Разработка урока по химии с элементами проблемного обучения
Разработка урока по химии с элементами проблемного обучения
Тема урока: "Химические реакции"
Цель урока: сформировать представление у учащихся о разделении веществ и о видах химических реакций.
Задачи урока:
а) образовательные:
-формировать знания и умения;
- наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;
- способствовать усвоению понятий о реакции горения, реакциях экзотермических и эндотермических.
б) воспитательные:
-воспитание уважения чужого мнения, способности работать в коллективе
-воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии;
-формирование правильной самооценки учащихся.
в) развивающие:
-развитие умений и навыков самостоятельно работать с учебной литературой;
-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать собственные гипотезы и делать выводы, выступать перед аудиторией.
Тип урока: комбинированный (словесно –наглядный).
Методы обучения:
- частично – поисковый
- словесно –наглядный
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность ученика Время (мин)
I.Орг.момент
-приветствие учеников
-проверка присутствующих и готовности обучающихся к уроку
-сообщение темы урока и его целей
-постановка домашнего задания (на доске)
II. Основная часть урока
-проверка домашнего задания в виде самостоятельной работы на тему "Способы получения чистых химических веществ"
-объяснение нового учебного материала с использованием постановки проблемных задач
III. Обобщение и закрепление нового учебного материала
-предоставить ученикам технологическую карту, которую следует полностью заполнить (дана на слайде)
IV. Подведение итогов урока
Учитель дает анализ и оценку успешности достижения цели, намечает перспективы последующей работы
V. Рефлексия
-мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения, на осмысление усвоения материала, удовлетворение своей работой.
VI. Домашнее задание
-дает возможность записать домашнее задание тем, кто не успел это сделать в начале урока I.
-приветствие учителя;
-запись домашнего задания
II.
-выполнение самостоятельной работы по предыдущей теме урока "Способы получения чистых веществ"
-изучение новой темы урока, решение в ходе урока проблемных задач
III.
-закрепление нового материала с заполнением технологической карты (дана на слайде)
IV.
-получение информации от учителя о результатах обучения на данном уроке
V.
-осмысление своей деятельности на уроке
-проведение самооценки своей деятельности
VI.
-запись домашнего задания учениками, которые не успели это сделать в начале урока 5
30
5
3
1
1
Ход урока
Организационный момент
Учитель: "Добрый день, ребята! Сегодня мы изучим тему, которая называется Химические реакции". В конце урока вы будете иметь представление о разделении веществ, а также о видах химических реакций, домашнее задание на следующий урок, записано на доске, запишите его.
Домашнее задание: пар.27 - пересказ, ответить на вопросы в конце параграфа; пар.28 - прочитать
II. Основная часть урока
На слайде представлены вопросы, ответы на которые ученикам следует дать в тетрадях для самостоятельной работы, учебники закрыты.
Вопросы:
1. Что представляет собой дистилляция или перегонка вещества?
2. Что такое дистиллированная вода?
3. Для чего используют кристаллизацию?
4. На чем основан способ фильтрования?
5. В чем суть возгонки (сублимации) вещества?
Объяснение нового материала.
Учитель: «На предыдущем уроке мы рассмотрели физические явления, т.е. такие изменения вещества, которые не приводят к изменению состава и строению молекул. Сегодня мы изучим другие явления, которые называются «химические».
Учитель проводит демонстрационные опыты:
CuSO4+NaOH = Cu(OH)2+Na2SO4 (выпадение осадка)
К полученному раствору Cu (OH)2 добавить раствор кислоты HCl
Cu (OH)2 + 2 HCl = CuCl2 +2 HOH (растворение осадка)
Прибавление фенолфталеина к NaOH (раствор окрасится в малиновый цвет)
Вопросы для обсуждения: "Какие изменения наблюдаются в ходе реакций? Чем отличаются физические явления от химических явлений?" После ответов на вопросы, в тетрадях записать внешние признаки протекания химических реакций (первый абзац параграфа).
Демонстрационный опыт: горение дихромата аммония (NH4)2Cr2O7(изменение размера реакции, цвета, выделение тепла и света).
В тетрадях записать определения реакциям горения, эндотермическим и экзотермическим реакциям. Вопрос ученикам: «Реакция какого типа произошла в последнем опыте? Какого значение горения? Где в повседневной жизни оно используется?" (экзотермическая реакция; значение горения: обеспечивает движение транспорта; обогревает жилища; применяется во всех отраслях промышленности; применяется в сельском хозяйстве; используется на тепловых электростанциях).
Условия течения химических реакций:
1. Соприкосновение веществ (зависит от площади реагирующих веществ);
2. Нагревание;
3.Действие электрического тока, тепла и т.д.
III. Обобщение и закрепление нового материала.
На слайде представлена таблица - технологическая карта.
Этапы мозгового штурма Начни на уроке… …продолжи самостоятельно дома
В крепко заваренный свежий чай в стакане поместить кусочек лимона или несколько кристаллов лимонной кислоты. Что наблюдаете? Старинные медные монеты и бронзовые изделия часто покрываются зеленоватым налетом. О чем говорит появление этих налетов? Как очистить этот налет? Какого устройство и работа огнетушителя? Почему загоревшиеся нефтепродукты или вспыхнувшие электрические провода нельзя тушить водой? Как их погасить? Эти вопросы можно найти в конце учебника. Второй столбик заполняется на уроке путем обсуждения и объяснения учениками того или иного ответа. Третий столбик ученики заполняют дома, опираясь на пройденный материал и самоподготовку.
IV, V Подведение итогов урока, рефлексия.
Учитель: "Сегодня на уроке мы познакомились с новой темой "Химические реакции". Узнали о реакциях горения, реакциях эндотермических и экзотермических. На следующем уроке нам предстоит изучить химические уравнения и способы расстановки коэффициентов в них".
Ученики анализируют свои знания, полученные в ходе урока, делает вывод о том, что усвоено им хорошо, а какие моменты урока следует повторить еще дома.
VI. Домашнее задание: пар.27 - изучить, ответить на вопросы в конце пар., заполнив технологическую карту, пар.28 - читать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного материала, можно сделать следующие выводы.
Главным образом проблемное обучение призвано для реализации трёх основных целей:
Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Третья цель - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
В соответствии с поставленными задачами в ходе курсовой работы:
- изучена и раскрыта сущность технологии проблемного обучения в учебном процессе;
-рассмотрена технологии проблемного обучения в учебном процессе на уроках химии;
-разработан урок по химии с элементами проблемного обучения.