Повышение эффективности обучения и воспитания, применение современных образовательных технологий на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Силаева Е.Н., учитель истории и обществознания высшей квалифика-ционной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Повышение эффективности обучения и воспитания, применение современных образовательных технологий на уроках истории и во внеурочной деятельности.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. В связи с этим в наш педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Хотя существуют различные её определения, содержательным обобщением, на мой взгляд, может быть определение «педагогической технологии» как совокупности приемов, методов и способов, психолого-педагогических установок, воспитательных средств, как искусство для реализации определенного уровня содержания обучения и воспитания при оптимальных затратах времени, сил, средств.
В целях изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта многие педагоги широко используют элементы развивающих, здоровьесберегающих, так называемых «активных, интенсивных» технологий, используют дифференциацию и индивидуализацию обучения, применяют разнообразные технические средства обучения, информационные технологии. Жизнь показала, что использование вышеупомянутых технологий дает реально ощутимый результат, повышаются качества знаний, познавательный интерес к предметам.
Коренные преобразования, происходящие в нашей стране в настоящее время, отражаются на всей системе общественных отношений, в том числе системе образования, одном из главных источников формирования этих отношений. Роль образования как фактора национальной безопасности и социально-экономического развития во всем мире возрастает, эксперты программы развития ООН включили его в число трёх главных критериев «индекса человеческого развития» страны: средняя продолжительность жизни, реальная заработная плата и уровень образованности. Показатели индекса непосредственно зависят от уровня развития социальных, промышленных, информационных и образовательных технологий.
Мысль о технологизации высказывалась ещё Я.А. Каменским почти 400 лет назад. Была сформулирована важнейшая идея технологии - требование гарантий позитивного результата: ориентация на четко и детально определенные цели обучения, целесообразный отбор воспитательно-дидактических средств, наличие однозначных правил их использования, исключающих педагогическую неудачу.
Предпосылки технологизации обучения закладывались в работах отечественных ученых П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, М.Б. Воловича, З.А. Решетовой, Л.Ф. Обуховой, С.И. Шапиро, В.П. Беспалько, В.М. Монахова, а также зарубежных ученых Б.Блума, Дж.Миллера, К.Прибрама и других.
Что такое педагогическая технология, как соотносятся понятия педагогическая технология, методика обучения, педагогическая техника? Педагогической технологией обычно называют направление педагогики, цель которого повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения. С точки зрения терминологии, в настоящее время наиболее актуально словосочетание «образовательная технология», так как оно обладает более широким смыслом и включает в себя «технологию обучения», «технологию воспитания», «технологию развития» и другие разновидности технологий.
Состав технологии – это не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к результату. Существенными чертами современных трактовок понятия «образовательная технология» являются следующие:
технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе её лежат ценностные ориентации, целевые установки автора или коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата;
технологическая цепочка педагогических действий выстраивается в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем учащимся достижение и усвоения уровня государственного стандарта образования;
функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся с учетом принципов индивидуализации;
поэтапная и последовательная реализация элементов педагогической технологии являются соответствующие данной стратегии обучения диагностические процедуры, содержащие критерии результатов деятельности.
Говоря о соотношении «технологии» и методики обучения, следует обратить внимание, что и технология, и методика обучения характеризуют процедуру учебного процесса. «Технология» - это определенный алгоритм, структура процесса обучения, его стратегия, а методика – способ осуществления этого алгоритма в тактическом плане. В настоящее время сложилось два понятия методики обучения: в узком смысле как совокупность приемов проведения занятий, и в широком – как наука о закономерностях организации массового обучения. Понятие «методика» во втором понимании шире понятия «технология», т.к. методика отвечает на вопрос «чему, зачем и как учить», а технология только на последний из них. Методика включает вопросы образовательной политики, в том числе и выбор технологии для достижения образовательных целей. Технология основана на закономерностях учебного процесса как результат научного познания процесса образования человека. Методика опирается на эмпирический опыт, мастерство педагога, она ближе к артистизму, искусству. Методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется исходя из конкретных условий, ориентируясь на заданный, а не на предполагаемый результат.
Активное участие в разработке педагогических технологий принимаем, прежде всего, мы сами, благодаря накоплению массового педагогического опыта. Как педагоги мы обладаем рядом качеств, необходимых для инновационной деятельности:
критичностью мышления;
чувствительностью к противоречиям;
способностью к перегруппировке идей и связей;
способностью использовать альтернативные пути поиска;
гибкостью, беглостью, оригинальностью мышления;
богатым воображением;
чувством гармонии как гармонии;
установкой на саморазвитие и самообразование.
