Анализ работы социального педагога.


Анализ
работы социального педагога МКОУ Подгоренской СОШ №1
Гайкаловой Л.П.
за 2013- 2014 учебный год.
      Работа социального педагога МКОУ ПСОШ № 1 велась по утвержденному плану работы на 2012-2013 учебный год. В течение учебного года основной задачей в деятельности социального педагога школы являлась социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой, с целью предупреждения и преодоления негативных явлений в семье и школе, формирование здорового образа жизни у школьников через профилактику социально-негативных явлений в условиях образовательного процесса
Для достижения положительных результатов в работе социальный педагог руководствовалась законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ, ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и другими нормативными документам.
В течение учебного года социальный педагог:
распознает, диагностирует и разрешает конфликты, проблемы, трудные жизненные ситуации, затрагивающие интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
индивидуально и в группах консультирует детей, родителей, педагогов, по вопросам воспитания детей в семье, разрешения проблемных ситуаций, конфликтов;
определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы;
принимает меры по социальной защите и социальной помощи учащимся, реализации прав и свобод личности обучающихся;
выявляет запросы, потребности детей, разрабатывает меры помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;
проектирует, разрабатывает планы и программы по различным направлениям деятельности школы;
взаимодействует с учителями, родителями (законными представителями) обучающихся, специалистами социальных служб, с благотворительными и иными организациями в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, отличающихся девиантным поведением, а также попавшим в трудную жизненную ситуацию. Социально-педагогическая работа в МКОУ Подгоренской СОШ №1 ведется на уровне классных руководителей, социального педагога, педагога - психолога и заместителя директора по воспитательной работе. Успешность мероприятий и организованность работы обеспечивается благодаря межуровневому взаимодействию и информационному обмену, что позволяет комплексно и всесторонне работать с детьми.
Социальный педагог школы, согласно ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», составила на год план мероприятий, направленных на:
организацию работы с социально опасными, неблагополучными семьями;
защиту прав детей из данной категории семей;
защиту прав и представление интересов ребенка в различных конфликтных ситуациях;
разъяснения существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;
оказание помощи учащимся в устранении затруднений личного, социального характера, неблагоприятно влияющих на них.
Согласно этому плану в сентябре проведена социальная паспортизация классов, школы. Таким образом, создается банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, семей, находящихся в социально опасном положении. Кроме того, выявлены дети инвалиды, дети из многодетных, неполных и малообеспеченных семей.
Общая численность учащихся на начало учебного года – 764 человека.
Количество детей инвалидов, обучающихся в МКОУ ПСОШ №1 – 8 человек, 6 - обучаются по общеобразовательной программе, 2 - по вспомогательной.Количество детей, находящихся под опекой - 8 человек.
Количество детей из многодетных семей – 52 ученика, количество детей из малообеспеченных – 75, количество детей из неполных семей – 161, количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации не выявлено. Социальный педагог в течение учебного года ведет картотеку учащихся, состоящих на внутри школьном учете, учете в ПДН и КДН.
На 01.09.2013г. на внутришкольном учете состояло 3 ученика. Данные цифры менялись. В течение учебного года выявлено и на внутришкольный учет поставлено еще 7 учащихся, с учета сняты 4 ученика, одна ученица выбыла в связи с переводом в другую школу. Таким образом, количество обучающихся, состоящих на ВШК выросло. Выбывшие учащиеся заменились учащимися 6-х классов, у которых появились проблемы с поведением на уроках и переменах. Также пополнение произошло за счет выявления новых обучающихся, не имеющих достаточного контроля со стороны родителей.
Из них:
не посещающие, систематически пропускающие без уважительных причин учебные занятия – 1 ученик;
нарушение Устава школы и Правил поведения для учащихся – 4 ученика;
распитие спиртных напитков в общественных местах – 1 человек;
неуспеваемость – 1 человек.
Из них 2 учащийся состоят на учёте в ПДН и КДН и ЗП.
