Исследовательский проект Что за прелесть эти сказки
Региональная научно-практическая конференция обучающихся
«К вершинам знаний – 2016»
Секция: «Мастерская Знайки, филология.
Тема: «Что за прелесть эти сказки…»
Автор: Самсонова Елизавета Олеговна, 2 класс
Научный руководитель: Климова Татьяна Владимировна
Место выполнения: МБОУ «Гимназия №11 г. Ельца»
2016
Содержание
1. Актуальность темы
2. Теоретическая часть:
- «рождение» сказки
- что означает слово «сказка»
- пословицы и поговорки о сказках
- «сказка – ложь, да в ней … урок»
- сказочные герои
- виды сказок
3. Практическая часть:
- опрос одноклассников: «Какие сказки ты любишь?»
- опрос взрослых: «Назовите виды сказок»
- сочинение сказки
Объект исследования: сказка в жизни человека.
Методы исследования:
- анализ информации по теме,
- опрос одноклассников и родителей,
- творческий эксперимент (сочинение сказки)
Задачи:
- изучить виды сказок,
- узнать, чему учат сказки,
- охарактеризовать сказочных героев,
- придумать новую сказку
Проблемные вопросы:
1. Зачем нужны сказки?
2. Как «рождается» сказка?
Гипотеза: сказки сочинять легко.
Актуальность темы
Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Сказка – это древний жанр устного народнопоэтического творчества, Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Как и всё народное искусство, сказка глубоко национальна, но большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира.
Если подобрать к слову «сказка» однокоренные слова, в определённой степени раскрывается его смысл: сказка – рассказывать – сказывать. По сути, сказка – то, что рассказывается, устный рассказ о чём-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то, что она всегда ориентирована на вымысел. Незнание сказок как один существенный недостаток воспитания расценивал А.С.Пушкин: «Слушаю сказки – и вознаграждаю те недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма».
Сказки – это волшебный мир, в котором детям, зачастую, хочется оказаться. Сказка – это чудо!
Теоретическая часть
Сказка появилась много веков назад, когда люди ещё не умели читать и писать. Кто-то придумывал историю и рассказывал её своему ребёнку для развлечения или другому человеку, а тот ещё кому-нибудь. Самые интересные истории запоминались и пересказывались из поколения в поколение. Так появились народные сказки. Они рождались из народных традиций, ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни. Впервые сказки были записаны в XVI веке, а собирать и изучать их начали только в XIX веке. У авторских сказок есть авторы – писатели-сказочники: Ш.Перро, Г.-Х. Андерсен, братья Гримм, А.С.Пушкин, В.Одоевский и многие другие. Сказки сочиняют люди с добрым сердцем и чистой душой. Они придумывают истории, где царит добро, чтобы передать детям мудрость и подарить радость. Сказка – это произведение, основанное на личной фантазии или идеи автора. Главная тема сказок – это борьба добра со злом.
Сказка – это вымышленный рассказ, небывалая
повесть, сказание.
(В.И.Даль. Толковый словарь русского языка)
Сказка – произведение с придуманными персонажами и волшебством, с вымышлено-фантастическим сюжетом. Это выдуманный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях, излагаемый с целью развлечения и объяснения, что такое добро, а что зло.
Сказка – это один из основных жанров устного
народного творчества.
(Литературный словарь)
Сказка – один из жанров фольклора, либо литературы. Бывает авторской и народной. Как правило, это произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом, рассчитано на детей.
Пословицы и поговорки утверждают:
- Быль за сказкой не угонится.
- Всякая прибаутка в сказке хороша.
- Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
- Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
- Не дочитав сказки, не кидай указки!
- Сказка-складка: послушать сладко.
- Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
- Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.
- Хороша сказка, да последняя.
- Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
- Слушая сказку, вопросов не задают.
Сказки учат тому, что добро всегда побеждает зло, а для этого надо быть храбрым, умным, честным, сообразительным, добрым. Сказки осуждают такие свойства человеческого характера, как лень, жадность, упрямство, трусость, зависть. И напротив, одобряют трудолюбие, верность, смелость.
Читатели учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять, где хорошо, где плохо. Сказка учит, как правильно поступать в разных жизненных ситуациях, учит помогать преодолевать трудности.