Массовый опыт создается педагогами, начинающими и опытными, работающих в рамках общепринятых норм и рекомендаций и стремящихся вносить «свое». Знание массового опыта совершенно необходимо, чтобы понять, в каком состоянии находится практика, какие затруднения испытывают педагоги, что дает хорошие результаты, а что тормозит её развитие. Массовый опыт характеризует нашу профессиональную школу, определяет её лицо, создает основу для выработки передового педагогического опыта.
В передовом опыте находят разрешение те затруднения, с которыми сталкивается большинство педагогов. Он связан с совершенствованием и преобразованием педагогической системы, Преобразовательный педагогический опыт затрагивает саму суть педагогической системы – её цели, отрицает сложившиеся стереотипы, вступает в конфликт с действующими нормами. Его часто называют новаторским, а педагогов, создавших такой опыт, педагогами-новаторами.
Принципиальное отличие инновационного опыта заключается в том, что он создается чаще всего в искусственных условиях, живет как некая «модель», которая потом переносится в практику при создании там определенных условий. Передовой педагогический опыт и инновационный опыт, изученный и научно обоснованный, и есть суть новых образовательных технологий.
Педагогическая техника – это арсенал педагогических средств, педагогических умений и навыков, при помощи которых педагог непосредственно осуществляет учебный процесс. Эти средства всегда индивидуальны, неповторимы, основаны на использовании педагогом своих сильных личностных качеств. Педагогическая техника включает две группы умений – умение управлять собой и умение взаимодействовать с учащимися в процессе решения учебных задач.
Существующие педагогические технологии подразделяют на две группы: предметно-ориентированные, личностно-ориентированные. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы развитие личности. Формирование знаний, умений и навыков при этом является средством достижения этой центральной задачи. Основной целью и результатом применения предметно-ориентированных технологий является формирование системы ЗУН, формирование личностных качеств.
Приоритетом в таком разделении педагогических технологий отдается личностно-ориентированным технологиям, так как им свойственны:
акцент на индивидуализацию содержания образовательных систем, т.е. отход от их единства для всех образовательных учреждений;
личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, т.е. то, что ещё называют педагогикой сотрудничества;
Образовательными технологиями, нашедшими уже достаточно широкое применение в учебном процессе являются:
дифференцированное обучение;
технология полного усвоения;
технология развития творческих качеств учащихся;
программированное обучение;
технология развивающего обучения (система Л.В.Занкова, система В.В.Давыдова);
проблемное обучение;
игровые технологии;
гуманно-личностная технология;
педагогика сотрудничества;
личностно-ориентированное развивающее обучение;
информационные технологии (компьютерное обучение);
технология интеллектуальной коллективной деятельности;
модульное обучение и др.
Тенденция технологизации образования имеет глобальный характер и направлена одновременно на повышение эффективности образовательных систем и уменьшение затрат на достижение результатов при сохранении здорвьесберегающей направленности. Неизмеримо возрастает сейчас роль личности педагога, его общей и профессиональной культуры, убежденности, нравственности, общительности, его эмоционального богатства.
Овладение образовательными технологиями требует формирования внутренней готовности преподавателя к серьезной работе по преобразованию самого себя. Огромную помощь в этой работе может оказать система повышения квалификации, сочетающая организацию научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, разработку моделей управления педагогическим коллективом на этапе внедрения образовательных технологий.
Создание банка образовательных технологий и научно обоснованная организация их освоения позволит достаточно оперативно повысить педагогическую компетентность преподавателей. Технологичность образовательного процесса – один из показателей повышения качества и оценка деятельности образовательного учреждения и образования в целом, обеспечивающих его экономическую эффективность и гуманистическую направленность.
В дальнейшем технологии будут, вероятно, не только личностно-ориентированными на глобальном воздействии развивающих личностей посредством сетей и телекоммуникаций, сопровождаемыми таким же взаимодействием педагогов.

Господствовавшая в советскую эпоху истории России тоталитарная идеология и государственная образовательная политика строго регламентировали работу педагога. Ему предписывалось, что можно делать и чем нельзя заниматься. Творчество учителя ограничивалось рамками официозной марксистко-ленинской педагогики. И в ту эпоху появлялись учителя-новаторы, рождались и умирали авторские школы что, впрочем, свидетельствует скорее об иммунитете педагогических систем, нежели о свободе педагогического творчества. Инновирование образования осуществлялось под строгим контролем партийных органов, определяющих также социальный заказ школе и другим учреждениям образования.
В постперестроечный период учителю было позволено творить: выбирать программы и учебники, самому создавать вариативные программы, никому не возбранялось экспериментировать на уроке. Свобода творчества, казалось бы, создала все условия для развертывания инновационных процессов. Действительно, педагогов-новаторов стало значительно больше, поскольку использование (или разработка) новых технологий само по себе было ново и интересно.
