Анализ работы социального педагога за 2012 / 2013 учебный год


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Светлолобовская средняя общеобразовательная школа
Анализ работы социального педагога
в 2012 / 2013 учебном году
Выполнила:
Социальный педагог Копырина Л. Г.
2012 / 2013 учебный год
В течение учебного года основной задачей социально – педагогической деятельности являлось социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в данном направлении:
Руководствовались Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Поддерживается связь с родителями обучающихся.
Изучались социальные проблемы обучающихся.
Ведется учет и профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Осуществляется социальная защита детей из семей группы риска; многодетных; малоимущих, опекаемых; неполных.
Осуществляются меры по трудоустройству обучающихся в период летних каникул.
Проводится патронаж опекаемых и неблагополучных семей.
Информационно – статистические данные.
Контингент обучающихся школы составляет 104 человека, в 11 классах.
Из них:
Опекаемые дети (в семьях) 7 человек. (7%)
Дети – инвалиды 4 человека ( 4 %)
Обучающиеся с девиантным (ассоциальным) поведением:
- на школьном учете (на конец учебного года) 3 человека. (3%)
- на учете в ИДН (на конец учебного года) 4 человека (4%)
Диагностическое направление
Социально – педагогическая деятельность была направлена на реализацию воспитательной системы школы. Исходя, из поставленной цели определены следующие задачи:
Обеспечить обучающимся социально – педагогическую поддержку, содействовать детям группы социального риска в формировании и развитии нравственных качеств, социально – значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении.
Взаимодействовать с семьями обучающихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка.
Для реализации поставленных задач социально – педагогическая работа велась в следующих направлениях:
Работа с семьями обучающихся.
Работа по охране прав детства.
Педагогическая работа по предупреждению правонарушений.
Работа с семьями обучающихся.
Совместно с классными руководителями в начале учебного года была проведена диагностика семей по количественному и качественному составу, нравственно – психологической атмосфере. Был составлен социальный паспорт каждого класса – 11 паспортов, в которых отразили состояние социальной жизни обучающихся школы – характеристику семей. Проведено изучение условий семейного воспитания обучающихся; выявление факторов риска в семье.
В начале учебного года было поставлено на внутришкольный контроль 7 социально неблагополучных семьи (семья Евдокимовых Николай Васильевич и Татьяна Владимировна, семья Уваровых Петр Александрович и Надежда Петровна, семья Несмеяновы Светлана Семеновна, семья Константиновой Марии Эдуардовны, семья Свечниковой Лидии Анатольевны, семья Мерных Елены Николаевны, семья Несмеяновой Светланы Рахимовны). Семьи посещались. С родителями проводилась профилактическая работа.
За учебный год социальным педагогом с профилактической целью и по решению проблем обучающихся и их семей совместно с администрацией проведено 24 посещения семей. Подобные формы работы чаще дают положительный результат, родители временно включаются в воспитательный процесс. В том числе были посещены семьи опекаемых детей, с целью обследования социально – бытовых условий.
«Социальный статус семей обучающихся на начало конец 2012 / 2013 учебного года»
№ на начало учебного года на конец учебного года
1 Количество детей, обучающихся в школе 104 104
1 – 4 классы 44 44
5 – 9 классы 51 51
10 – 11 классы 9 9
2 Количество детей из многодетных семей 58 58
1 – 4 классы 23 23
количество семей 1 – 4 классы 16 16
5 – 9 классы 30 30
количество семей 5 – 9 классы 27 27
10 – 11 классы 5 5
количество семей 10 – 11 классы 4 4
3 Количество детей - инвалидов 3 3
1 – 4 классы 1 1
5 – 9 классы 2 2
10 – 11 классы 0 0
4 Количество детей из семей, потерявших кормильца 15 15
1 – 4 классы 6 6
5 – 9 классы 7 7
10 – 11 классы 2 2
5 Количество детей – сирот 3 3
1 – 4 классы 1 1
5 – 9 классы 2 2
10 – 11 классы 0 0
6 Количество детей, находящихся под опекой и попечительством 6 6
1 – 4 классы 3 3
5 – 9 классы 3 3
10 – 11 классы 0 0
7 Количество детей из семей матерей - одиночек 18 18
1 – 4 классы 9 9
5 – 9 классы 7 7
10 – 11 классы 2 2
8 Количество детей из семей родителей - пенсионеров 9 9
1 – 4 классы 3 3
5 – 9 классы 5 5
10 – 11 классы 1 1
9 Количество детей из семей родителей - студентов 2 2
1 – 4 классы 1 1
5 – 9 классы 1 1
10 – 11 классы 0 0
10 Количество детей, подверженных девиантному поведению 13 13
1 – 4 классы 0 0
5 – 9 классы 12 12
10 – 11 классы 1 1
состоят на внутришкольном контроле 3 3
1 – 4 классы 0 0
5 – 9 классы 2 2
10 – 11 классы 1 1
состоят на учете в ИДН 3 3
1 – 4 классы 0 0
5 – 9 классы 2 3
10 – 11 классы 1 1
11 Количество детей из семей, состоящих в разводе 2 2
1 – 4 классы 0 0
5 – 9 классы 2 2
10 – 11 классы 0 0
12 Количество детей, оставленных на повторное обучение 8 0
1 – 4 классы 4 0
5 – 9 классы 4 0
10 – 11 классы 0 0
13 Количество детей – опекаемых детский сад 1 1
1 – 4 классы 3 3
5 – 9 классы 3 2
10 – 11 классы 0 0
Выводы: данный анализ показывает, что социальный статус семей постоянен. Число опекаемых детей постоянен. Количество опекаемых связано с усилением социальной поддержки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью.