Например, сказка «Теремок» учит гостеприимству и дружбе, а «Репка» - тому, что общими усилиями можно справиться с трудным делом. Прочитав сказку «Морозко», становится понятно, что скромность, доброта, трудолюбие вознаграждаются, а зло, зависть и лень наказываются. К беде приводят непослушание и эгоизм в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Сказочные герои бывают добрые и злые. Обсуждая их, мы выяснили, что многим мальчикам нравятся Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич, потому что они сильные, добрые и борются со злом, защищая свою Родину и народ от врага. Девочки назвали Золушку и Красную Шапочку, потому что они красивые, добрые, заботливые, трудолюбивые. Или Снегурочку – символ женской нежности, светлой души и чистоты. Один из привлекающих внимание героев – это Морозко, он нравится за доброту и справедливость, как и Золотая рыбка А.С.Пушкина или Мойдодыр К.И.Чуковского. Некоторым детям нравится Баба Яга, потому что она не всегда злая, может быть и доброй, помогая героям сказки справиться со злыми силами.
Сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.
Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Она имеет мифологическое происхождение: в ней находят отражение различные представления древнего человека:
-тотемические (некоторые герои рождаются от животных или превращаются в них),
-анимистические (олицетворяются, например, водная стихия, Солнце, Месяц. Или наоборот, герои превращаются в камни),
-магические (волшебное зелье, волшебное слово)
Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической (от слова новелла). Появилась она гораздо позднее волшебной. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей. Положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.
Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк – жаден.
Практическая часть
1. Опрос класса показал, что из 27 учеников волшебные сказки любят 14 человек, бытовые – 3, а о животных -10. (Приложение 1)
\s
Большинству интересно читать волшебные сказки, потому что в них описывается чудесный мир и фантастические превращения. Увлекательные превращения, феи и добрые волшебники дарят много позитива. Можно представить себя принцессой в красивом платье, феей с волшебной палочкой, Синей птицей, парящей в небе, или бороться с Кощеем Бессмертным. Волшебные сказки – это мир фантазии.
Бытовые сказки нравятся тем, кто не верит в магию, им нравится, что всё по-настоящему, персонажи – обыкновенные люди, добрые и злые, чуткие и равнодушные, жадные и щедрые. Учат эти сказки уму и сообразительности самого человека, который без всякого волшебства может одолеть любую беду.
Многие дети любят животных, считают их своими друзьями, поэтому им нравятся сказки о животных, об их преданности и верности.
2. Опросив 50 взрослых, выяснили, что большинство из них различают сказки народные и авторские – 42 человека.
\s
А вот назвать виды сказок по их содержание многие не смогли:
- из 50 опрошенных все 3 вида сказок (волшебные, бытовые и о животных) назвали только 14 человек,
- 2 вида (волшебные сказки и о животных) знают 18 человек,
- 1 вид (волшебные сказки или о животных) назвали 12 человек,
- не назвали ни одного вида сказок – 6 человек
\s
(Приложение 2)
3. Весь наш класс участвовал в сочинении сказки. Мы определили, о чём будет сказка, составили план и постепенно работали по каждой его части: придумывали каждый свою историю, выслушивали всех, выбирали лучшую, продолжали её, выбирали лучшее продолжение и так далее. В конце работы выполнили иллюстрации.
(Приложение 3)
Выводы:
1.Сказки учат отличать добро от зла, правду ото лжи, дают детям первые понятия о справедливости, совести, чести, благородстве и заслуженном наказании.
2.Сказки заставляют любить окружающий мир.
3.Русские народные сказки знакомят с историей России, русской культурой, обычаями.
4.Наша гипотеза не подтвердилась: сказки сочинять нелегко, приходится переделывать работу по нескольку раз, выбирая лучший вариант.
Информационные ресурсы:
1. Родная речь. Учебник для учащихся начальной школы. В 3 кн. Кн. 2, ч.1. Составитель М.В.Голованова и др. – 10 изд. – М.: Просвещение, 2003г.
2. Русские народные сказки – Ярославское книжное издательство, 1955 г.
3. Хрестоматия по литературе для 1–4 классов. Издание 2-е, переработанное. Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 1998.- 576 с.
4. http://www.licey.net/lit/slovar/skazka5. http://udivi.li/2015/05/15/a927/Приложение 1.
