Доклад на тему: Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий в условиях ФГОС


Начало педсовета
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.
На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Основное противоречие современной системы образования — - это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения обучающимися.
В связи с введением ФГОС ООО тема стала актуальной для многих учителей. Учителя начальных классов волнуются за то, как оценивают результаты их труда предметники, а те в свою очередь начинают свой путь по освоению стандартов второго поколения. Я же встретила этот новый учебный год в позитивном настрое. Настрой у меня был боевой. Поэтому в начале дискуссии хочу прочесть переделанные отрывки из поэмы Маяковского Владимир Ильич Ленин.
Педагогическому совету посвящаю
Время.Начинаюпро новые стандарты рассказ.Но не потому,что деланету более -времяпотому,что ФГОС для насстал ясноюосознанною болью.Время,сноватехнологические карты внедрять!Нам лирастекатьсяслезной лужею.Системно-деятельностный подходсейчас -наше знанье,силаи оружие.
В этом году у нас в 5 классе 1 час биологии.
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, т.е. сформированные на конкретном материале какого-либо предмета, они могут быть использованы при изучении других предметов. Каждый учебный предмет имеет различные возможности для формирования УУД, которые определяются, в первую очередь, функцией этого предмета и его содержанием.
Для формирования УУД можно предложить следующие варианты заданий, которые могут использоваться на различных этапах урока, в том числе включаться в контрольные материалы.
Личностные универсальные учебные действия.
Цель: раскрыть личные качества учащихся.
Задание 1.
При изучении темы «Развитие насекомых» учащимся предлагается послушать притчу о бабочке (текс читается с остановкой, учащимся задаются вопросы, а затем дочитывается до конца).
Притча о бабочке.
Один человек нашёл кокон с бабочкой. И однажды, когда в этом коконе появилась небольшое отверстие, человек стал наблюдать за тем, как бабочка с трудом пытается высвободить своё тело через это небольшое отверстие. Вдруг показалось, что бабочка остановилась и что дальше движения уже не будет. И человек решил помочь бабочке. Он взял ножницы и разрезал кокон. (остановка) Как вы думаете, что произошло дальше? (учащиеся высказывают свои предположения).
Бабочка оказалась на свободе. Но происходило странное. У бабочки было припухшее тело и сморщенные крылья. Человек продолжал наблюдать за бабочкой, ожидая, что крылья раскроются и смогут поддерживать её тело, которое со временем обретёт правильную форму.
Но этого не произошло. Бабочка провела остаток своей жизни, ползая с распухшим телом и деформированными крыльями. Она так и не смогла взлететь. (остановка) Как вы думаете, почему бабочка не смогла летать? В чём философский смысл этой притчи? 
Человек в своем поспешном стремлении помочь не понял, что преодоление препятствия в виде кокона, и усилия, которые прикладывала бабочка, продираясь через отверстие в коконе было необходимо ей для того, чтобы укрепить её крылья и тело, чтоб она была готова к полёту, как только освободится от кокона.
Иной раз преодоление трудностей это именно то, что нам необходимо в определённые жизненные моменты.
Не будь в нашей жизни препятствий – мы были бы слабыми и не имели бы той силы, которую всегда хотели иметь. И никогда бы не смогли летать.
Задание 2.
Цель: развить творческие способности.
При изучении темы «Царства органического мира» (5 класс) предложить учащимся продолжить  сказку.
Продолжи сказку. В некотором государстве, в некотором царстве «Растения» жили - были организмы, которые отличались от своих соседей-животных. Все у них было по-своему…
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Задание 1.Вся учебная деятельность лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие ребенка, если у него будет свой собственный опыт общения с природой, если они сами посчитают количество хвоинок у сосны кедровой, рассмотрят строение ромашки или понаблюдают за белкой, а может просто посмотрят на солнце и подышат свежим воздухом.
На экскурсии можно развивать коммуникативные УУД. Работу можно проводить в группах и индивидуально. Получая задания перед выходом на экскурсию, дети  распределяют обязанности: фотографа, художника, метеоролога, ботаника. Интересно проходят экскурсии в природу, если детям самим удается обнаружить, сфотографировать, зарисовать объект, сравнить его с другим. Иногда увиденное на экскурсии может стать темой исследовательской работы. Например: «Исследование древесных метаморфозов на экологической тропе «Окрестности п. Ерик» или «Изучение видового разнообразия флоры п. Ерик».
При работе в группе, ребята учатся слушать собеседника, учитывать мнение одноклассников, для получения результата.
Задание 2.
При изучении темы «Природные зоны» (5 класс).
Разделитесь на  группы по 4 человека (1и2парта). Составьте вместе кроссворд из 10 слов на тему «Природные зоны». После составления кроссворда поменяйтесь с другой группой и разгадайте кроссворд одноклассников.
Познавательные универсальные учебные действия
Развитие познавательных, логических универсальных учебных действий учащихся происходит в  ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений, заданий.
 Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.
