Доклад по теме Одаренные дети, реалии, проблемы, перспективы


Утверждаю
Директор МОУ ДОД «ЦРТДЮ»
____________Л.В. Руденко
«_____»______________2015 год
Дополнительное образование как фактор реализации творческого
потенциала одаренных детей.

Доклад выступления на методическом объединении
«Одаренные дети: реалии, проблемы, перспективы»

Докладчик: педагог-организатор
МОУ ДОД «Центр развития творчества
детей и юношества»
Бобер Оксана Виктровна
п. Азовское
2015 год
Гении падают с неба. И на один раз, когда онвстречает ворота дворца, приходитсясто тысяч случаев, когда он падает мимоД. Дидро
 
Гуманистический характер обучения предполагает принятие личности и индивидуальности ребенка, защиту его права на самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Педагогика дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности обучающихся, наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения.
Приоритетный национальный проект «Образование» и образовательная инициатива «Наша новая школа» нацеливают учреждения дополнительного образования детей на создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым обучающимся, способствуют увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности, что и является одним из важных направлений деятельности МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» ориентирован на формирование у детей общей культуры и художественно-эстетического вкуса, выявления активных и одаренных исполнителей, приобщения к лучшим образцам отечественной культуры, развитие исследовательских и проектных навыков. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей, позволяя решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.
Но в решении данной проблемы существует ряд противоречий:
между социальным заказом на подготовку одаренных детей в области культуры и творческой деятельности и низким социальным статусом работников образования, культуры и искусства, во многом объясняющий нежелание родителей одаренных детей профессионально ориентировать их на эту сферу деятельности;
между стремлением коллектива обеспечить «среду успеха» каждому одаренному воспитаннику для выявления и развития их творческого потенциала и недостаточным материально-техническим, информационно- техническим и дидактическим обеспечением Дома детского творчества;
между потребностями воспитанников в сопровождении их исследовательской и творческой деятельности и недостатком у педагогов знаний об особенностях проявления детской одаренности, и методах ее выявления и развития;
между важностью признания успехов одаренных детей для их успешной самореализации и недостаточностью финансовых средств для обеспечения участия воспитанников в конкурсах и фестивалях вне города.
В многопрофильных учреждениях дополнительного образования чаще всего раскрывают и развивают таланты детей в ракурсе художественно-эстетической направленности (изобразительное искусство, вокал, танцы и т.п.), несмотря на то, что сами педагоги дополнительного образования выделяют следующие виды одаренности:
В практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;
В познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр);
В художественно–эстетической деятельности – хореографию, сценическую, литературно – поэтическую, изобразительную, музыкальную одаренность;
В коммуникативной деятельности – лидерскую одаренность;
В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественно-эстетического развития. В многопрофильные учреждения дополнительного образования детей часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Важно не создавать у него чувства исключительности: и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшем, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.
Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая — это эксплуатация неординарных способностей ученика ради престижа учебного заведения, что часто идет во вред ребенку. Вторая — это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых.
Если всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути. Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей.
Задумываясь над организацией и формами работы с одаренными детьми, администрация и педагогический коллектив Центра детского творчества, прежде всего стремятся к созданию целостной системы, в которой работа творческих объединений воспитанников ориентировалась бы на конкретную идею. Такой смыслообразующей идеей для нас явилась идея создания среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации в соответствии со способностями их жизненной стратегии, ориентированной на успешную деятельность в контексте современной среды и современной культуры. Данная идея созвучна основной идее программы развития Центра детского творчества.
В выборе подходов к осуществлению работы с одаренными детьми наша принципиальная позиция состоит в том, что мы не отбираем одаренных детей, а принимаем всех детей и работаем с ними в контексте деятельностной парадигмы. Сущность ее в том, что одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам - успех в деятельности. Главным принципом нашей работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности.
Деятельность по обучению, развитию и поддержке одаренных детей в Центре детского творчества осуществляется в ходе решения комплекса взаимосвязанных задач:
обеспечение условий для личностного и индивидуального развития детей, создание ситуации успешности для них;
предоставление возможностей получения широкого спектра услуг дополнительного образования;
формирование системы интеллектуальных и творческих состязаний, в том числе, с использованием информационно-коммуникационных технологий;
создание механизма поиска и выявления одаренных и талантливых детей;
психолого-педагогическое сопровождение и социальная поддержка одаренных детей;
развитие системы повышения квалификации педагогов для работы с одаренными детьми;
стимулирование педагогов, работающих с одаренными детьми;
взаимодействие с родителями одаренных обучающихся.