Сценарий внеклассного мероприятия «Что за прелесть эти сказки…» по творчеству А.С. Пушкина.


Сценарий внеклассного мероприятия
«Что за прелесть эти сказки…» по творчеству А.С. Пушкина.
2015 год, Республика Татарстан, г.Агрыз
Подготовила: библиотекарь МБОУ СОШ № 2 Михайлова Э.И.,
Возрастная категория: для учащихся 4 классов.
Цель:
- вызвать интерес к биографии и творчеству А.С.Пушкина;
- развивать внимание и память читателей;
- оттачивать вкус, чутьё к хорошему слогу и яркому образу;
- дать возможность проявить начитанность, стимулировать вдумчивое, внимательное чтение текста;
- закрепить навыки работы со справочной литературой;
- совершенствовать общие речевые навыки.
Форм урока: беседа, работа со справочной литературой.
Предварительная подготовка:
детям заранее даётся список сказок, которые они должны вспомнить;
предлагается познакомиться с биографией писателя;
ведущий – библиотекарь.
Оформление: Книжная выставка: «Путешествие в сказки Пушкина», выставка детских рисунков, экран, презентация, музыка.
Оборудование: На доске экран с презентацией, книжная выставка, аудио приложение к учебнику литературное чтение, листки А4, А3, сигнальные карточки.
В классе дети рассаживаются по командам: 4 команды по 7-8 человек.
1 слайд
Ведущий: Добрый день дорогие ребята. Каких русских писателей вы знаете? Посмотрите на экран, знаете ли вы этих писателей?
Игра «Назови писателя»
2 слайд
(На слайде портреты русских писателей. Дети называют фамилии и имена писателей, а также их произведения).Ведущий: Ребята, на экране портреты русских писателей. Кого из них вы знаете? С творчеством, которого из них вы знакомы? Какие произведения этих писателей вы знаете? Ответы учащихся.
Спасибо. Молодцы ребята!
Ведущий: Послушаем отрывок.
(Звучит аудио приложение к учебнику Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова УМК «ШКОЛА РОССИИ») Дети называют автора и из какой сказки этот отрывок.
Ведущий: Спасибо. Молодцы ребята!
Ведущий: Уважаемые, Вам всем 9-10 лет и вы все очень любите читать сказки. Наше сегодняшнее внеклассное мероприятие посвящено творчеству А.С. Пушкина.
Итак, задание. «Знаю. Хочу знать».
Что вы знаете о Пушкине и его сказках? Знаю.
Что хотели бы узнать? Хочу знать. /Технология развития критического мышления стадия осмысления «Знаю. Хочу знать. Узнал»/. Ответы учащихся.
Ведущий: Ребята давайте вспомним с вами сказки А.С. Пушкина.
Конкурс «Четвёртый лишний».
Каждой команде раздаются конверты с заданием.
В конверте названия 4 предметов или героев из какой-либо сказки. Нужно вспомнить сказку и определить, какой предмет или герой - лишний. А может быть, лишних нет?
Предметы из сказок:
1.Яблоко, зеркало, кусок хлеба, веретено - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
2.Невод, лодка, пряник печатный, корыто - «Сказка о рыбаке и рыбке»
3.Меч, орешки, лук и стрела, бочка – «Сказка о царе Салтане»
4.Мешок, ружьё, верёвка, палка - «Сказка о рыбаке и рыбке»
Герои из сказок:
1.Чернавка, богатырь, царица, Елисей – лишних нет «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
2.Гвидон, Бабариха, поп, Черномор - «Сказка о царе Салтане»
3.Звездочёт, салтан, Дадон, шамаханская царица - «Сказка о золотом петушке»
4.Бесёнок, заяц, лошадь, бес – лишних нет «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Ведущий: Послушаем ответы команд. Благодарим за ответы.
Ведущий: Конкурс «Доскажи словечко»
Ведущий читает начало фразы, учащиеся должны вспомнить её окончание.
1 команде:
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: … (Кири-ку-ку;
Царствуй, лёжа на боку!) «Сказка о золотом петушке»
2 команде:
Князь печально отвечает:
«Грусть - тоска меня съедает,
Одолела молодца: ….
(Видеть я б хотел отца») «Сказка о царе Салтане»
3 команде:
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла …
(И на терем набрела). «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
4 команде:
Помнишь, за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты испонишь, как свою.