С данной категорией учащихся весь учебный год велась планомерная работа:
контроль успеваемости и посещаемости;
посещение на дому;
-постоянная коллективная работа классного руководителя, социального педагога, зам. директора по по ВР: индивидуальные беседы, беседы с родителями, профилактическая работа по воспитанию на заседании Совета профилактики;
- направлены ходатайство в КДН и ЗП по пропускам занятий без уважительных причин.
На каждого обучающегося «группы риска», состоящего на внутришкольном учете, были заведены (на вновь поставленных) и продолжали вестись индивидуальные карты, где отмечалась работа, проведенная с данными учениками классным руководителем, социальным педагогом, психологом. Работа с учащимися велась как в группах, так и индивидуально. Для родителей проводились консультации.
С целью решения проблемы пропусков уроков без уважительной причины, повышения ответственности родителей в КДН и ЗП были направлены 5 ходатайств на учащихся.
В начале учебного года все ученики школы имели возможность записаться в кружки и секции по интересам. Особой популярностью у детей пользуются спортивные секции, кружок информационного направления, гуманитарные и математические кружки.
Кроме того, ученики посещают ДЮШС, ДДЮ, музыкальную школу.
В рамках реализации программы “Каникулы” перед каждыми каникулами составлялся план работы с детьми. Особо отслеживалась занятость детей, стоящих на внутри школьном контроле.
Выводы: социально-психологическое сопровождение учащихся, состоящих на внутришкольном учете, находится на удовлетворительном уровне. Психологическое сопровождение, из-за перегрузки психолога, носит характер разовых консультаций.
Проблемы: 1. Не всегда подается своевременная и оперативная информация от классных руководителей о возникших проблемах, ситуациях, в которых оказываются учащийся.
2. Психологическое сопровождение не является системным, недостаточно взаимодействие: психолог – соц.педагог.
Пути решения: Отработка системы оперативной информации классных руководителей (МО классных руководителей), системы взаимодействия: психолог - соц. педагог-зам. директора по УВР.
За истекший учебный год в школе проведено 9 заседаний совета профилактики, на которых решались вопросы поведения, успеваемости учащихся. Совет профилактики - та инстанция, на который возможно определить сложность проблем и пути их решения на школьном уровне, либо выход на муниципальный уровень.
Для уменьшения количества преступлений, классные руководители познакомили учащихся с положением «Об ограничениях для несовершеннолетних» (утверждении перечня мест, запрещенных для посещения детьми в ночное время без сопровождения родителей на территории Воронежской области).
Для родителей были проведены классные и общешкольные родительские собрания с соответствующей тематикой.
В 2013-2014 учебном году МКОУ ПСОШ №1 успешно сотрудничала с ответственным секретарем КДН и ЗП Опрышко А.Г. Был проведен родительский всеобуч по определению употребления учащимися ПАВ. В течение года проводились групповые лекции для обучающихся по профилактике социально-негативных явлений (табакокурение, алкоголизм, употребления ПАВ), индивидуальные консультации для детей «группы риска» и их родителей.
Выводы:
В 2013-2014 учебном году с учетом социального паспорта школы довольно системно была спланирована работа по социально-психологическому сопровождению учащихся, состоящих на ВШК, учете КДН и ЗП. На удовлетворительном уровне находится взаимодействие с инспекторами ПДН ОВД по планированию индивидуальной работы, работе по профилактике правонарушений.
На удовлетворительном уровне находится работа совета по профилактике правонарушений и преступлений, использование акций и профилактических мероприятий в активной, познавательной форме для обучающихся.
Проблемы: 1. Увеличение числа учащихся, состоящих на учете КДН и ЗП, совершения противоправных действий.
2. Повышение количества родителей недобросовестно выполняющих или уклоняющихся от выполнения своих обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.
Пути решения: 1. Повышение правовой культуры подростков и их родителей через систему новых форм индивидуальной и групповой работы совместно с семьями подростков.
2. Для повышения эффективности работы по профилактике правонарушений необходимо использовать более разнообразные формы и методы работы с привлечением инспекторов ПДН ОВД.
