Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»


МОБУ Лицей № 1 с. Мишкино

Разработка открытого урока
Тема: «Что за прелесть, эти сказки!»
(урок-игра по сказкам А. С. Пушкина)
Класс: 5
Учитель: Ветлина Екатерина Вениаминовна

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.
«Что за прелесть, эти сказки!»
Цели:
Обобщение знаний учащихся о сказках А.С. Пушкина.
Развитие творческого воображения учащихся.
Воспитание добродушного отношения к окружающему.
Оформление:
Портрет Пушкина
Выставка книг
Иллюстрации учащихся к сказкам.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.
(Пословица)
Ход урока
Слово учителя
Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки А. С. Пушкина. (Обращается к портрету поэта) Наш урок называется «Что за прелесть, эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна.
Кто такая была Арина Родионовна?
Как её фамилия?
С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.
Вот как он вспоминал её после:
… в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в Михайловское.
Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно.»
Ученик читает «Зимний вечер»
От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь
Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.
Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург:
«Любезный мой друг Александр Сергеевич… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю.»
Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне»
Ученица читает стихотворение «Няне»
А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах
Учитель читает стихотворение:
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светелке – теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И пеня русская, старинная
Его, младенца, пеленала…
Когда я в бронзе вижу Пушкина,
Стоящего в плаще крылатом,
Живое личико старушкино
Всегда мне видится с ним рядом,
Трудилась, господа не гневала,
Жила, как все. Вставала рано.
Но без неё, быть может, не было б
У нас Людмилы и Руслана.
Хотя о нас она не грезила,
Когда с хитринкой, по-крестьянски,
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки.
Водила в сутолоке рыночной
На праздники народных зрелищ,
В душе звала сынком, кровиночкой,
А вслух – лишь Александр Сергеевич.
С ним вы, Арина Родионовна,
В веках остались неразлучно.
Святое слово – слово «родина»
Так с вашим именем созвучно.
Желание запечатлеть образы, навеянные сказками Пушкина, рождалось и у композиторов, и у художников. Композитор Римский-Корсаков создал две оперы на сюжеты сказок Пушкина: "Сказка о царе Салтане..." и "Золотой петушок".
Послушайте отрывок из оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на сюжет А.С.Пушкина.
-Какую картину нарисовало ваше воображение, слушая эту музыку?
А художник Врубель, слушая оперу "Сказка о царе Салтане...", написал удивительно красивую картину "Царевна-Лебедь". (показать картину Врубеля)
–Чем отличается и схоже ваше представление и Врубеля о царевне –лебеде?
–Что роднит картину М.Врубеля и сказку А.С. Пушкина?
Другие художники представили царевну лебедь иначе…
По сказкам Пушкина сняты фильмы и мультфильмы. Сейчас я предлагаю вам просмотреть отрывок из мультфильма, снятого по мотивам сказки Александра Сергеевича. А вы догадайтесь, какая это сказка.
Просмотр мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде».
- Что это за сказка?
А сейчас проверим, насколько вы хорошо знаете сказки Пушкина.
За каждый правильный ответ вы получите жетон.
1.Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (тридцать лет и три года)
2.Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)
3.Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)
4.Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)
5.Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде»)
6.Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
7.Как долго нёс бесёнок Кобылу?(2 шага шагнул, на 3 упал)
8.Сколько времени сидел смирно петушок? (год)
9.На что понадеялся поп , услышав от Балды «В год 3 щелка тебе по лбу»(Авось)
10.Какие желания старухи исполнила золотая рыбка? (новое корыто, избу, сделала старуху столбовою дворянкой, царицей)
11.Что предлагает царь Дадон звездочёту вместо Шамаханской царицы? (казну, чин боярский, коня с конюшней царской, полцарства)
12.В кого превращался Гвидон? (в комара,муху, шмеля)
13.С кем творили зло ткачиха с поварихой? ( с сватьей бабой Бабарихой)
14.Под каким деревом грызла орешки белка? (ПОД ЕЛЬЮ.)
15. На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (НА ОСТРОВЕ БУЯНЕ.)
16. Кем оборотился Гвидон в первый раз, когда полетел к отцу? (КОМАР)
17. Назовите ядро золотого ореха. (ИЗУМРУД.)
18. Назовите имя царя из «Сказки о золотом петушке.»(Дадон)
19. Как звали пса из «Сказки о мертвой царевне.» (Соколко)
Конкурс второй – Сказочный предмет.
Я по очереди для каждой команды выну из коробки предмет. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»
Орех – «Сказка о царе Салтане»
Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»
Мешок – «Сказка о золотом петушке»
Прялка – «Сказка о рыбаке и рыбке».
А теперь мы с вами посмотрим инсценировку из сказки Пушкина, которую поставили девочки. А вы догадайтесь, что это за сказка?
Инсценировка «Сказки о Царе Салтане…»
Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны, посоревновались, и в выигрыше сегодня все.
6.Кто это?
1)Около царя сидят
Злыми жабами глядят (Ткачиха, повариха с Бабарихой)
2)Без шеломов и без лат,
Оба мёртвые лежат,
Меч вонзили друг во друга (Сыновья Дадона)
3)И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала (Царевна)
4)А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит (Царевна-лебедь)
5)В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на ней кичка.
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни. (Старуха)
6)Вдруг в толпе увидел он:
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец. (Мудрец-звездочёт)
7)Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит (Балда)
Центон-произведение, составленное из отрывков и строк, собранных из различных произведений одного и того же автора.
Слово «центон» произошло от латинского названия покрывала, сшитого из разноцветных кусков.
1)Царь слезами залился
Обнимает он царицу
И сынка , и молодицу
И садились все за стол,
И весёлый пир пошёл
А царица вдруг пропала
Будто вовсе не бывала» («Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке»
2)Час обеда приближался
Топот по двору раздался
Входят семь богатырей.
Семь румяных усачей.
Все красавцы удалые
Великаны молодые
Все равны как на подбор
С ними дядька Черномор («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,« Сказка о царе Салтане...»
3)Раз он в море закинул невод,-
Пришёл невод с травой морскою
В третий раз закинул он невод,
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, -золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи , что за меня
Есть не будешь ты три дня. («Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о царе Салтане...»
4)Царь Дадон к шатру спешит...
Что за страшная картина!
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов. («Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях»)
Из одной ли сказки
Царь Дадон и шамаханская царица? (да)
Царевна Лебедь и семь богатырей? (нет)
Королевич Елисей и мертвая царевна? (да)
Князь Гвидон и злая мачеха?(нет)
Попадья и золотая рыбка? (нет)
Царь Салтан и 33 богатыря? (да)
Итоги урока.
Учитель: Что нового вы открыли для себя на уроке? Что запомнилось?
Часто сказки заканчиваются словами: Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Как вы понимаете это выражение?
Сказка – это вымысел, но в ней есть намек на правду жизни, который нужно уловить. Прежде всего, из сказки мы должны извлечь урок: добро побеждает зло. И в жизни нужно к этому стремиться.
Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны, посоревновались, и в выигрыше сегодня все.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
Домашнее задание.
Написать сочинение на тему: «Что за прелесть эти сказки» по сказкам Пушкина.