Подари ж ты мне … (девицу, Шамаханскую царицу) «Сказка о золотом петушке»
Ведущий: Дорогие ребята, а теперь используя ваши знания, и пользуясь литературой с книжной выставки, каждая команда подготовит свою сказочную страничку по одной сказке А.С. Пушкина.
(Один человек из команды – капитан вытягивает название сказки, по которой команда будет делать страничку). «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Ведущий:
Объяснение: Ваша задача, используя литературу с книжной выставки подготовить сказочную страничку по данной вам сказке. Название сказки вы вытянули. Далее вы вспоминаете героев сказки, основную идею (идейный смысл), что хотел показать автор данной сказкой. Для более полного раскрытия темы можно нарисовать рисунок, изготовить аппликации, зачитать отрывок, подготовить инсценировку и тд. Так вы представляете и защищаете свою работу. Каждый из команды принимает участие в подготовке и защите вашей творческой работе.
Каждому в команде даётся посильная работа. Прежде решите, что вы будете делать и как. Какой вы представляете свою страничку, посоветуйтесь с командой. Правильно распределите обязанности каждого участника команды. Работать в команде вы умеете: кто хорошо рисует – пусть рисует, кто красиво пишет – пишет, кто хорошо говорит – участвует в инсценировке.
На подготовку вам даётся 10-12 минут не более. На защиту вашей творческой работы 2-3 минуты. Если у кого-то возникнет вопрос, трудности или что-то не понятно, поднимайте руку я подойду.
Дети работают. Тихо звучит музыка. Через 10-12 минут выступление команд.
Вопросы ведущего к выступающей команде. Вопросы других команд к выступающим.
Рефлексия.
Ведущий: Что узнали. /Технология развития критического мышления стадия осмысления «Знаю. Хочу знать. Узнал»/.
Заслушиваются ответы учащихся.
Чему научились. Что понравилось. Какие были трудности. Что нужно, чтобы больше знать. Выводы.
Сигнальные карточки: Красный – было интересно. Желтый – было скучно.
Ведущий: Благодарим всех за активное участие!
Самоанализ:
Это внеклассное мероприятие целесообразно проводить после изучения определённого автора для закрепления пройденного материала. В задании «Знаю. Хочу знать», дети вспоминали пройденный материал. Здесь учитель видит, как ребята используют свои знания. Во втором задании ребята готовят творческую работу, и здесь учитель видит самостоятельность учащихся и работу в группе, как они распределили обязанности по способностям или работу выполняли только 2 или 3 человека, то есть в данном задании мы видим самостоятельность учащихся и их способности, и работу в группе. Также данное мероприятие учит пользоваться учащихся дополнительной литературой, и учитель видит роль каждого ребёнка на мероприятии. Во время защиты работы также дети проявляют активность, показывают свою деятельность и способности к выступлению перед публикой. Видя работу каждого учащегося на занятии учитель может оценить работу каждого учащегося.
План-конспект
внеклассного мероприятия посвященному творчеству А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки…»
Возраст участников: 4 классы
Цель занятия: 
- художественно-эстетическое воспитание детей, приобщение к чтению художественной литературы, а также заинтересовать детей творчеством
А.С. Пушкина;
- способствовать формированию навыков работы со справочным материалом и получение новых знаний.
Планируемые результаты:

Предметные:
- научатся исследовательским навыкам, умения самостоятельно добывать новую информацию;
- научатся организовывать совместный труд.
Метапредметные:
Регулятивные:
-контролируют и оценивают свои действия при работе с наглядным, словесно – образным и словесно – логическим материалом при сотрудничестве с ведущим, одноклассниками.
- контролируют время во время организации своей деятельности;
Познавательные:
-используют общие приёмы решения учебных задач;
Коммуникативные:
- договариваются о распределении функции и ролей в совместной деятельности;
- строят монологическое высказывание.
Личностные:
- принимают образ ученика - патриота;
- осознают значение учебной деятельности.
Предварительная подготовка.
1.Организационно-мотивационный этап.
Ведущий:
1.Подготовка заданий и презентаций по теме.
2.Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
3.Создаёт эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Учащиеся:
1.Перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний;
Содержание деятельности учащихся: Беседа
2.Постановка учебной задачи.
Целеполагание.