- Какие сказки вы больше любите читать (подчеркните):
Волшебные
Бытовые
О животных
Приложение 2.
- Назовите типы сказок в зависимости от их автора
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Назовите виды сказок по их содержанию
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3.
Сказка
Волшебная книга.
И не в царстве, и не в государстве, а в одном небольшом городе в самой обычной школе жил-был Иван, ученик второго класса. Однажды он шёл из школы домой и увидел большого красивого кота. Иван хотел его погладить, но кот побежал прочь. Мальчик – за ним и не заметил, как очутился в лесу. Вдруг кот остановился и заговорил:
- Ваня, научи меня читать. Мне очень нужно узнать тайну, которая написана в Волшебной книге.
Ваня удивился, что кот разговаривает, но тот его успокоил:
- Ваня, это сказочный лес, а в сказке всё бывает.
И кот рассказал Ване, что на самом деле он не кот, а обычный мальчик Коля. Год назад он был первоклассником, но очень не любил учиться, особенно читать и писать. Потому сам не может прочитать заклинание в Волшебной книге – не научился читать, да и проучился он в первом классе недолго, всего один месяц.
Однажды он играл с ребятами в футбол во дворе, стукнул по мячу изо всех сил, но попал не в ворота, а в проходившую мимо старушку. Она упала, а Ваня начал над ней смеяться и не заметил, как смех превратился в мяуканье, а сам он – в кота. Старушка легко поднялась на ноги, схватила кота и исчезла. Оказалось, что это была Баба Яга. С тех пор кот ей служит в её избушке на курьих ножках.
Только когда она куда-нибудь улетает по своим делам, он тайком бегает в город посмотреть на горюющих маму и папу. Ведь они до сих пор не знают, куда он пропал, и надеются его найти. За год службы у Бабы Яги он узнал, что может опять стать мальчиком, если прочитает заклинание в Волшебной книге, что лежит в сундуке у Бабы Яги.
Ваня согласился помочь коту. И вот отправились они в самую чащу леса. Обошли три раза вокруг старой обгоревшей сосны, и появилась перед ними избушка на курьих ножках.
- А теперь, Ваня, - говорит кот, - идём тихо, осторожно, чтобы не разбудить избушку, а то она своим кудахтаньем накличет Бабу Ягу.
Со всей осторожностью, на цыпочках, пробрались они в избушку. Стал Иван оглядываться вокруг, всё рассматривать, а кот говорит:
- Не время, Ваня, скоро Баба Яга вернётся, давай книгу быстрее достанем.
Подошёл Иван к сундуку, открыл крышку и достал книгу. Книга оказалась необычная, в серебряном переплёте, разукрашенном какими-то непонятными узорами. Хотел Ваня её открыть, а ничего не получается, как будто листы соединила неведомая сила. Вдвоём с котом попытались они открыть книгу – ничего не выходит. Да только выскользнула книга из рук Ивана и с таким грохотом упала на пол, что встрепенулась избушка, затопала курьими ножками и закудахтала на весь лес.
- Ох, Ваня, - испугался кот, - надо скорее бежать отсюда, сейчас налетит Баба Яга. Ничего, видно, у меня не получится, быть мне котом всегда.
- Не горюй, Коля, бежим, но книгу с собой захватим, что-нибудь да придумаем.
Бросились они бежать. А вокруг лес шумит, ветер тучи гонит, ветки да сучья им бежать мешают.
Наконец всё стихло. Присели они отдохнуть да оглядеться, где очутились. Вокруг лес, ни тропок, ни дорог не видать. Достал Ваня книгу, снова стал пытаться её открыть, и снова ничего не получается.
- День добрый вам, ребятки, - вдруг услышали они голос.
Видят, стоит перед ними старичок-лесовичок с тяжёлой вязанкой дров. Иван вскочил, помог дедушке снять вязанку. Присел старичок с ними передохнуть и говорит:
- Ох, и необычная у вас, ребятки, книга, да не прочитать её вам. Замок на неё наложил Кощей Бессмертный, только он тот замок и снять может.
Опечалился кот, а Ваня говорит:
- Что ж, делать нечего, придётся найти Кощея, чтобы открыть книгу, надо помочь Коле.
И рассказал Ваня старичку о беде кота. Долго ли, коротко ли, но пришло время идти им дальше. Вот Иван и предложил старичку:
- Давайте вязанку, я вам её донесу, а потом уж мы с Колей отправимся искать Кощея.
