев, -Определяют жанр искусства, в котором эти герои воплощены живопись
(лаковая миниатюра) Высказываются на поставленные учителем вопросы, размышляют о высказывании Леонардо да Винчи, принимают проблему урока.
Исполняют всем классом песню «Зимняя сказка» А.Усачёва в характере, с выбранной в процессе обсуждения интонацией. Проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку и текст песни, взаимодействуют в процессе коллективного исполнения песни. Слушание.
Устный опрос.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
У. Среди композиторов, работавших в жанре сказки выделяется имя русского композитора Н.А.Римского-Корсакова .
-Посмотрите, какие герои его музыкальных сказок у нас в гостях?
-Вспомните, в какой из этих сказок есть «Три чуда». Ведь это тема нашего урока.
Работа со слайдом презентации №7 и таблицей для начальной школы «Симфонический оркестр». Дают определение оркестра в музыке, вспоминают группы его инструментов.
Знакомятся со сведениями о композиторе и его сочинениях, определяют в какой из музыкальных сказок Римского –Корсакова есть «Три чуда». Слушают и понимают речь учителя и одноклассников Развивают свой музыкальный кругозор, используют знаково-символические средства обучения Фронтальный
5. Первичное закрепление знаний и способов действий во внешней речи У.Итак, мы с вами пытаемся решить проблему урока, существует ли музыкальная живопись? Если она существует, как музыка может создавать свои «картины»?
Работа с индивидуальными картами
У. Внимательно вслушиваясь в музыкальную палитру оркестра
мы, попробуем определить музыкальные краски, использованные композитором. Каждый из вас имеет карту с изображением одного из трёх чудес. Внизу есть небольшая таблица, которую нужно будет заполнить после знакомства с музыкой. Овладевают навыками смыслового прочтения содержания «текста» музыкальных произведений.
Работают по рядам и индивидуально каждый в своём листке.
Определяют очерёдность звучания музыкального чуда, характер музыки и тембры музыкальных инструментов, заносят данные в таблицу. Работа с презентацией слайд №7
Знакомятся с тембром
музыкальным инструментом ЧЕЛЕСТА( в пер. с итальян.НЕБЕСНАЯ)
в музыке .Выстраивают диалог с учителем, Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Групповой и индивидуальный
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) У. Давайте, посмотрим, что у вас получилось. Какие музыкальные краски, вы услышали в музыке?
Решили ли мы с вами проблему урока? Осваивают способы решения творческого задания, приходят к заключению, что в музыке тоже существует своя живопись, создающая музыкальные картины тембрами инструментов, выразительными мелодиями и другими изобразительными средствами на примере музыки Н.Римского-Корсакова «Три чуда». Используют знаково-символические средства, осуществляют сравнение Сравнивают и обсуждают свои результаты с результатами одноклассников Испытывают чувство радости и удовольствия от сделанной работы Фронтальный
7.Домашнее задание Каждый из вас, дома, пусть раскрасит рисунок сказочного героя по своему желанию, подобрав понравившиеся краски и оттенки, в соответствии с услышанной сегодня на уроке музыкой. Приложение 1 Ноты песни «Зимняя сказка» муз.А.Усачёва сл.А.Пинегина
Приложение 2
«Три чуда» (три варианта для групповой и индивидуальной творческой работы по слуховому анализу музыкального произведения)
Симфоническая картина «Три чуда» из оперы Н.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»
В каком порядке появляется это «чудо» в сказке?
Отметь нужную цифру. Определи характер музыки. Выбери один из предложенных вариантов и отметь его знаком. Впиши названия музыкальных инструментов оркестра, звучащих в данном музыкальном фрагменте.
1 Маршевый 1.
2
Танцевальный 2.
3 Песенный 3.
Домашнее задание: подбери подходящую палитру красок и раскрась рисунок к сказке. Примечание: необходимо распечатать каждый вариант на отдельном листе разместив под рисунком таблицу