3. В рамках работы школьного совета профилактики необходимо продолжать работу совместно с ответственным секретарем КДН и ЗП Опрышко А.Г. Также необходимо усилить и разнообразить профилактическую работу по предупреждению и распространению социально негативных явлений в среде учащихся школы через работу в рамках программы «Мой выбор» и расширению волонтерского движения среди учащихся. Для этого следует привлекать к сотрудничеству службы и ведомства, ведущими работу в данном направлении.
Традиционными стали посещения опекунских семей (8 детей находятся под опекой на начало учебного года). Учащиеся, над которыми установлена опека, находятся в постоянном внимании со стороны администрации, соц.педагога, классных руководителей. Семьи, где проживают опекаемые дети, посещены социальным педагогом школы (два раза в год), составлены акты их жилищно-бытовых условий, проведены беседы с опекунами. Осуществляется постоянный контроль за посещаемостью и успеваемостью опекаемых детей, контроль за состоянием их здоровья. Поддерживается тесная связь с органами опеки и попечительства. Семьи, где живут дети, находящихся по опекой, в течение года получали материальную помощь и поддержку со стороны государственных органов, моральную со стороны образовательного учреждения. Опекунские пособия получают 8 семей, деньги расходуются по назначению (покупка необходимых вещей, продуктов питания, учебной литературы). В семьях, где воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, жилищно-бытовые и санитарно-гигиенические условия хорошие, детям уделяется достаточно внимания и заботы, опека осуществляется в интересах ребенка.
Одним из важнейших направлением в работе социального педагога можно назвать работу с семьёй, так как личность подрастающего человека формируется не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир, индивидуальные качества личности.
Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Во все века семья испытывала поддержку в воспитании своих детей. Так как в школе имеются семьи, которые характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, они справляются с задачами воспитания ребёнка с большим напряжением своих сил, поэтому нам необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
На 01.09.2013 г в школе семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на проф.учете в КДН и ЗП нет.
Результаты анализа социального паспорта убеждают в том, что невысокий социокультурный уровень родителей, значительное количество неполных, малообеспеченных, многодетных семей имеют влияние на существенные моменты образовательного процесса.
Основная проблема, возникающая в процессе работы: значительное количество родителей, ненадлежащим образом исполняющих родительские обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей.
Для решения данной проблемы в школе, велась работа с родителями, использовались разнообразные формы:
- индивидуальные беседы социального педагога с родителями;
- тематические родительские собрания;
- индивидуальная работа совместно с инспектором ПДН ОВД;
-индивидуальная работа классных руководителей, совместно с администрацией школы.
Цель проводимых мероприятий – повышение педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей.
Планируя работу с родителями, классные руководители предусматривают:
1)изучение семей учащихся;
2)педагогическое просвещение родителей;
3)индивидуальные тематические консультации и беседы с родителями.
Анализируя работу родительского просвещения, можно сделать вывод, что есть необходимость продолжать повышать уровень воспитанности учащихся, формировать у них основы культуры поведения. Не у всех учащихся развито чувство дисциплины, не сформированы и не привиты навыки ЗОЖ. Продолжает иметь место ряд правонарушений среди подростков, таких как курение в общественных местах, употребление спиртных напитков, нарушение дисциплины, имеются случаи пропусков занятий учащимися школы без уважительной причины.
Перед социальным педагогом и классными руководителями ставится задача: систематически проводить работу по повышению успеваемости учащихся, уменьшению количества пропусков занятий без уважительной причины, вести работу по профилактике правонарушений и пропаганде здорового образа жизни, как с детьми, так и с родителями.
Большинство детей, основную часть своего времени проводят в школе, находясь на ГПД, посещая кружки и секции. Организация такого режима в некоторой степени помогает решать проблему безнадзорности, позволяет вести достаточно сильный контроль над учебной деятельностью детей. В школе на основании плана на протяжении учебного года организована психодиагностическая деятельность, осуществляемая классными руководителями и педагогом-психологом. Проводимая диагностика, координируется запросами администрации школы и задачами учебно-воспитательного процесса. В данной работе исследовалось эмоциональное состояние, личностные особенности учащихся и педагогов, отслеживались особенности протекания адаптации детей в школе. Анализ данных диагностики является основой для разработки мер преодоления и избежания возможных проблем и трудностей, для построения прогнозов предстоящих изменений и подготовке к ним.
