Технология проблемного обучения с элементами рефлексии в начальной школе

Технология проблемного обучения с элементами рефлексии в начальной школе

Аннотация:
В рамках требований, предъявленных ФГОС общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных учебных действий в том числе и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий. В данной статье рассматриваются технология проблемного обучения с использованием приемов рефлексии.
Ключевые слова:
Изменение смысла образования, повышение качества образования, педагогические технологии, высокий уровень мотивации, технология проблемного обучения, развитие коммуникативных способностей, действия учителя, действия учащегося, приёмы рефлексии.


"Достоинство преподавания каждого учебного предмета
зависит сколько от личности преподавателя, столько же и от тех учебных средств, какими он может свободно распоряжаться. Без них у него нет возможности удовлетворить многим педагогическим требованиям, как бы не казались они ему основательными и разумными".
В.Я. Стоюнин


В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ утверждены и введены в действие Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Главной задачей которых является необходимость повышения качества современного образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно добывать знания. Изменение смысла образования влечёт за собой изменения в содержании образования, организации образовательного процесса и оценке образовательных результатов. При этом общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий. Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Успешность решения данных задач во многом зависит от того, какие цели педагогической деятельности ставятся каждым педагогом, какие технологии используются, как и какими методами осуществляется переход от репродуктивной (традиционной, предметно-ориентированной) к развивающей (проблемной, личностно-ориентированной) деятельности, как устроена система оценки образовательных достижений, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребёнка через создание условий для самореализации.
Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую нагруженность образовательного процесса, таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс.
Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса. Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей.
Не менее важно, что многообразие современных образовательных технологий позволяют учителю выбрать те из них, которые будут близки ему.
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В начале урока дети учатся задавать вопросы, глядя на страницу учебника или предложенный учителем материал: Что будем изучать? Для чего будем выполнять подобные упражнения? Чему должны научиться? Где могут пригодиться эти знания?
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Такое обучение требует значительных изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного материала. Использование технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д. Эффективность применения этой технологии подтверждается динамикой повышения качества обучения.
Использовать данную технологию возможно при построении любого урока в начальной школе. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаются и сравниваются с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения,
Цели технологии проблемного обучения
Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.
Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.
Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).
Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).
Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

Система действий учителя и учащихся
Этапы постановки и решения проблемы

Действия учителя

Действия учащихся

Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию.
Ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся.
Выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании.

Анализ проблемной ситуации.
Организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы.
Высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия.


Поиск решения проблемы.
Организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся.
Осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы.


Решение проблемы.
Координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической).


Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.
Подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки.
Выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.





Использование приемов рефлексии.
Ставя цели и задачи в начале урока, дети привыкают подводить итог в конце урока, отвечая на вопросы или заканчивая предложения, оценивая при этом свою деятельность и деятельность одноклассников.
В 1 классе:
У меня получилось
Я научился
Я понял, что
Было трудно.
Было интересно.
В 3 - 4 классах:
Что на вас произвело наибольшее впечатление?
Что получилось лучше всего?
Что вызвало затруднения?
Над чем хочется поразмышлять?
Какой совет дали бы себе?
Кому захотелось сделать комплимент?
Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?

Исходя из личного опыта, уровня подготовки класса, темы урока каждый учитель из многообразия современных технологий выбирает то, что ему в данный момент подходит больше всего. Технология проблемного обучения позволяет заинтересовать учащихся в результатах своей учебной деятельности, создать условия для активного включения в образовательный процесс всех учащихся, в том числе и с низким уровнем обучаемости, создать комфортный психологический микроклимат, выработать положительное отношение учащихся к школе, обучению.



Список литературы
1. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / кол. авторов ; под ред. Бордовской Н.В. –– Москва, КНОРУС, 2010. – 432 с.
2. Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. Ставрополь: СКИПКРО, 2006.-56с.

3. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Белкина В.В., Серебренников Л.Н., Гаибова В.Е. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, 2005.

4. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе // Начальная школа до и после. – 2010. – №1 –с.36-38