Работа «Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений»
Учитель- методист химии Янтарненской школы
Красногвардейского района Республики Крым
Урок «Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений ».
2 часа 10 класс
Цели: 1.Обобщить знания о генетической связи органических соединений.
2.Совершенствовать знания о причинно-следственных связях между строением и свойствами вещества.
3.Научить применять знания о химических свойствах на примере веществ со смешанными функциями.
Тип урока: Обобщение знаний.
Ход урока.
Мотивация учебной деятельности. Оглашение темы и задач уроков.
В течение 2-х уроков выяснить пробелы в знаниях для последующей ликвидации перед изучением сложных эфиров, жиров и углеводов.
Актуализация опорных знаний.
«Мозговой штурм»:
- Что такое алканы? (Пример ответа: «Алканы – это насыщенные до предела углеводороды с сигма-связями, где атомы углерода находятся в состоянии SP3 – гибридизации, валентные углы равны 109,50.Пространственное строение - в тетраэдрической теории. Характерные реакции – замещение по свободно- радикальному механизму. Общая формула – С2Н2п+2).
- Что такое алкены?
- Чем отличаются алкены от алкинов?
- Чем отличаются арены от предельных и непредельных углеводородов?
- Определение спиртов.
- Определение фенолов.
- Что такое альдегиды?
-Что такое карбоновые кислоты?
2. Работа с карточками.
- Дать название веществам по ИЮПАК:
СН4 , С2Н4 , С2Н2 , СН2=СН2 , С6Н6 , СНΞСН, С6Н5-ОН, С2Н5-ОН, СН2=СН- СН=СН2 ,
- Какие ошибки допущены при изображении формул и названий веществ?
СН2-СН2=СН2- СН3 пентин-2 , СН3-С-СН3-С=СН3 2,4 – метил пентан .
I I
СН3 СН3
3 Работа в группах:
Составить уравнения реакций по генетическим связям:
I группа. Алканы → Алкены → Спирты → Альдегиды → Карбоновые кислоты
II группа (сильные учащиеся) Алканы→ Галогеналканы →Альдегиды
↑ ↓
Карбоновые кислоты
III группа (для слабых учащихся) С2Н4 → С2Н6→ С2Н5СL → С2Н5ОН↓
↓
С2Н4Вr2
4. Игра «Правда – неправда» :
- Правда, что спирт не кислота?
- Правда, что карболка не кислота?
- Правда, что муравьиная кислота – альдегид?
- Правда, что метаналь – формалин?
- Правда, что этанол не любит щёлочь?
5. Игра «Найди пару»
- Какие из предложенных веществ реагируют друг с другом :
Nа ОН, С2Н5ОН, С6Н5ОН
- Какую пару веществ надо взять, чтобы получить пропан-2-ол :
СН3-СН=СН2 , Н2О, СН3-СН2-СН2-CL , КОН.
6. Игра «Найди родственников»
- Из группы веществ обозначь альдегиды:
СН3СООН, СН3СН2ОН, НСОН, СН3СОН, СН3СН2СН2СОН, СН3СН2СООН и назови их.
- Найди спирты среди предложенных веществ и назови их:
С2Н5ОН, СН3СН2СНСН3, СН3С=О, НС=О
I I I
ОН ОН ОН
7. Это интересно…
- От какого вещества зависит запах нашего пота? (масляная кислота)
- Какое вещество содержится в козьем молоке? (капроновая кислота)
- Что такое олифа? (эфирообразование олеиновой и линолевой кислот)
- Пикриновая кислота ( тринитрофенол)
8. Заполнение таблицы №1(под руководством учителя)
«Обобщение химических свойств углеводородов»
( Приложение №1)
9. Заполнение таблицы №2 ( под руководством учителя)
«Обобщение химических свойств кислородосодержащих органических веществ».
( Приложение №2)
10. « Выбери позицию»:
Записать уравнения реакций, характерных для вещества с комбинированными функциями:
1)гидрирование
2)галогенирование
СН2= СН- С= О 3)гидрогалогенирование
I 4)с Nа, с NаОН
ОН 5) с РСL5 ( для сильного ученика)
6) с Н2О
11. «Волшебные ящики»
Экспериментальная работа по группам
В четырёх ящиках находятся склянки с реактивами без этикеток. Определить реактивы экспериментальным путём и записать уравнения соответствующих реакций.
Этанол, уксусная кислота.
Карболовая кислота, уксусная кислота.
Формалин, уксусная кислота.
Глицерин, этанол.
12. Решение задачи.
Какая соль и сколько граммов её получится, если для нейтрализации 112 г. раствора, содержащего в массовых долях 0,1 КОН, израсходовали 18 г. щавелевой кислоты (НООС-СООН) ?
18г. 11,2г. х г. М (КОН) = 56 г/моль
СООН СООН М (С2Н2О4) = 90 г/моль
I + КОН Н2О + I М (С2НО4К) = 128 г/моль
СООН CООК
90 г. х г. 128 г.
90 ∙ 11,2
m(КОН) = -------------- = 56 г. ν( КОН) =1 моль
18
11,2 ∙ 128
m( С2НО4К) = ----------------- = 25,6 г. Ответ: 25,6 г.
56
III. Подведение итогов. Самооценивание результатов по элементам знаний:
Определения.
Формулы веществ.
Номенклатура.
Химические свойства.
Качественные реакции.
Решение задач.
IV. Домашнее задание.
1. Индивидуальное – согласно выявленным пробелам.
2. Повторить механизм реакций по ионному и радикальному типам.
3. Задача:
В питьевой воде были обнаружены следы вещества,
обладающего общетоксичным и наркотическим действием.
На основе качественного и количественного анализа вещества
было установлено, что это производное фенола и массовые
доли элементов в нём составляют 55% углерода, 4,2% водорода,
14% хлора.Установите молекулярную формулу.
Составьте уравнение реакции его получения. возможные причины
его попадания в природную среду.
4. Для вещества, имеющего строение СН3СН2СНСН2СН2СН3
I
ОН
записать формулы одного изомера и одного гомолога.
215902540