Ведущий:
1.Создаёт проблемную ситуацию, организовывает погружение в проблему. 2.Организует формулировку темы и постановку цели мероприятия учащимися, используя презентацию. Подводит к ранее изученным знаниям по данной теме.
Учащиеся:
1.Самостоятельно формулируют цель урока после предварительного прослушивания отрывка из произведения. Вспоминают то, что они знают по творчеству автора.
Содержание деятельности учащихся:
Определение целей и задач занятия.
3.Поиск решения проблемы.
Ведущий:
1. Раздаёт групповые задания, приготовленные для учащихся.
2.Организует учебное взаимодействие учеников (группы), напоминает учащимся правила общения в группе. Предлагает самостоятельно детям распределить обязанности в группах.
3.Помогает детям правильно организовать дискуссию в группах.
4.Организует групповое обсуждение. Контролирует выполнение работы, осуществляет индивидуальный контроль, сопровождающий фоновой заставкой, музыкальной композицией.
Учащиеся:
1.Ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают материал необходимый для решения учебной задачи.
2. Доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в письменной речи и художественной; высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать; слушают других, задают вопросы и пытаются принять другую точку зрения.
Содержание деятельности учащихся:
Групповая работа. Работа в парах. Проверка и оценка работ. Самоконтроль.
4.Этап решения проблемных задач.
Ведущий:
1.Организует коллективную проверку творческих работ с учащимися.
Учащиеся:
1.Ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают материал необходимый для решения учебной задачи, индивидуальные задания, извлекают информацию, представленную в разных формах.
2.Доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в письменной речи и художественной; высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать; слушают других, задают вопросы и пытаются принять другую точку зрения.
3.Работают по собственному плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя
4.Осуществляют работу по выполнению отдельных операций, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
5.Осознанно строят речевые высказывания.
6.Определяют степень успешности выполнения своей работы и работы другой группы.
5.Этап подведения итогов учебной деятельности.
Рефлексия.
Ведущий:
1.Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся, опираясь на выполненную работу групп.
Учащиеся:
Осуществляют самоконтроль.
Выводы.
Задание командам.
Ваша цель ребята:
1.Найти материал по данной вам теме
2.По примерному плану в задании подготовить своё выступление
3.Оформить свою работу на листе А3 сказочная страничка «Что за прелесть это сказки…» (по творчеству А.С.Пушкина);
4.Выступить перед классом со своим проектом
5.На подготовку проекта даётся 10-12 минут, на защиту 2-3 минуты.
6.При выполнении работы использовать:
- свои знания, умения, навыки
- справочную литературу
- литературу с книжной выставки
- ноутбук с выходом в интернет
Работа выполняется на бумаге формата А3, для оформления рекомендуется использовать: клей, цветную бумагу, фломастеры, акварель, гуашь, карандаши, кисточки, ножницы.Тема1:Сказка о рыбаке и рыбке.
Тема2: Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
Тема3: Сказка о золотом петушке.
Тема4: Сказка о попе и о работнике его Балде.
Каждая команда представляет свою сказку: главных её героев, идейный смысл (что хотел показать автор этой сказкой), о чём ваша сказка? Какие человеческие качества она проверяет: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, зависть, жестокость, доверчивость, находчивость, хитрость, жадность, простодушие…рисунок или иллюстрации по данной сказке, можно зачитать или процитировать текст, по желанию, инсценировать отрывок.
Время для подготовки 12 минут.
Выступление 3 минуты с оформленной страничкой «Что за прелесть это сказки…».
Список использованной литературы.
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; Под ред.: Асмолова А.Г..- 5–е изд.-М.: Просвещение, 2014.-152с.
2.Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формируем универсальные учебные действия: - Волгоград: Учитель, 2014.-99с.
3.Крук Н.В., Котомцева И.В. Библиотечные уроки по чтению. Сценарии.1-9 классы.1-9 классы.ч1. 1-4 классы.- М.: Русская библиотечная ассоциация, 2010.- 503с.
4.Мухина С.А., Соловьёва А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. - Ростов-на-Дону: Феникс,2004.-384с.,- (Среднее профес-сиональное образование).
5.Попова Г. П. Классные часы. Волгоград: Учитель, 2008.- 287с.
6.Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителя.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014.- 56с.: ил.- (Работаем по новым стандартам).
Список использованных сайтов интернета
1september.ru «Фестиваль педагогических идей».
Infourok.ru.