Задание 1.  Обобщите пары понятий:
а) заяц- трава_________________
б) лев -_гиена___________________
в) цветок -_вода______________________
Задание 2.Исключите лишнее. (Игра 5 лишний). Выбери растение, которое является лишним, объясни, почему.
а) папоротник, мох, плаун, водоросль, хвощ. (водоросль - низшее растение).
 б) ель, береза, капуста, черемуха, огурец. (ель - голосеменное растение).
Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Задание 4.   Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных. а – в семени две семядоли, б – в семени одна семядоля, в – корневая система стержневая, г – корневая система мочковатая, д – жилкование листьев сетчатое, е – жилкование листьев параллельное, ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме, з – запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.
Регулятивные универсальные учебные действия
Цель: формирование умения у обучающихся планировать свою деятельность на уроке. Формирование умения правильно ставить учебные задачи на основе оценки успешности выполнения учебных заданий.
Задание 1. Проектная деятельность.
Проектная деятельность в рамках требований ФГОС одна из самых ответственных. Проекты могут осуществляться на уроках и вне урока. Могут быть кратковременные: Разработайте памятку «Как правильно чистить зубы» или долговременные: «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников».
Решение практических задач мотивирует подростка на «полезность» овладения ими для школы, лично для себя.
Предлагаются следующие виды заданий:
1.Разработайте анкету «Как я укрепляю свое здоровье». 2.Проведите социологическое исследование среди учащихся школы.3.Проведите статистическую обработку полученных данных. 4.Ознакомьте одноклассников, учителей и родителей с результатами. 5.Разработайте мероприятия, способствующие мотивации у детей к здоровому образу жизни.
Задание 2.
Задания, развивающие рефлексивные умения:
- Какие качества характера тебе сегодня помогли в выполнении лабораторной (практической, самостоятельной) работы?
- Поставь себе оценку за I (II, III, IV) четверть по биологии, которую тебе хотелось бы получить. Как ты считаешь, что для этого тебе надо сделать? Совпала ли твоя оценка и оценка учителя? Как ты считаешь, почему?
В моей деятельности, как учителя биологии, урок занимает важное место. Содержание работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет  значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях.
Большое значение в этом случае имеет освоение и реализация технологии метода проектов.
В биологии, как и во всех учебных предметах, применима технология проектной деятельности, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными. Проектная деятельность на основе компьютерных технологий помогает разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов.
В своей практике использую несколько видов проектов.
Это, во-первых, информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
В-третьих, продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.
В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
Приемы работы в 5 классе
Чтобы урок был интересным, увлекательным, а главное, полезным, нужна модифицированная система урока (соединение традиционной и новой системы по ФГОС).
Создание проблемных ситуаций на уроке
Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как стимул дальнейшего освоения содержания.
Приём «Знаю-хочу узнать-узнал-научился»
Этап «Знаю» предполагает работу в парах: что я знаю о теме урока;
«хочу узнать» - формулирование цели;
«узнал» - соотношение новой и старой информации;
«научился» - осознание результативности деятельности.
Верные – неверные утверждения
Предлагаем ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии выясняем, какие утверждения были верными.
Прогнозирование
биологии предлагаем спрогнозировать дальнейшие действия человека в сложной ситуации.
Работа с текстом
Приём составления плана (для более глубокого осмысления текста).
Приём составления граф - схемы. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры, символические изображения, рисунки и их соединения.
Приём тезирования – формулирование основных тезисов, положений, выводов текста.
Приём логического запоминания: самопроверка по вопросам, пересказ в парах с опорой на конспект, подготовка докладов и т.д.
Чтение с остановками
Открывает возможности целостного видения биологического текста
Инсерт (чтение с пометами)
Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:
«!» – Я это знал.
«+» – Новое для меня.
«-» – Вызывает сомнение.
«?» – Вопрос.
Кластер
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
СинквейнОдин из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке.
Работа в группах
Работа в парах
Театрализация
Проектная и исследовательская деятельность
Интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и повысить качество знаний по предмету, создать условия для успешной социализации личности.
Плюсы в работе по ФГОС
Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?
• Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
• Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.
• Точное и одновременно творческое выполнение программно - методических требований к уроку.
• Знание типологии урока.
• Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
• Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
• Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».
• Планирование воспитательной функции урока.
• Комплексное планирование задач урока .• Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.
• Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
• Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
• Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
• Практическая направленность учебного процесса.
• Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
• Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
• Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
• Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
• Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
• Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
• Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.
• Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
• Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств. • Включение компьютеров в педагогические технологии.
• Дифференциация домашних заданий.
• Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
• Обеспечение благоприятных гигиенических условий.
• Обеспечение эстетических условий
• Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
• Имидж учителя.
• Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
• Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства.
Минусы ФГОС ООО на примере предмета «Биология»
. Отсутствие пропедевтического курса природоведения.. Сокращение часов – 1 час в неделю.
. Возникают затруднения при организации практической деятельности учащихся на уроке. . Раннее обучение биологии с 5 класса - изучение строения и многообразия бактерий, грибов, строения растений.
.Нет времени на формирование метапредметных УУД..Материально-техническое обеспечение кабинета не всегда соответствует новым требованиям учебного процесса.