Работа по охране прав детства.
На школьном учете состоит – 6 опекаемых детей. Из них в возрасте:
от 5 до 12 лет – 6 человек.
Причины установления опеки:
Родители умерли – 4 человека.
Лишены родительских прав – 2 человека.
За текущий год снят с учета ( с 1 июня) – 1 человек (Сарнецкий Кирилл, 5 класс)
Приняты на учет – нет.
Количество опекаемых, получающих:
Пособие по опеке и пенсию по потере кормильца – 6 человек.
В осенний период 2012 года опекаемые дети прошли медицинский осмотр. Ребята были обследованы следующими специалистами: ЛОР, окулист, хирург, детский врач.
Информация
о результаты медицинского обследования опекаемых
2012 / 2013 учебный год
№ Ф. И. О. опекаемого дата рождения класс диагноз / результат медицинского обследования дата обследования рекомендации
1 Кульпин Сергей Алексеевич 28. 02. 2005 2 класс здоров / физкультурная группа основная / группа здоровья I медицинский осмотр октябрь
2012 2 Кульпина Анна Алексеевна 22. 02. 2004 2 класс УНМ (увеличение небных миндалей) / физкультурная группа основная / группа здоровья II по результатам медицинского осмотра провести лечение
3 Печугов Денис Сергеевич 21. 02. 2002 5 класс кариез / физкультурная группа основная / группа здоровья I консультация стоматолога
4 Сарнецкий Кирилл Владимирович 02. 12. 2001 5 класс здоров / физкультурная группа основная 5 Сабенникова Анна Ивановна 05. 09. 2002 4 класс нарушение осанки / физкультурная группа основная / группа здоровья II 6 Мишурова Татьяна Анатольевна 29. 04. 2001 5 класс нарушение осанки / физкультурная группа основная / группа здоровья | наблюдение у педиатра
7 Мишурова Елизавета Анатольевна 21. 02. 2007 детский сад физкультурная группа основная Информация
о посещаемости кружковых и факультативных занятий опекаемых
2012 / 2013 учебный год
№ Ф. И. О.
опекаемого дата рождения класс кружки факультативы
1 Кульпин Сергей Алексеевич 28. 02. 2005 2 класс «Курс комплексного развития младших школьников»; «Русский язык с увлечением»
2 Кульпина Анна Алексеевна 22. 02. 2004 2 класс «Курс комплексного развития младших школьников»; «Русский язык с увлечением»
3 Печугов Денис Сергеевич 21. 02. 2002 5 класс «Настольный теннис»;
«Общая физическая подготовка» «Занимательная орфография французского языка»;
«Секреты хорошей речи»;
«Компьютерная графика»;
«Лес и человек»
4 Сарнецкий Кирилл Владимирович
(выбыл с 1 июня 2013 года) 02. 12. 2001 5 класс «Настольный теннис»;
«Общая физическая подготовка» «Занимательная орфография французского языка»;
«Секреты хорошей речи»;
«Компьютерная графика»;
«Лес и человек»
5 Сабенникова Анна Ивановна 05. 09. 2002 4 класс волейбол ОРКСЭ;
«Введение в историю»
6 Мишурова Татьяна Анатольевна 29. 04. 2001 5 класс «Вязание» «Занимательная орфография французского языка»;
«Секреты хорошей речи»;
«Компьютерная графика»;
«Лес и человек»
7 Мишурова Елизавета Анатольевна 21. 02. 2007 детский сад детский сад детский сад
Профилактическая работа по предупреждению правонарушений и безнадзорности обучающихся школы.
Работа по социально – профилактической работе с обучающимися велась в следующих направлениях: выявление, устранение и нейтрализация причин и условий, вызывающих отклоняющееся поведение у подростков.
К работе с трудными подростками были привлечены специалисты для оказания правовой и педагогической помощи.
В рамках утвержденного плана профилактической работы проводилась следующая работа:
Сбор и обмен информацией с КДН о детях, совершающих правонарушения, их законных представителей (посещение семей, индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями).
Постановка на внутришкольный учет обучающихся с девиантным поведением.
Проведение в школе воспитательно – профилактических мероприятий (тематические классные часы по формированию правовой культуры и толерантного поведения обучающихся; коррекция отклоняющегося поведения обучающихся).
Проведение собрания школьников, где рассматривались следующие вопросы: правила поведения обучающихся по Уставу школы, основания для постановки обучающихся на внутришкольный контроль, комендантский режим, президент школы Егиазарян Каринэ познакомила обучающихся с заповедями школьной жизни.
