Конспект занятия по развитию речи в среднее группе Таинственная посылка


Конспект занятия по развитию речи
в средней группе
«Таинственная посылка»
Цель: 
Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников.
Задачи:1. Закрепление в речи названий диких животных, и их детёнышей, частей тела, жилищ.2. Развитие мышления на материале описательных загадок.3. Закрепление умения составлять рассказ по мнемотаблицам.4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
5. Развитие артикуляционного аппарата.
Тип занятия: обобщающее
Форма занятия: групповоеПродолжительность занятия: 20 минут
Участники: воспитатель и дети
Возраст детей: 4-5 лет
Оборудование и материалы:
- посылка с замочками, письмо, ключики;- карточки с изображением жилищ диких животных;- дидактическая игра: «Чей хвост?»;- предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей;
- мнемотаблица по теме: «Дикие животные».
Предварительная подготовка: 
Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Рассматривание картин с изображением диких животных и их детенышей. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок. Чтение художественной литературы.
Методы и приемы:
Словесный,  наглядный, практический, игровой, сюрпризный момент, отгадывание загадок, беседа.
Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
Вводная часть Организационный момент.
Создание проблемной ситуации. 2-3 минуты
Основная часть Решение проблемной ситуации. 12-15 минут
Заключительная часть Итог занятия. 2 минуты
Ход занятия:
1.Вводная часть
Воспитатель:  Ребята! Сегодня утром к нам в группу принесли посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо.«Здравствуйте ребята! Отправляем вам посылку с гостинцами. Но чтобы открыть ее и узнать от кого она, надо пройти испытания. За каждое пройденное испытание, вы будете получать ключик от замочка. Желаем вам удачи!»Воспитатель: Ну, что ребята, готовы к испытаниям? (Ответы детей)
2. Основная частьВоспитатель: Для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить, нам с вами надо сделать разминку для язычка.1. «Улыбка», «Заборчик» Наши губки улыбнулись,Прямо к ушкам потянулись.Ты попробуй «И-и-и» скажи,Свой заборчик покажи.2. «Трубочка» В гости к нам пришел слоненок,Удивительный ребенок,На слоненка посмотри,Губки хоботком тяни.3. «Улыбка» / «Трубочка» Если наши губки улыбаются,Посмотри – заборчик появляется.Ну, а если губки узкой трубочкой,Значит, можем мы играть на дудочке. 4. «Часики» Друг за другом, друг за другомХодят стрелочки по кругу.Ты обе губки оближи,Как стрелки ходят, покажи.5. «Маятник» Ходит мятник в часах:Влево - тик, а вправо – так.Ты сумеешь сделать так:Тик и так, тик и так?6. «Качели» На веселые качели Таня и Никита сели.Опустились вниз качели,А потом наверх взлетели. Вместе с птицами, наверно,Улететь они хотели.Воспитатель: Молодцы, хорошо делали разминку. Итак, первое испытание - отгадывание загадок (при правильном ответе выставляется изображение животного).«Это что за зверь лесной.Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы - Уши больше головы.» Ответы детей (Заяц )«Кто осенью холодной, Ходит хмурый и голодный?» Ответы детей (Волк)«Эта славная рыжуха,Пышный хвост, белое брюхо,Очень страшная хитрюга,Курей в клетке посчитает,И хозяев испугает,Вмиг сбежит и прямо в лес». Ответы детей (Лиса)«В яме спит зимою длинной,Но, чуть солнце станет греть,В путь за медом и малинойОтправляется …» Ответы детей (Медведь)«Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу». Ответы детей (Белка)Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали. Вот и первый ключ от замочка.
Воспитатель: Скажите, а про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (Ответы детей). Почему они так называются? (Ответы детей). Верно, дикие животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду, и у каждого есть свой дом.
Воспитатель: Следующее испытание называется «Кто, где живет?»На столах детей лежат карточки с изображением животного и его жилища. Детям предлагается соединить линией животного и его жилище. При выполнении задания воспитатель задаёт сопутствующие вопросы:- Где живёт волк? (В логове)- Где живёт белка? (В дупле.)- Где живет лиса? (В норе.)- Где живёт заяц? (Под кустом.)Воспитатель: Молодцы ребята, и с этим испытанием справились. Вот и второй ключ от замочка. А наше следующее испытание называется «Назови правильно».Ребенок выбирает картинку из серии «животные и их детеныши» и называет:Лиса – лисенок (лисята)Волк – волчонок (волчата)Медведь – медвежонок (медвежата)Заяц – зайчонок (зайчата)Белка – бельчонок (бельчата)Воспитатель: Молодцы ребята, правильно. И за это вы получаете еще один ключ. А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Озорные зверята»Зайка скачет по кусточкам, - Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.По болоту и по кочкам.Белка прыгает по веткам, - Прыгают, согнув руки перед грудью.Гриб несет бельчатам-деткам.Ходит мишка косолапый, - Идут вперевалку.У него кривые лапы.Без тропинок, без дорожек - Двигаются в полу приседе, сделав круглые спинки.Катится колючий ежик. Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но есть еще испытание, а называется оно «Составь рассказ».Ребенку предлагается выбрать изображение одного животного и с помощью мнемотаблицы составить рассказ. Воспитатель: Еще одно испытание позади, и еще один ключик у нас. Осталось последнее испытание «Чей хвост?»На столах лежат картинки с изображением животных без хвостов. Ребенку предлагается, найти нужный хвост и приклеить его к животному, при этом назвав, чей хвост (лисий, волчий, беличий, заячий).
3. Заключительная частьВоспитатель: Ребята, все испытания пройдены, давайте же посмотрим, что внутри посылки (открывают, там угощение).Воспитатель: Как вы думаете, кто отправил нам посылку? (Ответы детей). Правильно, это лесные жители прислали нам гостинцы.Детям раздаются угощенья.
Литература:
1. Гербова В. В.: «Занятие по развитию речи в средней группе детского сада» - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Нищева Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР» - СПб.: Детство – Пресс, 2007.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4. Стародубова Н. А. «Теория и методика развития речи дошкольников» – М.: Академия, 2006.