На современном этапе внедрение и использование новых образовательных технологий требует зрелости, завершенности процесса возникновения и развития инновационных идей до уровня технологий. Важно и то, чтобы инновация прошла все этапы развития. Завершенность становления педагогических технологий характеризуется также качеством и полнотой учебно-методического комплекса. Если внедрение технологии ведется без модернизированных учебников или не разработаны методические рекомендации для учителя, появляется благодатная почва для появления псевдоинноватики. Не так давно в Татарстане и в России считался эффективным путь освоения инноваций, когда педагога знакомят только с самой идеей. Предполагалось, что педагог вполне способен самостоятельно создать технологии обучения, отражающие его научные интересы, структуру контингента учащихся и пр. Многочисленные попытки распространить инновации таким образом закончились полным провалом (например, идея социализации школьников в процессе обучения и воспитания).
Многие современные образовательные технологии имеют научно обоснованную методику обучения и воспитания учащихся. Педагогу лишь нужно ознакомится с целями, задачами и методикой этих технологий и смело использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии в обучении истории и обществознания.
На примере уроков истории и обществознания рассмотрим использование самой продуктивной, по мнению самих учащихся, информационной технологии.
Основной целью обучения истории и обществознания, является формирование, развитие коммуникативной деятельности школьников...
Сегодня можно с уверенностью сказать, что компьютер как новое техническое средство активно внедряется в сферу преподавания гуманитарных наук, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и др.
Эффективность применения информационных технологий не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средства обучения можно назвать субъектную ориентацию, гибкость и вариативность. Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении.
В дидактический процесс включаются электронные учебники, схемы, мультимедийные энциклопедии. Яснее становится возможности специальных программных средств, которые позволяют легко создавать учебные компьютерные курсы без использования программирования. Компьютер выступает, в частности, как тренажер, помогающей учащимся овладеть знаниями, умениями, навыками с помощью тренировочных упражнений; как канал общения и источник получения информации из различных баз данных, как средство презентации аудиовизуальной информации и т.д.
Все функции компьютера, используемые в учебном процессе, отражают с одной стороны, ведущие тенденции развития современных компьютерных технологий, с другой – реализуют основные направления развития методической мысли, выдвигающей на первый план коммуникативный, личностный подход к изучению гуманитарных наук.
Опыт показывает, что в процессе обучения .. компьютер может выполнять функции, которые должны обеспечивать формирование
Компьютерная обучающая программа может быть оценена положительно при соблюдении ряда условий. Она должна быть целенаправленной, объективной и корректной, должна отражать реальные факты. В учебных целях наряду со специально созданными программами используется аутентичные материалы, среди которых выделяются, прежде всего, ресурсы Интернета, как одного из видов реализации компьютерных технологий, а также страноведческие мультимедийные материалы.
Различные виды компьютерных технологий используются как инструмент для создания тренировочных упражнений; как информационная база данных, позволяющая создавать, хранить и анализировать исторические тексты; как средство учебного взаимодействия в системах Интернета и дистанционного обучения.
Необходимо назвать следующие виды компьютерных технологий, которые необходимы в практической работе преподавателя: текстовые редакторы, системы мультимедиа, системы мультимедийной презентации, электронные учебники, системы дистанционного обучения и Интернет. Преподаватель должен понимать содержание таких понятий, как гипертекст, типы диалога с компьютером, форумы, мультимедиа и др.
Выбор того или иного вида компьютерных технологий зависит от ряда факторов методических решений, наличия тех или иных программных средств, материальных ресурсов. Для каждой из вышеперечисленных форм характерна своя специфика.
Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Мультимедийная презентация с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком) может быть использована во время урока-лекции, урока-беседы, или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.
Хотя применение компьютерных технологий на уроках истории и обществознания и возможность выхода в Интернет содержит в себе много положительных моментов, основным недостатком использования информационных технологий в учебном процессе в настоящее время является отсутствие соответствующей теории. Современные средства информации скорее используются как «приманка», в лучшем случае, просто как источник информации, а не в качестве вспомогательного средства в освоении столь трудных предметов, способствующего развитию различных навыков и умений.
Таким образом, использование элементов различных образовательных технологий позволяет сделать учебно-воспитательный процесс содержательным, интересным, эффективным.







Литература.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.,1989.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т.- М., 1986.
Михайлова Н.Н. Целеполагание педагогической деятельности в условиях технологизации образования.- М., 2002.
Педагогика. Под. Ред. Пидкасистого П.И. – М., 1996.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
Уварова Н.М., Сергеева Т.А., Максимченко Т.В. Технология оформления педагогического опыта. – М., 2001.











15