Так и дошли они до избушки старичка-лесовичка. А на прощание подаёт им клубочек и говорит:
- Этот клубочек волшебный, покажет он вам дорогу в царство Кощеево. Да только охраняет замок Змей Горыныч, но победить его можно с помощью трёх волшебных шаров. Вот вам они в награду за помощь.
Взял Ваня три шара и пошли они с котом за клубочком, который вился-катился между деревьями без всяких тропок и дорог.
Долго ли, коротко ли шли друзья, да времени зря не теряли. Учил Ваня кота грамоте. Оказался Коля прилежным учеником, и буквы все запомнил, и начал слоги складывать в слова.
Вот остановился клубочек у чёрной горы, и увидели они Змея Горыныча. Но и Змей Горыныч их увидел, все три головы свои пасти раскрыли, огнём заполыхали. Достал Иван один шар и кинул в Змея – одна голова с плеч долой. Кинул второй – и другой головы не стало. Мальчик размахнулся в третий раз, и Горыныч взмолился о пощаде:
- Не убивай, Ваня, меня, стар я стал и никому не нужен. Стану я вам верным другом и помощником.
Иван пощадил Змея, так у друзей появился надёжный союзник. Отодвинул Змей Горыныч чёрный камень у чёрной горы, и открылся вход в пещеру:
- Это и есть Кощеево царство, ступайте, да только там я вам помочь не смогу, нет для меня туда хода.
Делать нечего, пошли Ваня с котом одни. Видят – светло в пещере, стены блестят-переливаются золотыми и серебряными отсветами, а с высокого свода освещают всё вокруг свивающие загадочные кристаллы. Пол выложен разноцветными камнями, как яркий ковёр. А посреди пещеры стоит трон, на котором восседает сам Кощей Бессмертный:
- Кто это в моё царство пробрался и по какой такой надобности?
Рассказали ему Ваня с котом о беде. Усмехнулся Кощей:
- Что ж, ладно, помню я эту книгу. Скучно мне. Вот отгадаете мои загадки, тогда открою замок. Ответьте, что вкуснее всего на свете?
Стали Иван и кот думать. Кот сказал, что молоко. Засмеялся Кощей, а Ваня перебивает:
- Нет, самое вкусное – это вода, без неё нет жизни.
Согласился Кощей с ним, задаёт следующий вопрос:
- Что мягче всего на свете?
- Мягче всего рука, - отвечает Иван. – На какой бы подушке человек ни спал, а всё под голову руку кладёт.
- Что ж, - засмеялся Кощей, - то были лёгкие загадки, а сейчас будет сложная. Что сильнее всего на свете?
Задумался Иван, а кот говорит:
- Сильнее всего на свете знания, без них не прожить человеком.
Огорчился Кощей, что все загадки его разгадали, да делать нечего, пришлось снять замок с Волшебной книги. Дотронулся он до переплёта, книга сама и раскрылась на нужной странице. Медленно, по слогам, но прочитал кот нужные слова. Зашелестела Волшебная книга страницами и захлопнулась, а пред Ваней стоял уже мальчик Коля.
- Всё, желание ваше исполнилось, - говорит Кощей, - возвращайтесь домой. Да только Волшебную книгу я вам не отдам. Сила в ней большая, а знаний у вас пока маловато, как бы беда не случилась.
И в ту же секунду Ваня и Коля очутились у чёрной горы. Чёрный камень уже закрыл вход в пещеру, а Змей Горыныч радостно встречал их живыми и невредимыми:
- Садитесь на меня, я вам помогу из леса выбраться.
Сели мальчики на Змея, взмахнул он крыльями и почти в ту же минуту уже опустился на опушке.
- Дальше в город мне нельзя, - говорит, - сами доберётесь. А пока прощайте, может, когда ещё и свидимся.
Отправились Ваня и Коля в город. Дорогой немного погоревали, что Волшебную книгу у них отобрали, но сразу забыли про свои огорчения, как только оказались дома. Родители Коли так были счастливы, что мальчик и думать забыл про свои горести. А Ваню бабушка встретила остывшим обедом и попросила больше не гулять так долго.
А через некоторое время мальчики снова встретились в школе во втором классе.