На сегодняшний день серьёзными социально-педагогическими проблемами являются детский алкоголизм, курение и наркомания, совершение общественно опасных деяний. Эти проблемы имеют глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, и для принятия эффективных мер и их преодолений необходимо проводить профилактические беседы, лекции и так далее.
В рамках реализации проекта «Наше общее дело» проведено много мероприятий, направленных на профилактику пагубных привычек.
Ознакомление и работа учащихся 7-9 классов на классных часах с книгой Соколова Я.В. «Наш выбор: здоровый образ жизни» (профилактическое пособие, направленное на предупреждение употребления курения, пьянства, наркотиков).
Классные часы в 7- 11 классах по профилактике правонарушений, экстремизма, здорового образа жизни. Необходимость ведения здорового образа жизни осознается практически всеми учащимися. Но за этим пониманием редко стоят реальные действия, что объясняется нежеланием менять устоявшиеся привычки, стереотипы поведения.
В рамках профилактики наркомании в школе прошла Всероссийская акция «Спорт вместо наркотиков».
Работа велась с учащимися и их родителями в следующих формах: анкетирование, классные и индивидуальные беседы о вреде наркотиков, спортивные мероприятия, заседание круглого стола, конференция школьного научного общества, которые помогли детям глубже вникнуть в проблему наркотизации. Конкурс рисунков и плакатов стал составным элементом воспитания здорового образа жизни.
Цель проводимых мероприятий: показать детям, что опасность наркомании, не только в нанесении физиологического вреда организму, но и в деградации личности.
Проблема вредных привычек в нашей стране стоит очень остро. Большая работа велась по формированию у учащихся здорового образа жизни: анкетирование, беседы на классных часах о вредных привычках, подворный обход территории школы с целью профилактики табакокурения.
Одной из самых актуальных и социально-значимых задач, стоящих перед нашим обществом, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и повышения эффективности их профилактики.
В течение учебного года в школе прошли месячники:
месячник профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
месячник дорожного движения;
месячник пожарной безопасности;
месячник профилактики наркомании и СПИДа;
месячник военно-спортивной работы.
Основными методами работы является:
- выявление учащихся систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер;
- оказание социально-психологической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии или поведении
- организация отдыха детей в каникулярное и внеурочное время.
- профилактика, проводимая в форме бесед, лекций, тренингов, анкет.
Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков в МКОУ ПСОШ №1 ведется в тесном сотрудничестве с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации района, подразделением по делам несовершеннолетних при районном отделении полиции, прокуратурой района, отделом опеки и попечительства администрации района.
Проанализировав работу за текущий год, считаю поставленные задачи в этом году выполненными. Главная задача педагогического коллектива нашей школы не только дать ребенку образование, но и раскрыть его индивидуальные личные способности, создать благоприятное социальное поле для каждого ребенка. Для решения этой задачи приоритетными ориентирами в образовании личности становятся: способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений; толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы; правовая культура.
Можно выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы:
Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде.
Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка.
Проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, неадаптированные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе; это как правило, дети, имеющие криминальный контакт.
Проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей.
Поэтому приоритетными направлениями в работе на следующий учебный год будут:
- профилактическая работа по предупреждению беспризорности, правонарушений и преступлений;
- создание банка данных по всем категориям, нуждающихся в социальной защите;
- создание условий для социализации детей личности детей и подростков, адаптация к жизни в обществе, нравственного и творческого развития, совершенствование системы организации их свободного времени, пропаганда здорового образа жизни;
- защита прав детей;
- вовлечение учащихся в работу кружков, секций, следить за досугом учащихся “Группы риска” в дни школьных каникул во второй половине дня;
- совместно с классными руководителями проводить работу по привитию культуры поведения учащихся в школе;
- продолжить работу по повышению уровня воспитанности, нравственности, духовности.
- объединение усилий школы, семьи, ПДН, КДН, для оказания помощи ребенку.