Решением Совета профилактики от 10. 12. 2012 года на внутришкольный учёт было поставлено 3 человека: Евдокимов Саша (8 класс), Варданян Вардан (9 класс), Крещёнов Серёжа (9 класс).
На учёте в ПДН состоят следующие обучающиеся: Уваров Серёжа (9 класс), Константинов Алёша (9 класс), Панов Денис (9 класс), Бердников Серёжа (9 класс).
С этими детьми проводится работа, обеспечивающая коррекцию поведения, успеваемости и посещаемости. Классными руководителями вёлся ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий. На каждого ученика заведена индивидуальная карта развития, где запланированы профилактические мероприятия, которые проводят классный руководитель, социальный педагог по оказанию социально – психологической поддержки, устранению причин отклонения в поведении. Также сотрудничество с родителями обучающихся, администрацией школы.
Проводится работа по повышению правовой грамотности обучающихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.
С целью реализации плана профилактической работы были проведены следующие мероприятия:
Сентябрь –
- выполнение Закона РФ «Об образовании» о посещаемости обучающихся учебных занятий;
- утверждение социального паспорта школы;
- профилактическая работа с обучающимися и родителями.
Октябрь –
- вовлечение обучающихся, стоящих на различном уровне учета, в кружки по интересам и спортивные секции;
- анализ состояния посещаемости и успеваемости детей, стоящих на различном уровне учета (на особом контроле у классного руководителя);
- результаты по оценке адаптации обучающихся 5 – ого класса;
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями;
- оформление стенда «Права и обязанности школьников».
Ноябрь –
- анализ работы социального педагога с опекаемыми;
- работа классных руководителей по профилактике табакокурения в 5 – 7 – х классах (анкетирование);
- работа с семьями (посещение семей);
- оформление стенда «20 ноября – Всемирный день ребенка».
Декабрь –
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта;
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями.
Январь –
- анализ положения в семьях, стоящих на различных уровнях контроля (семьи, находящиеся на контроле у классного руководителя);
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями (посещение семей);
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта;
- оформление стенда «Правила школьной жизни».
Февраль –
- проведена беседа в 9 – м классе по темам «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Проступок. Правонарушение. преступление», где обучающиеся узнали о различии понятия проступок, правонарушение, преступление. Также ребята узнали, что правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей и подобное действие может караться законом;
- анализ положения в семьях, стоящих на различных уровнях контроля (семьи, находящиеся на контроле у классного руководителя);
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями (посещение семей);
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта.
Март –
- анализ работы социального педагога о работе с опекаемыми (контроль состояния здоровья; итоги обследования жилищно – бытовых условий, учебная и внеурочная деятельность);
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями (посещение семей);
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта.
Апрель –
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями (посещение семей);
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта.
Май –
- анализ работы Совета профилактики;
- анализ правонарушений и преступности;
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта.
Преступность, правонарушения
Учебный год общее количество обучающихся на внутришкольном контроле КДН
начало учебного года конец учебного года начало учебного года конец учебного года начало учебного года конец учебного года
2012 / 2013 учебный год 104 104 0 3 2 4
Выводы: на основании проведенного мониторинга, количество обучающихся, состоящих на различных формах учёта возрастает. Есть осужденные обучающиеся: Панов Денис (9 класс), Бердников Серёжа (10 класс). По – прежнему остается проблемой тяжёлое материальное положение ряда семей, алкоголизм и не готовность родителей заниматься полноценным воспитанием детей.
Анализируя работу по социально – педагогическому направлению за 2012 / 2013 учебный год определились следующие проблемы:
Проблемы связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией подростков в социальной среде.
Проблемы, связанные с неблагополучием семьи.
Проблемы подростков, которые не находят себе места в социуме, дезадаптированные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе, это дети, имеющие криминальный контакт.
Проблемы, связанные с дефицитом воспитательного потенциала семьи.
Критерии оценки работы по социально – педагогическому направлению является готовность к созданию условий:
Для становления личности как субъекта социальной жизни;
Для разрешения проблем социальной жизни ребёнка – между ребёнком и его социальным окружением;
Для соблюдения прав и обязанностей обучающихся в социуме – к представлению его интересов в государственных и общественных организациях.
Цель работы по социально – педагогическому направлению – социальная адаптация личности обучающихся в обществе.
Задачи работы по социально – педагогическому направлению на 2013 / 2014 учебный год:
Формирование у обучающихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика вредных привычек.
Социальная защита детей, находящихся под опекой.
Профилактика правонарушений среди подростков.
Для реализации поставленных задач на 2013 / 2014 учебный год предполагается выполнение следующих функций в социально – педагогическом направлении:
Профилактическая функция
Выявление проблемных детей.
Изучение условий развития ребенка в семье, в общеобразовательном учреждении, социального статуса семьи;
Правовое просвещение родителей, педагогов, обучающихся.
Защитно – охранная функция
Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
Индивидуальные и групповые беседы с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта.
Подготовка документации для представления интересов обучающихся в государственных и правоохранительных учреждениях.
Организационная функция
Организация групповых тематических бесед с приглашением специалистов.
Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и обучающимися.
Взаимосвязь с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.